«Проблема использования интерактивных игр в дошкольной организации»
статья (старшая группа)

Соболева Наталья Вениаминовна

Социальную действительность дети начинают отражать в играх с наиболее простых и понятных им явлений. Игра как особая деятельность дошкольника, имеющая социально-историческое происхождение, исследовалась особенно тщательно психологами и педагогами России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soboleva_n.v.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблема использования интерактивных игр в дошкольной организации»

Н.В.Соболева, воспитатель, МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида«Капитошка»,  
г.Железногорск, Курская область

Одним из приоритетных направлений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование нравственного сознания дошкольников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества и окружающей реальности. [5]

Социальную действительность дети начинают отражать в играх с наиболее простых и понятных им явлений. Игра как особая деятельность дошкольника, имеющая социально-историческое происхождение, исследовалась особенно тщательно психологами и педагогами России.

 Л. С. Выготский одним из первых обратился к игре как ведущему виду деятельности дошкольника и разработал гипотезу о психологической сущности развернутой формы игры. [3]

Фундаментальным исследованием является монография Д. Б. Эльконина «Психология игры», в которой дана психологическая теория детской игровой деятельности. Несмотря на всестороннее исследование значения игры в дошкольном возрасте, она часто недооценивается как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. [6]

Работая с детьми дошкольного возраста, можно прийти к выводу, что у детей не сформированы навыки самостоятельной игровой деятельности, бедны впечатления об окружающей действительности. Дети играют в основном в одиночку непродолжительное время. Так же заметно стереотипное, заученное игровое поведение детей разных возрастных групп, неумение играть вместе. Дети редко проявляют инициативу в игре, отсутствуют элементы творческого отображения действительности. Столкнувшись с этой проблемой, можно обнаружить, что нет системы по использованию игр в образовательном процессе. Для того, чтобы дети научились играть и отображать окружающую действительность, можно использовать интерактивные игры.

Интерактивная игра («inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, игра ориентирована на более широкое взаимодействие воспитанников не только с педагогом, но и друг с другом, а также на доминирование активности детей в процессе воспитания. Место педагога на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности детей на достижение целей занятия. Воспитатель разрабатывает план занятия (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ребенок изучает материал). Создавать интерактивные игры можно в разных программах.

Цель интерактивных игр состоит в создании комфортных условий обучения, при которых воспитанник чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения; дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того как обучение закончится. [4]

Задачами интерактивных игр являются:

  • пробуждение у обучающихся интереса;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
  • формирование у обучающихся мнения и отношения.

При использовании интерактивных форм роль педагога резко меняется. Он перестает быть центральной фигурой, лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи.

Работа педагога с детьми нацелена на разностороннее развитие воспитанников, совершенствование их познавательных способностей, развитие эмоционально-волевых и нравственных качеств игровыми средствами. [1]

Интерактивные игры, можно использовать следующие:

– игровые упражнения;

– игры с правилами;

– развлекательные игры;

– дидактические игры;

– игры народные;

– игры музыкальные;

– игры хороводные.

В играх огромную роль играет наглядность:

– иллюстрации;

– видеоматериалы;

– рисунки, поделки;

– фотографии;

– плакаты;

– открытки.

В качестве литературного содержания можно использовать русский фольклор: стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы, потешки, байки, прибаутки. [2]

Общеизвестным педагогическим основанием является признание того, что любая деятельность, в том числе игра, становится средством воспитания лишь тогда, когда она доведена до уровня самостоятельности.

В процессе игры нужно создать условия, способствующие активному вовлечению всех воспитанников в образовательную деятельность. Для этого необходимо:

  • создание атмосферы, располагающей к сотрудничеству;
  • создание благоприятного эмоционального фона;
  • учитывание индивидуальных мнений воспитанников;
  • опора на групповой опыт;
  • свободный выбор личных решений;
  • обязательная активность дошкольников;
  • получение знаний через прямой опыт обучаемых;
  • использование социального моделирования, то есть проигрывания ситуаций, возникающих в группе.

Благодаря использованию интерактивных игр в процессе воспитания, внутренние чувства детей изменяются, поднимаются на более высокую ступень развития. Наиболее сильное воздействие игры оказывают на формирование у детей представления об отдельных атрибутах культуры, окружающей действительности.

Литература

1.Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя/ Н.П.Аникееева. - М.: Просвещение, 2008 - 342 с.

2.Буре Р. С., Година Г. Н, Шатова А. Д. и др. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада / под ред. А. М. Виноградовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2008.

3. Глаголева К. С.  Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 324-326.

4.Деркунская, В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре: планирование и методические рекомендации / Под ред. Е.А. Андрюковой. М.: Педагогическое общество России, 2014. 128 с.

5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014. 32 с.

6. Эльконин Д.Б.  Психология игры. –– М.: Владос, 1999 г. - 360 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование интерактивной доски в дошкольном учреждении»

Как  мы  с  вами  знаем,  новый  стандарт  дошкольного  образования  предъявляет требования не только к содержанию образования, к его результатам, но и к у...

Консультация для воспитателей «Использование интерактивной доски в дошкольном учреждении»

Информационные технологии в дошкольном образовании способны преподать материал в игровой форме, а, как известно, это одна из самых запоминающихся для дошкольников форм.Видеофайлы позволяют б...

Статья на тему: «Использование интерактивных технологий в дошкольном образовании»

В данной статье рассматривается вопрос использования интерактивных технологий в дошкольном образовании. Представлены положительные стороны использования интерактивной доски в НОД с детьми дошкольного ...

Проблема использования игр-аттракционов в дошкольных образовательных организациях

В данной статье раскрывается понятие "игра-атрракцион", подробно описывается специфика игр-аттракционов, а также представлены различные виды игр-аттракционов....

Методы интерактивной педагогики в дошкольной организации в условиях ФГОС

Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, ...

Рекомендации для родителей детей младшего дошкольного возраста на тему: "Использование интерактивных образовательных ресурсов для организации досуга детей дома" .

Презентация  на тему "Использование интерактивных образовательных ресурсов для организации досуга детей дома" , предназначена для родителей, как интерактивный материал, включающий в себ...

Мастер- класс для педагогов по работе с интерактивной доской «Использование интерактивной доски в дошкольном учреждении»

Мастер- класс для педагогов по работе с интерактивной доской «Использование интерактивной доски в дошкольном учреждении»...