ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Е.А.Кукушкина
статья на тему

Кукушкина Елена Алексеевна

Аннотация. В статье автором представлены направления инновационной работы в дошкольном образовательном учреждении. Раскрыты инновационные технологии, используемые педагогом ДОУ в профессиональной деятельности. Обосновывается необходимость формирования у педагога готовности к инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации, инновационные технологии, готовность педагога в инновационной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukushkina_statya_innovatsii_2017.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.373

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Е.А.Кукушкина

Аннотация. В статье автором представлены направления инновационной работы в дошкольном образовательном учреждении. Раскрыты инновационные технологии, используемые педагогом ДОУ в профессиональной деятельности. Обосновывается необходимость формирования у педагога готовности к инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации, инновационные технологии, готовность педагога в инновационной деятельности.

Инновационные подходы, технологии, методы, методики в последние годы все чаще внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Исключением не стало образование, в частности, дошкольное. Новые знания, иное видение востребовано в обществе, если приносят ощутимый результат, повышают качество и эффективность деятельности.

Необходимость внедрения и реализации в дошкольном образовании инноваций обусловлено рядом причин: поиск решения существующих в системе дошкольного образования проблем; стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых образовательных услуг и результаты профессиональной деятельности; возрастающие запросы родителей к услугам, предоставляющих учреждениями; растущая конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями [1].

Все нововведения, внедряемые в детском дошкольном учреждении, можно классифицировать по следующим основаниям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс: в содержании образования; в формах, методах воспитательно-образовательного процесса; в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований: частные, единичные, не связанные между собой; модульные (комплекс частных, связанных между собой); системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу: комбинаторные нововведения; радикальные инновации.

4. По отношению к действующему: заменяющее новшество; отменяющее нововведение; открывающее нововведение; ретровведение.

Отметим, что в дошкольном образовательном учреждении можно выделить следующие инновации [4]:

  1. В управленческой деятельности: создание единой программы управления; разработка концепций и программ развития учреждения, образовательных программ; изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качество образования.
  2. В содержании образовании: адаптация и внедрение новых образовательных программ; организация дополнительных образовательных услуг.
  3. В технологиях: адаптация, разработка и использование здоровьесберегающих технологий; использование технологии проблемного и развивающего обучения, информационных технологий.
  4. В управлении персоналом: создание системы непрерывного образования педагогов; разработка программ формирования и развития кадрового потенциала и резерва; использование мастер-классов, проектов; активные методы обучения.
  5. В работе с обучающимися: обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов; разработка индивидуального маршрута развития; формирование портфолио ребенка.
  6. В работе с родителями: использование интерактивных методов.
  7. В предметно-развивающей среде: формирование развивающего пространства и среды.

Все инновационные подходы, техники, технологии, методы и методики, которые используются в дошкольном учреждении направлены прежде всего на стимулирование познавательных процессов и активности ребенка, его творческих способностей, потенциала.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

К числу инновационных образовательных технологий, используемых в педагогической практике, можно отнести:

  1. Здоровьесберегающие технологии,  направленные на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.
  2. Технологии проектной деятельности. Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

3. Технологии  исследовательской  деятельности. Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты. Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

4. Развивающие технологии. В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

5. Коррекционные технологии. Их целью является снятие психо-эмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

6. Информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

7. Личностно-ориентированные технологии. Цель личностно-ориентированной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения. Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

8. Игровые технологии. Игровые технологии — фундамент всего дошкольного образования. При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций.

9. Технология «ТРИЗ» - теорию решения изобретательных задач. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций [2].

В условиях постоянного внедрения инноваций актуальной становится проблема готовности педагога детского дошкольного образования к инновационной педагогической деятельности, которое можно рассматривать, как особое личностное состояние, предусматривающее наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии [5].

Готовность к инновационной деятельности является внутренней силой, которая формирует инновационную позицию педагога. По структуре это сложное интегративное образование, охватывающее разнообразные качества, свойства, знания, навыки личности. Как один из важных компонентов профессиональной готовности, она является предпосылкой эффективной деятельности педагога, максимальной реализации его возможностей, раскрытия творческого потенциала.

В инновационных образовательных преобразованиях особенно высоки требования ко всем субъектам образовательного процесса, в особенностям к уровню компетентности педагога, который должен уметь направлять учебно-воспитательный процесс на личность воспитанника, выстраивать свою профессиональную деятельность так, чтобы каждый ребенок имел большие возможности для развития.

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр "Сфера", 2009.
  2. Горбунова Н.В. Инновационные процессы в дошкольном образовании // Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного профиля в условиях непрерывного образования: материалы международной научно-практической заочной конференции. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016.- с.197 – 200.
  3. Линник Н. М Инновационная деятельность в контексте ФГТ / Дошкольная педагогика. -2011 г. - №10. - с.8.
  4. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009.
  5. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М.: Изд. Центр "Академия", -2012.- 432с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении

Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении...

Консультация для педагогов "Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении"

Может быть использована при подготовке к педагогическому совету так и в работе с кадрами...

Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении

Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях...

Консультация для родителей «Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении»

Консультация для родителей «Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении»...

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...

Консультация для родителей на тему: «Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении»

Консультация для родителей на тему:«Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении» Инновацией называют создание и использование нового компонента...

Консультация для родителей «Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении»

Консультация для родителей «Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении»...