НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья на тему

Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст.43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ [1].

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

В основе стандартов лежит принцип договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. Государственный специальный образовательный стандарт является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ.

Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития.

Целью специального образования является введение в социальную жизнь, преодолеть «социальный вывих», а ознакомление ребенка с обществознанием можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи содержания обучения, а также – методы, приемы и средства достижения этих задач, которые в условиях нормы достигаются традиционным способом [2].

Можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные детям с ОВЗ:

- начать  специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

-ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

- использовать специальные методы, приемы и средства обучения, обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;

-индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

-обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

-максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

В структуре образования детей с ОВЗ во всех вариантах стандарта предполагается выделить шесть основных областей образования. Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции. В названии каждой содержательной области образования отражены обе, неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны образовательного процесса [3].

Один из шести областей образования обозначен как «Обществознание – практика жизни в социуме». Требования к результатам освоения первоначальных знаний обществознания предполагают овладение представлений о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей; формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, растущего гражданина своего государства; развитие понимания социального окружения, практическое освоение социальных навыков; способность к сотрудничеству в общественной жизни [2].

Таким образом, представленные факторы, определили необходимость разработки педагогического проекта, реализующего задачи профилактики и коррекции эмоционального развития детей с нарушениями слуха на базе МДОУ «Детский сад №26 компенсирующего вида» города Чебоксары.

           Проблема развития эмоциональной сферы привлекает все большее внимание исследователей различных специальностей: философов (В. С. Библер, А.С. Арсентьев, Ф. Т. Михайлов), социологов (П. Д. Парыгин, И. С.Кон), психолингвистов (А. А. Бодалев, А. В. Запорожец, М. А. Лисина), педагогов (Л. Менжерицкая, Н. А. Виноградова) и другие, которые рассматривают эти проблемы с различных сторон, выявляя те аспекты, которые отвечают характеру проблем, возникающих в каждой из упомянутых конкретных наук.

Эмоции (К.Е. Израда) рассматриваются как основная мотивационная система человека, а также как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию. Своеобразие эмоций определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли и характера. Мир эмоций сложен и многообразен. Эмоции формируются в процессе общения ребенка со взрослыми и со сверстниками.

По утверждению Л.С. Выготского источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослыми. Отношение взрослого к ребенку (его чувствительность, отзывчивость, сопереживание) лишь облегчает понимание социальных норм, подкрепляет соответствующее поведение и помогает ребенку подчиниться социальным влияниям.

Вопрос подготовки дошкольников к овладению эмоционально-коммуникативным навыкам является частью проблемы подготовки к обучению, который с каждым годом становится все актуальнее. Обучение детей дошкольного возраста – это сложный процесс, который можно выполнять индивидуально или коллективно  с детьми. Вместе получается быстрее и интереснее, но только при условии, что партнеры владеют эмоционально-коммуникативными навыками, т. е. способны сотрудничать.

Известно, что слабослышащие дети, имеющие поведенческие нарушения, заставляют педагогов и родителей искать разнообразные пути решения этой проблемы. К расстройствам поведения такого ребенка можно отнести повышенную двигательную и эмоциональную активность, частые капризы, повышенную утомляемость. Такой ребенок непоседлив и беспокоен, у него переменчивое настроение [5].

Таким образом, необходимо своевременно начать коррекционную работу, ведь такой ребенок не всегда «перерастает» это состояние. Дети дошкольного возраста с нарушением слуха с похожими проявлениями склонны конфликтовать, проявлять агрессию. Они с трудом адаптируются в коллективе сверстников. В школьный период у них могут появиться сопутствующие проблемы, такие как неуспеваемость, конфликтность, отсутствие мотивации учения и т. п. Это приводит к развитию неврозов, асоциального поведения, а в некоторых случаях и к более серьезным заболеваниям.

Помимо специалистов самостоятельная работа родителей будет значительной поддержкой для изменения нежелательных черт в поведении и характере ребенка и, кроме того, позволит установить с ребенком более тесную эмоциональную связь.

В МДОУ «Детский сад №26 компенсирующего вида»  города Чебоксары для слабослышащих детей  я столкнулась с проблемой недоразвития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Слабослышащие дети часто конфликтуют в семье, детском саду со сверстниками и взрослыми, апеллируют к кулаку, как к единственному аргументу. Постепенно привыкая к жестокости и насилию в разрешении спорных вопросов. Замечено, что даже при незначительном снижении слуха речевое развитие может значительно отставать от нормы. Таким детям свойственно прибегать к действию, а не к слову в разрешении конфликтных ситуаций.

Таким образом, возникла идея реализовать педагогический проект «Улыбка», основной целью которого является необходимость разработки внедрения в коррекционно-воспитательную работу систему игр-упражнений «Лучики радости», направленных на формирование эмоционального развития слабослышащих детей.

Целью поиска эффективных путей реализации идеи явилось повышение уровня подготовки к школе  детей с ОВЗ  (ограниченными возможностями здоровья)  путем активизации компенсаторных возможностей организма.

Мониторинг реализации проекта «Улыбка» проходил в три основных этапа. Задачами первого (подготовительного) этапа являлись:

-ориентирование в актуальных проблемах ребенка;

-формирование гипотезы о причинах возникновения проблемы;

-определение средств диагностики.

На этом этапе использовались следующие методы: тестирование детей, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение за детьми, беседы, анализ продуктов предметно-продуктивной деятельности, изучение документации специалистов.

Задачами второго (основного) этапа реализации проекта являлись:

-углубленная диагностика эмоциональной сферы детей с ОВЗ;

-состояние психических процессов на фоне снижения слуха в динамике развития в течение учебного года.

На третьем (заключительном) этапе проводилось уточнение полученных данных. С каждым ребенком был пройден индивидуальный образовательно-коррекционный маршрут на основе реализации системы коррекционных игр-упражнений «Лучики радости».

Результаты  комплексной диагностики показали востребованность коррекционно- образовательных услуг как со стороны сотрудников ДОУ, так и со стороны родителей и детей. Положительная динамика удачно решенных проблем показала эффективность научно-методического и организационного обеспечения педагогического проекта; медико-психолого-педагогического сопровождения; разработки и реализации адресных профилактических и коррекционных мероприятий; повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов; целесообразность организационно-методической помощи родителям.

Для  реализации педагогического проекта «Улыбка» была создана комплексная система коррекционно-развивающих игр-упражнений по эмоциональному развитию слабослышащих детей; разработаны личностно-ориентированные формы взаимодействия детей-родителей-специалистов с целью профилактики поведенческих нарушений.

Необходимость создания, разработки и апробации цикла игр-упражнений «Лучики радости» была продиктована тем, что в ДОУ ежегодно комплектуются ГПМПК группы  компенсирующего вида из числа детей, которые посещали другие детские дошкольные учреждения города или воспитывались дома, часто социально и педагогически запущенные. В период адаптации к новому детскому коллективу остро встает вопрос о налаживании контакта с детьми и педагогами, сплочении детского коллектива [4].

Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, является эффективным средством воспитания  и обучения. Использование нетрадиционных подходов в воспитании можно качественно и в короткие сроки сформировать и скорректировать недостатки эмоционального развития детей с нарушениями слуха. Данная система игр-упражнений поможет детям дошкольного возраста с ОВЗ развивать эмоциональную сферу, приобрести навыки сотрудничества в совместной деятельности.

Следовательно, система развивающих игр-упражнений «Лучики радости» - органическое дополнение к традиционной развивающей системе воспитания и образования детей с ОВЗ, позволяющей приблизить образовательный процесс к возрастным потребностям ребенка-дошкольника.

Развитие эмоциональной сферы позволяет понимать состояние и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. При этом у ребенка формируется эмпатия, социальная чуткость. Всё это в дальнейшем поможет ему психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами (взрослыми и сверстниками).

Данная система коррекционных игр-упражнений направлена на перестройку неблагополучно сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения.

Не существует универсальных способов решения всех проблем, связанных с эмоциональным развитием детей, однако, обладая очень сильным желанием, терпением, любовью можно достичь значительных результатов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова – М.: ВЛАДОС, 2009.
  3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.09. 2008 г. № 666.
  4. Носкова Л.П., Головчиц Л.А.,Шматко Н.Д. Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей» / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко – М.: Просвещение, 1991.
  5. Носкова Л.П., Головчиц Л.А.,Шматко Н.Д. Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей» / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко – М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в специальной группе детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья: « Зимняя картина». ( 2-3 год обучения)

Интегрированное занятие в специальной группе детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья « Зимняя картина» с использованием элементов пальчиковой гимнастики, способствующее ра...

Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах  ребенка, Конституции Российской Федерации, гарантирующей всем детям право на  обязательное и бесплатное среднее образование.При разработ...

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье излагается практический опыт работы со слабослышащими  детьми старшего дошкольного возраста  МДОУ «Детский сад №26 компенсирующего вида»  города Чебоксары по проблеме фор...

Реализация адаптированных и индивидуальных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья

В законе об образовании РФ сказано, что каждый ребёнок имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Основная цель это обеспечение условий для совмес...

Реализация адаптированных и индивидуальных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья

Реализация адаптированных и индивидуальных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья...

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов о...

К вопросу об использовании проектной деятельности при ознакомлении детей с ограниченными возможностями здоровья с трудовой деятельностью взрослых

Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является создание эффективных условий для реализации инклюзивной практики. Основными задачами ДОО по работе с детьми с ОВЗ (в том числе...