«Проблема использования интерактивных игр в дошкольной организации»
статья (старшая группа)
Социальную действительность дети начинают отражать в играх с наиболее простых и понятных им явлений. Игра как особая деятельность дошкольника, имеющая социально-историческое происхождение, исследовалась особенно тщательно психологами и педагогами России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soboleva_n.v.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблема использования интерактивных игр в дошкольной организации»
Н.В.Соболева, воспитатель, МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида«Капитошка»,
г.Железногорск, Курская область
Одним из приоритетных направлений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование нравственного сознания дошкольников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества и окружающей реальности. [5]
Социальную действительность дети начинают отражать в играх с наиболее простых и понятных им явлений. Игра как особая деятельность дошкольника, имеющая социально-историческое происхождение, исследовалась особенно тщательно психологами и педагогами России.
Л. С. Выготский одним из первых обратился к игре как ведущему виду деятельности дошкольника и разработал гипотезу о психологической сущности развернутой формы игры. [3]
Фундаментальным исследованием является монография Д. Б. Эльконина «Психология игры», в которой дана психологическая теория детской игровой деятельности. Несмотря на всестороннее исследование значения игры в дошкольном возрасте, она часто недооценивается как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. [6]
Работая с детьми дошкольного возраста, можно прийти к выводу, что у детей не сформированы навыки самостоятельной игровой деятельности, бедны впечатления об окружающей действительности. Дети играют в основном в одиночку непродолжительное время. Так же заметно стереотипное, заученное игровое поведение детей разных возрастных групп, неумение играть вместе. Дети редко проявляют инициативу в игре, отсутствуют элементы творческого отображения действительности. Столкнувшись с этой проблемой, можно обнаружить, что нет системы по использованию игр в образовательном процессе. Для того, чтобы дети научились играть и отображать окружающую действительность, можно использовать интерактивные игры.
Интерактивная игра («inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, игра ориентирована на более широкое взаимодействие воспитанников не только с педагогом, но и друг с другом, а также на доминирование активности детей в процессе воспитания. Место педагога на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности детей на достижение целей занятия. Воспитатель разрабатывает план занятия (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ребенок изучает материал). Создавать интерактивные игры можно в разных программах.
Цель интерактивных игр состоит в создании комфортных условий обучения, при которых воспитанник чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения; дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того как обучение закончится. [4]
Задачами интерактивных игр являются:
- пробуждение у обучающихся интереса;
- эффективное усвоение учебного материала;
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
- формирование у обучающихся мнения и отношения.
При использовании интерактивных форм роль педагога резко меняется. Он перестает быть центральной фигурой, лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи.
Работа педагога с детьми нацелена на разностороннее развитие воспитанников, совершенствование их познавательных способностей, развитие эмоционально-волевых и нравственных качеств игровыми средствами. [1]
Интерактивные игры, можно использовать следующие:
– игровые упражнения;
– игры с правилами;
– развлекательные игры;
– дидактические игры;
– игры народные;
– игры музыкальные;
– игры хороводные.
В играх огромную роль играет наглядность:
– иллюстрации;
– видеоматериалы;
– рисунки, поделки;
– фотографии;
– плакаты;
– открытки.
В качестве литературного содержания можно использовать русский фольклор: стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы, потешки, байки, прибаутки. [2]
Общеизвестным педагогическим основанием является признание того, что любая деятельность, в том числе игра, становится средством воспитания лишь тогда, когда она доведена до уровня самостоятельности.
В процессе игры нужно создать условия, способствующие активному вовлечению всех воспитанников в образовательную деятельность. Для этого необходимо:
- создание атмосферы, располагающей к сотрудничеству;
- создание благоприятного эмоционального фона;
- учитывание индивидуальных мнений воспитанников;
- опора на групповой опыт;
- свободный выбор личных решений;
- обязательная активность дошкольников;
- получение знаний через прямой опыт обучаемых;
- использование социального моделирования, то есть проигрывания ситуаций, возникающих в группе.
Благодаря использованию интерактивных игр в процессе воспитания, внутренние чувства детей изменяются, поднимаются на более высокую ступень развития. Наиболее сильное воздействие игры оказывают на формирование у детей представления об отдельных атрибутах культуры, окружающей действительности.
Литература
1.Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя/ Н.П.Аникееева. - М.: Просвещение, 2008 - 342 с.
2.Буре Р. С., Година Г. Н, Шатова А. Д. и др. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада / под ред. А. М. Виноградовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2008.
3. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 324-326.
4.Деркунская, В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре: планирование и методические рекомендации / Под ред. Е.А. Андрюковой. М.: Педагогическое общество России, 2014. 128 с.
5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014. 32 с.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры. –– М.: Владос, 1999 г. - 360 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей«Использование интерактивной доски в дошкольном учреждении»
Как мы с вами знаем, новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования не только к содержанию образования, к его результатам, но и к у...
Консультация для воспитателей«Использование интерактивной доски в дошкольном учреждении»
Информационные технологии в дошкольном образовании способны преподать материал в игровой форме, а, как известно, это одна из самых запоминающихся для дошкольников форм.Видеофайлы позволяют б...
Статья на тему: «Использование интерактивных технологий в дошкольном образовании»
В данной статье рассматривается вопрос использования интерактивных технологий в дошкольном образовании. Представлены положительные стороны использования интерактивной доски в НОД с детьми дошкольного ...
Проблема использования игр-аттракционов в дошкольных образовательных организациях
В данной статье раскрывается понятие "игра-атрракцион", подробно описывается специфика игр-аттракционов, а также представлены различные виды игр-аттракционов....
Методы интерактивной педагогики в дошкольной организации в условиях ФГОС
Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, ...
Рекомендации для родителей детей младшего дошкольного возраста на тему: "Использование интерактивных образовательных ресурсов для организации досуга детей дома" .
Презентация на тему "Использование интерактивных образовательных ресурсов для организации досуга детей дома" , предназначена для родителей, как интерактивный материал, включающий в себ...
Мастер- класс для педагогов по работе с интерактивной доской «Использование интерактивной доски в дошкольном учреждении»
Мастер- класс для педагогов по работе с интерактивной доской «Использование интерактивной доски в дошкольном учреждении»...