Проект "Волшебные пальчики".
проект на тему

Рыбкина Екатерина Сергеевна

П

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_palchiki.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная           организация «Детский сад №1 «Чебурашка» .

Проект

,,Волшебные пальчики”

Выполнила: Воспитатель

1 квалификационной категории

Рыбкина Е.С.

.

                             ст. Гиагинская

Содержание:

1. Название проекта.

2. Автор проекта и место работы.

3. Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.

4. Цель проекта.

5. Задачи проекта.

6.Участники проекта.

7. Длительность проекта.

8.Этапы реализации проекта.

9. Перечень основных мероприятий.

10.  Ожидаемый результат.

 


1.Название проекта: ,,Волшебные пальчики”.

2.Автор проекта и место работы: Воспитатель Рыбкина Екатерина Сергеевна, МБДОО №1 ,,Чебурашка”.

3.Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.

«Истоки способностей и   дарования  детей –  на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. 
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В.А.Сухомлинский

 

            Моторика – это учение о движениях тела и лежащих в их основе телесно душевных функциях. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как « орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

  Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как:  

* внимание;

* мышление;

* оптико-пространственное восприятие (координация);

* воображение;

* наблюдательность;

* зрительная  и двигательная память;

* речь.

 Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Тонкая моторика  развивается у ребенка постоянно, начиная с самого  раннего возраста. Как мы уже знаем, что детские пальчики – это самый первый тренажёр для развития мелкой моторики. С их помощью можно научиться считать, читать, показывать целые сказочные представления. И, конечно, играть!

    Давайте вместе вспомним, как любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в «Сороку-белобоку», показать «козу рогатую». Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже – с различного вида конструкторами, например, «Лего», когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали. Любят  малыши складывать раскладывать коробочки, закручивать – раскручивать разные крышечки. Эти игры формируют тонкую моторику, поэтому важно стимулировать детей к подобным занятиям, поддерживать их интерес. Ведь чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем он быстрее начинает говорит.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

  У детей часто наблюдается слабое развитие моторики пальцев рук:  они слабо владеют навыками рисования, лепки, шнуровки, расстегивания и застегивания пуговиц, очень редко играют с конструктором, пазлами, мозаикой и др.

    Чтобы помочь малышу развить пальчики, я,  остановилась на аспекте «Развитие мелкой моторики  рук с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка » -  слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Ведь всем известно, что ребёнок с  развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты -   память, внимание, связная речь.

         Свою работу я  начала с подбора методической литературы, определения задач, оборудования предметно – развивающей среды  в МБДОУ, подбора игр и мероприятий, разработки таблиц развития ребенка.

4.Цель проекта: развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

5.Задачи проекта

  1. Создать условия в МБДОУ для развития мелкой моторики  рук у воспитанников.
  2. Сформировать комплект диагностических материалов по оценки и учету индивидуальных особенностей развития мелкой моторики рук детей.
  3. Определить систему работы по развитию мелкой моторики рук.
  4. Совершенствовать  умение действовать по словесным инструкциям, соизмеряя индивидуальный темп выполнения,   умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль  за собственными действиями

       5. Осуществление взаимосвязи с музыкальным руководителем, физ.инструктором 6.Повышение компетентности родителей в области развития у ребенка мелкой моторики.

6.Участники проекта:  дети, воспитатели, родители.

7.Длительность: проект рассчитан на 1 год.

8.Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап (включает в себя диагностику детей).

2. Планирование деятельности всех участников программы.

3. Реализация проекта (создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление пособий, проведение занятий)

4. Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.

  9.Перечень основных мероприятий:    Чтобы достигнуть наибольшего результата, в развитии у детей мелкой моторики проводим работу систематически в течение дня. Также игры используются  во  время непосредственно  организованной деятельности по всем образовательным областям и в самостоятельной деятельности детей.                   

№ п/п

Образовательная область

Мероприятия

1.

«Физическая культура»

*игры и упражнения с маленькими  мячами,  маленькими  кубиками,  конструктором,  модулями,  ленточками,

*пальчиковые игры;

* самомассаж.

2.

«Здоровье»

*игры с массажными мячиками,  мешочками ( с песком, с семенами, с крупами), игры с лентами, игры с мелкими предметами по тематике, игры с пробками, с катушками, с проволокой; *физкультминутки с мелкими предметами.

3.

«Безопасность»

*пальчиковые игры на тему безопасности;

* игры с мелким различного вида  конструктором, мозаикой, рисование красками, карандашами, мелками, изготовление поделок из пластилина ( города, транспорта, светофора, спецтранспорта – «01», «02», «03», лодки, велосипеда  и др. для использования при беседах о безопасности; *использование приема обрывания для выкладывания из мелко рванной белой и черной бумаги пешеходного перехода;

* физкультминутки, пальчиковые игры по содержанию темы безопасности.

4.

«Социализация»

*пальчиковые игры «Семья», «Папа, мама и я» и др.;

*  пальчиковый, перчаточный, вязанный театры;
*подвижные игры и упражнения с мелкими кубиками, мячиками, колечками и др.;

* игры с мелким различного вида  конструктором, мозаикой, рисование красками, карандашами, мелками, изготовление поделок из пластилина ( членов семьи, предметами для разных профессий, подвижных и дидактических игр и др.);

*игры со счётными палочками и мелкими геометрическими фигурами (выкладывание членов семьи, транспорта, улицы и др.);

 *изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм ( приемы работы с тканями,  нитками, иголкой, ножницами, пуговицами, ленточками, обрывание бумаги и др.);

*физкультминутки, пальчиковые игры  о семье, профессиях, труде, играх и др.;

 

5.

«Труд»

* игры с мелким конструктором, игры с мелкими предметами по тематике,

*приготовление крошек для птиц;

*плетение из прутиков, плетение из соломки, рукоделие, ткачество, аппликации из лоскутков;

* ремонт кукольной мебели, действия с молоточком, изготовление сувениров, склеивание коробочек, изготовление гирлянд из бумаги, фольги, игрушки из ткани, роспись по дереву, резьба по дереву, составление букетов;

*труд в природе (собирание шишек, веточек, камней, листьев, семян и др.); 

*хозяйственно – бытовой труд (ремонт маленьких предметов, книг );

*физкультминутки с мелкими предметами;

* пальчиковые игры.

6.

«Познание»

*работа с раздаточным материалом ( деревянные и пластмассовые разноцветные фишки, мелкие матрёшки, грибочки, мячи и т.д);

*ФЭМП – использование для выкладывания по счету мелких предметов, круп (рисовая, гречка, пшено);

*модели геометрических фигур;

*поручения « Сколько ты принёс карандашей»,

 « Принеси столько мячей, сколько детей» и т.д.

*изготовление построек из конструктора (деревянного, металлического, пластмассового),  бумаги, природного и бросового материалов;

*игры с песком, пуговицами, шишками и др.;

*упражнения « Разложи фигурки», « Сколько зайчиков»,;

*пальчиковые игры « Раз, два, три, четыре, пять…», «  Мы делили апельсин»;

*выкладывание из мелких геометрических фигур рисунков  по образцу, игры со счётными палочками;

*физкультминутки с использованием  коротких ленточек, мелких предметов;

*пальчиковые игры.

7.

«Коммуникация»

* выкладывание букв из   семечек, счётных палочек;

*игры с мелкими предметами, игрушками на отрабатываемый звук;

*игры с предметными картинками на определённые звуки;

*пальчиковый театр ( вязанный, сшитый из ткани, пластмассовый),

*игра «Обведи букву», игра « Разложи карточки со звуками»;

*упражнение « Обведи пальчиком»;

*вырезывание из цветной бумаги по контуру, рисование красками, карандашами, лепка из глины, пластилина;

*пальчиковые игры « Оса», « Пчела», « Паровоз», « Корова зовёт телёнка»,« Как  гудит  самолёт»

*физкультминутки с мелкими предметами.

8.

«Чтение художественной литературы»

*игры с пазлами, мозаикой, счётными палочками (по сюжету);

 *лепка( пластилин, глина), рисование( карандаши, фломастеры, краски), аппликация  персонажей, по сюжету;

*упражнение « Дорисуй персонаж»,  « Обведи героя сказки»;

*поделки персонажей из природного материала; *вырезывание силуэтов из цветной бумаги, картона; фольги;

 *физкультминутки с использованием атрибутов перчаточного театра;

*пальчиковые игры « На золотом крыльце сидели….»

9.

«Художественное творчество»

Рисование  пальчиками ( краски, гуашь),мелками,  пальчиками на муке, на песке;

*аппликация из бумаги, оригами из бумаги;

*поделки из природного материала;

*вырезывание героев сказок, выкладывание горошком по нарисованному контуру; *выкладывание шерстяной цветной ниткой контур героя сказки;

*работа с проволокой;

*физкультминутки с использованием масок персонажей;

*украшение узоров, аппликация из лоскутков;

*поделки из фольги;

*использование приемов лепки согласно возрасту;

*пальчиковые игры « Мы, ребята, молодцы…»

10.

«Музыка»

*пальчиковый театр ( вязанный, тряпичный, бумажный);

*пальчиковые игры;

*игры на музыкальных инструментах, игры с бумагой, фольгой, султанчиками, с бумажным комом;

*физкультминутки с мелкими предметами;

*танцы, игры с ленточками, колокольчиками;

*игры с шумовыми инструментами

10. Ожидаемый результат.

-У детей сформируется высокий уровень развития мелкой моторики рук.

-Повысится уровень развития речи, мышления, воображения, памяти.

- Овладение разными видами трудовой деятельности

- Овладение приемами работы с разными инструментами

-. Овладение нормами этики поведения.


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...