Театрализованная деятельность в ДОУ
методическая разработка (младшая группа) на тему

Прядко Ольга Анатольевна

В своей статье я повествую о роли театрализованной деятельности в ДОУ.
Рассматриваю влияние театрализованной деятельности на развитие речи,чувственной-эмоциональной и эстетической сферы дошкольника. Также затрагиваю морально-этические аспекты воспитания.   
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_attestatsionnaya_rabota.odt23.11 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕСТВЕННОСТЬЮ

«ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
«СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА»

(ООО «ИОЦ «Северная столица»)

ИТОГОВАЯ АТТЕСТЦИОННАЯ РАБОТА

на тему

Театрализованная деятельность в ДОУ

Работу выполнил(а):

Прядко Ольга Анатольевна

Работа выполнена по образовательной программе:

Психолого-педагогические аспекты дошкольного образования

г. Санкт-Петербург

2016

Аннотация

В своей статье я повествую о роли театрализованной деятельности в ДОУ.

Рассматриваю влияние театрализованной деятельности на развитие речи,чувственной-эмоциональной и эстетической сферы дошкольника. Также затрагиваю морально-этические аспекты воспитания.  

Ключевые слова

Театрализованная деятельность,психические процессы,духовный потенциал, народное творчество, развивающая среда.

Введение

Дошкольный возраст - особенно благоприятный период для всестороннего развития ребенка. У детей активно развиваются все психические процессы: мышление, память, внимание, восприятие, воображение и речь. Именно в это время происходит формирование основных качеств личности, развивается духовный потенциал человека. В наш век духовного кризиса и манипуляции общественным сознанием, у воспитателя есть уникальная возможность помочь ребенку научиться отличать добро от зла. Важно приобщить воспитанника к духовным ценностям, а также привить любовь к родной культуре и народным традициям. Профессия педагога подразумевает работу на будущее!

Поэтому я убеждена что в детских образовательных учреждениях следует уделять большое внимание театрализованной деятельности. Меня всегда увлекало народное творчество т.к. и сегодня песня, сказка, наблюдательная поговорка, потешка, замысловатая притча отлично служат нам, учат, воспитывают, развлекают.  До сих пор остаются актуальными слова Максима Горького: «Начало искусства слова -  в фольклоре.»  

Театрализованная деятельность помогает сформировать правильную модель поведения в социальной среде, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, морально-этическими нормами, обрядами, традициями и фольклором.

Театрализованная деятельность в детском саду помогает  раскрыть творческий потенциала ребенка, воспитывает творческую направленность личности.

Полученное образование в области режиссуры массовых мероприятий я успешно применяю на практике. В 2004-2005 учебном году заняла I место в районном конкурсе педагогических достижений в номинации «Презентация педагогических идей и проектов». Мой педагогический проект посвящен театрализации народного творчества. Народному творчеству присуща значительность содержания, высочайшая степень обобщения. Глубоко заблуждаются те, кто считает, что фольклор — это примитив, что только литературе свойствен сложный и глубокий психологизм. Мой опыт показывает что творчество народа сохраняет свое значение главного источника народности, хранителя, носителя национальных традиций, национального склада характера, мироощущения.  Театрализация произведений народного творчества необыкновенно привлекательна для детей, способствует взаимодействию и установлению эмоционального контакта. Этот аспект необходим на этапе адаптации к детскому саду.

Развивающая среда

В дошкольный период игра является приоритетным видом деятельности ребенка. Театрализованная игра оказывает существенное влияние на развития личности ребенка. Она обобщает опыт ребенка, активизирует его интерес к искусству, развивает способности. Интерес может поддерживаться разными условиями: эмоциональными, познавательными и материальными. Материальным условием в контексте театрализованной игры являются новые атрибуты (декорации, герои, игрушки, костюмы). Вся предметно-развивающая среда инициирует интерес детей к театрализованной деятельности, стимулирует самостоятельность и активность детей. Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Предметно-пространственной среда — источник индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Работа с родителями

Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Поэтому родителей воспитанников следует привлекать к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причем в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента. О значении театра в воспитании детей следует рассказывать родителям на консультациях. Педагог может посоветовать посетить с ребенком тот или иной спектакль, потом обсудить с ним увиденное.

Виды театров

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

- стендовый театр (фланелёграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

- напольные куклы (марионетки, конусный театр);

- театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).

Например, Г.В. Генов так классифицирует виды театров для дошкольников:

- картонажный;

- магнитный;

- настольный;

- пяти пальцев;

- масок;

- ручных теней;

- "живых теней";

- пальчиковый теневой;

- книжка-театр;

- театр кукол для одного исполнителя

Развитие речи через театральную деятельность

Главная задача ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС.

Большинство дошкольников испытывают проблемы с речью.

В домашней обстановке ребёнок в основном проводит время компьютером, у телевизора.

Поэтому с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество трудностей:

Речь односложная, состоящая из простых предложений;

Бедность речи, недостаточный словарный запас;

Неспособность построить монолог и диалог;

Разнообразить речевую практику в детском саду мне помогает театрализованная деятельность. Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: обогащает словарный запас, совершенствует артикуляционный аппарат. В работе над звуковой культурой речи использую речевые средства: потешки, считалки, скороговорки, детский фольклор и логометрические упражнения. На занятиях по развитию связной речи большое внимание уделяю рассматриванию иллюстраций, дети стараются описать предметы и явления, используют различные речевые обороты.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи безусловно. С помощью театрализованных занятий решаются поставленные задачи программы развития речи. Наравне с основными методами и приёмами речевого развития детей мне представляется эффективным использование театрализации.

Заключение

Искусство театра — это органическое единство музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства. Театральная деятельность создает условия для воспитания гармоничной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Детство каждого ребенка проходит в мире ролевых игр, которые помогают освоить ему правила и законы взрослых людей. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта.  Театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет сочувствовать персонажам, раскрепощает ребенка.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Театрализованная деятельность тесно связана с совершенствованием речи, интонационным строем, пополнением словарного запаса ребенка. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в волшебном мире. Театрализованная деятельность сильное, но при этом ненавязчивое педагогическое средство, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, счастье.

Театр —  самый доступный вид искусства для детей. Помогает решить  актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств, развитием памяти, воображения, фантазии, речи. Театр создает позитивное настроение, решает конфликтные ситуации через игру.

В театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества.

Театр дарит ощущение беззаботного детства!

В человеке всегда присутствует творческое начало, и театр, как вид искусства, способствует креативному развитию личности дошкольников.

Театрализованная деятельность формирует социальные навыки поведения.  Каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.

У ребенка развивается интуиция, смекалка и изобретательность, вырабатывается способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступление перед зрителями повышают личную самооценку. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Театр привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, стремиться к идеалу. Театрализованная игра -  самый эффективный способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Выводы

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

В процесс театрализованной игры совершенствуются знания детей об окружающем мире;

Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

Активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи.

Совершенствуется моторика, координация и целенаправленность движений.

Развивается эмоциональная сфера.

Развивается чувство коллективизма, ответственность, формируется опыт нравственного поведения;

Стимулируется развитие творческой активности и самостоятельности.

Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают интерес, увлекают их.

Театрализованная деятельность знакомит с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Я надеюсь что наши дети вырастут достойными жителями культурной столицы и пронесут любовь к литературе и театру через всю жизнь!

Список литературы:

  1. Русские обряды. Зима [Текст] / Г. А. Айдашева. - Москва : Скрипторий, 2000.
  2. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы детского сада. Речевое развитие (авт.-сост. Аджи А.В), (Учитель(Воронеж), 2015)

  3. Соколов, Ю. М. Русский детский фольклор : М – Л, 1991.
  4. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009.
  5. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. 2005.
  6. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2004.
  7. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
  8. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Эстетические способности дошкольника: теория и диагностика. М., 1994.
  9. www.maam.ru
  10. http://festival.1september.ru/
  11. http://doshvozrast.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.

Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».

Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...