Проект "Волшебные пальчики".
проект на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №1 «Чебурашка» .
Проект
,,Волшебные пальчики”
Выполнила: Воспитатель
1 квалификационной категории
Рыбкина Е.С.
.
ст. Гиагинская
Содержание:
1. Название проекта.
2. Автор проекта и место работы.
3. Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.
4. Цель проекта.
5. Задачи проекта.
6.Участники проекта.
7. Длительность проекта.
8.Этапы реализации проекта.
9. Перечень основных мероприятий.
10. Ожидаемый результат.
1.Название проекта: ,,Волшебные пальчики”.
2.Автор проекта и место работы: Воспитатель Рыбкина Екатерина Сергеевна, МБДОО №1 ,,Чебурашка”.
3.Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В.А.Сухомлинский
Моторика – это учение о движениях тела и лежащих в их основе телесно душевных функциях. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как « орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как:
* внимание;
* мышление;
* оптико-пространственное восприятие (координация);
* воображение;
* наблюдательность;
* зрительная и двигательная память;
* речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Тонкая моторика развивается у ребенка постоянно, начиная с самого раннего возраста. Как мы уже знаем, что детские пальчики – это самый первый тренажёр для развития мелкой моторики. С их помощью можно научиться считать, читать, показывать целые сказочные представления. И, конечно, играть!
Давайте вместе вспомним, как любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в «Сороку-белобоку», показать «козу рогатую». Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже – с различного вида конструкторами, например, «Лего», когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали. Любят малыши складывать раскладывать коробочки, закручивать – раскручивать разные крышечки. Эти игры формируют тонкую моторику, поэтому важно стимулировать детей к подобным занятиям, поддерживать их интерес. Ведь чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем он быстрее начинает говорит.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
У детей часто наблюдается слабое развитие моторики пальцев рук: они слабо владеют навыками рисования, лепки, шнуровки, расстегивания и застегивания пуговиц, очень редко играют с конструктором, пазлами, мозаикой и др.
Чтобы помочь малышу развить пальчики, я, остановилась на аспекте «Развитие мелкой моторики рук с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка » - слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Ведь всем известно, что ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты - память, внимание, связная речь.
Свою работу я начала с подбора методической литературы, определения задач, оборудования предметно – развивающей среды в МБДОУ, подбора игр и мероприятий, разработки таблиц развития ребенка.
4.Цель проекта: развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
5.Задачи проекта
- Создать условия в МБДОУ для развития мелкой моторики рук у воспитанников.
- Сформировать комплект диагностических материалов по оценки и учету индивидуальных особенностей развития мелкой моторики рук детей.
- Определить систему работы по развитию мелкой моторики рук.
- Совершенствовать умение действовать по словесным инструкциям, соизмеряя индивидуальный темп выполнения, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями
5. Осуществление взаимосвязи с музыкальным руководителем, физ.инструктором 6.Повышение компетентности родителей в области развития у ребенка мелкой моторики.
6.Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
7.Длительность: проект рассчитан на 1 год.
8.Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап (включает в себя диагностику детей).
2. Планирование деятельности всех участников программы.
3. Реализация проекта (создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление пособий, проведение занятий)
4. Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
9.Перечень основных мероприятий: Чтобы достигнуть наибольшего результата, в развитии у детей мелкой моторики проводим работу систематически в течение дня. Также игры используются во время непосредственно организованной деятельности по всем образовательным областям и в самостоятельной деятельности детей.
№ п/п | Образовательная область | Мероприятия | ||
1. | «Физическая культура» | *игры и упражнения с маленькими мячами, маленькими кубиками, конструктором, модулями, ленточками, *пальчиковые игры; * самомассаж. | ||
2. | «Здоровье» | *игры с массажными мячиками, мешочками ( с песком, с семенами, с крупами), игры с лентами, игры с мелкими предметами по тематике, игры с пробками, с катушками, с проволокой; *физкультминутки с мелкими предметами. | ||
3. | «Безопасность» | *пальчиковые игры на тему безопасности; * игры с мелким различного вида конструктором, мозаикой, рисование красками, карандашами, мелками, изготовление поделок из пластилина ( города, транспорта, светофора, спецтранспорта – «01», «02», «03», лодки, велосипеда и др. для использования при беседах о безопасности; *использование приема обрывания для выкладывания из мелко рванной белой и черной бумаги пешеходного перехода; * физкультминутки, пальчиковые игры по содержанию темы безопасности. | ||
4. | «Социализация» | *пальчиковые игры «Семья», «Папа, мама и я» и др.; * пальчиковый, перчаточный, вязанный театры; * игры с мелким различного вида конструктором, мозаикой, рисование красками, карандашами, мелками, изготовление поделок из пластилина ( членов семьи, предметами для разных профессий, подвижных и дидактических игр и др.); *игры со счётными палочками и мелкими геометрическими фигурами (выкладывание членов семьи, транспорта, улицы и др.); *изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм ( приемы работы с тканями, нитками, иголкой, ножницами, пуговицами, ленточками, обрывание бумаги и др.); *физкультминутки, пальчиковые игры о семье, профессиях, труде, играх и др.;
| ||
5. | «Труд» | * игры с мелким конструктором, игры с мелкими предметами по тематике, *приготовление крошек для птиц; *плетение из прутиков, плетение из соломки, рукоделие, ткачество, аппликации из лоскутков; * ремонт кукольной мебели, действия с молоточком, изготовление сувениров, склеивание коробочек, изготовление гирлянд из бумаги, фольги, игрушки из ткани, роспись по дереву, резьба по дереву, составление букетов; *труд в природе (собирание шишек, веточек, камней, листьев, семян и др.); *хозяйственно – бытовой труд (ремонт маленьких предметов, книг ); *физкультминутки с мелкими предметами; * пальчиковые игры. | ||
6. | «Познание» | *работа с раздаточным материалом ( деревянные и пластмассовые разноцветные фишки, мелкие матрёшки, грибочки, мячи и т.д); *ФЭМП – использование для выкладывания по счету мелких предметов, круп (рисовая, гречка, пшено); *модели геометрических фигур; *поручения « Сколько ты принёс карандашей», « Принеси столько мячей, сколько детей» и т.д. *изготовление построек из конструктора (деревянного, металлического, пластмассового), бумаги, природного и бросового материалов; *игры с песком, пуговицами, шишками и др.; *упражнения « Разложи фигурки», « Сколько зайчиков»,; *пальчиковые игры « Раз, два, три, четыре, пять…», « Мы делили апельсин»; *выкладывание из мелких геометрических фигур рисунков по образцу, игры со счётными палочками; *физкультминутки с использованием коротких ленточек, мелких предметов; *пальчиковые игры. | ||
7. | «Коммуникация» | * выкладывание букв из семечек, счётных палочек; *игры с мелкими предметами, игрушками на отрабатываемый звук; *игры с предметными картинками на определённые звуки; *пальчиковый театр ( вязанный, сшитый из ткани, пластмассовый), *игра «Обведи букву», игра « Разложи карточки со звуками»; *упражнение « Обведи пальчиком»; *вырезывание из цветной бумаги по контуру, рисование красками, карандашами, лепка из глины, пластилина; *пальчиковые игры « Оса», « Пчела», « Паровоз», « Корова зовёт телёнка»,« Как гудит самолёт» *физкультминутки с мелкими предметами. | ||
8. | «Чтение художественной литературы» | *игры с пазлами, мозаикой, счётными палочками (по сюжету); *лепка( пластилин, глина), рисование( карандаши, фломастеры, краски), аппликация персонажей, по сюжету; *упражнение « Дорисуй персонаж», « Обведи героя сказки»; *поделки персонажей из природного материала; *вырезывание силуэтов из цветной бумаги, картона; фольги; *физкультминутки с использованием атрибутов перчаточного театра; *пальчиковые игры « На золотом крыльце сидели….» | ||
9. | «Художественное творчество» | Рисование пальчиками ( краски, гуашь),мелками, пальчиками на муке, на песке; *аппликация из бумаги, оригами из бумаги; *поделки из природного материала; *вырезывание героев сказок, выкладывание горошком по нарисованному контуру; *выкладывание шерстяной цветной ниткой контур героя сказки; *работа с проволокой; *физкультминутки с использованием масок персонажей; *украшение узоров, аппликация из лоскутков; *поделки из фольги; *использование приемов лепки согласно возрасту; *пальчиковые игры « Мы, ребята, молодцы…» | ||
10. | «Музыка» | *пальчиковый театр ( вязанный, тряпичный, бумажный); *пальчиковые игры; *игры на музыкальных инструментах, игры с бумагой, фольгой, султанчиками, с бумажным комом; *физкультминутки с мелкими предметами; *танцы, игры с ленточками, колокольчиками; *игры с шумовыми инструментами 10. Ожидаемый результат. |
-У детей сформируется высокий уровень развития мелкой моторики рук.
-Повысится уровень развития речи, мышления, воображения, памяти.
- Овладение разными видами трудовой деятельности
- Овладение приемами работы с разными инструментами
-. Овладение нормами этики поведения.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"
Развитие мелкой моторики у ребенка....
«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».
Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....
Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...
Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?». ...
- Мне нравится (1)