Что значит сердце! Мы так часто говорим о нем.
статья (подготовительная группа) на тему

Сердце в нас за всех болит.
Сердце никогда не спит.

Да. сердце оно болит, предает, не спит, мучает муками совести.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_znachit_serdtse.docx50.69 КБ

Предварительный просмотр:

                            О СЕРДЦЕ

Сердце – наша Цельность.
Сердце – Беспредельность.
Сердце – Благ Податель,
Судный Оправдатель.
----------- 
Сердце надежду и веру дает.
Сердце Христовым путем нас ведет.
Сердце нас судит, жестоко линчует,
Сердце от всякой напасти врачует.
----------- 
Сердце – Огня в нас Хранилище,
Сердце – Вселенной Вместилище.
Сердце – Весы Поднебесные.
Сердце – грехи легковесные.
----------- 
Доброе сердце посеет в покое
Радость, улыбку и благо любое.


Ничто без сердца жить не может:
Ни организмы, ни миры.
Нам укрепить его поможет
Любовь к труду, а не пиры.


Сердце – чистая высота.
В сердце – высшая красота.


----------- 
Сердце есть Престол Сознанья,
На возвышенном Вниманье,


Сердце – орган отдающий,
Мыслью в Небо нас влекущий.
-----------
        
Сердце – спелая лоза,
И улыбка, и слеза.
В сердце – импульс для движенья,
Только в нем сопротивленье.
----------

Что значит сердце!

Мы так часто говорим о нем.

Стихи зачитывают зрители

Сердце в нас за всех болит.
Сердце никогда не спит.

Да. сердце оно болит, предает, не спит, мучает муками совести.

Вот гнилое сердце. Что в этом сердца?  Гной, нарыв, от  гнилого сердца и  слова гнилые и  мысли, гнилые поступки. А гнилые слова и мысли портят человека. А что в этом сердце? Цветут цветы, доброта, радость, любовь.

Вот это соль, соль жизни. А жизнь бывает и горькая, и сладкая, и саленая и темная и светлая, и мутная, и чистая. и яркая. И в этой соли есть все что может принять жизнью.  А если это сердце чистое то оно обязательно из этой соли примагнитит притянет всю божью благодать. И поэтому великий ученый Энштейн сказал: «Нет люди боятся не атомной бомбы, люди боятся сердце человеческого ибо оно страшнее бомбы, что в нем бывает столько злости, что эта энергия бывает страшно разрушительной».

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

 Нам хотелось бы немного рассказать вам о нас д/ с 3 города Ярцева Смол обл. начал свою работу в 1960 году  с 1995 года функционирует как учреждение для детей с ОВЗ у нас 3 возрастные группы компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи  возраст воспитанников от 4-7 лет включительно. Комплектование группы происходит ежегодно, к нам поступают дети со всего города,  и для нас, как ни для кого другого в выборе  темы направления проекта  встало  духовно-нравственное воспитание, поскольку ограничение возможностей здоровья  всегда сопряжено с милосердием, состраданием, сопереживанием, сочувствием, добротой и пониманием.

 Да и в целом дошкольный  возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет духовно-нравственное развитие и воспитание детей первостепенной задачей современной образовательной системы. Стандарт направляет на решение таких задач, как  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства,  объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

 Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить зарождающееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему надо обращаться к ребенку, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, веселыми, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание. ». Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоции, чувства, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень яркие и сильные, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности.

 Поэтому не случайно  педагогический коллектив нашего детского сада обратился к теме духовно-нравственного воспитания детей. Педагогами Антоненковой Натальей Валерьевной,  Лактиной Еленой Валерьевной был разработан инновационный проект «Воспитание милосердия через формирование общей культуры личности детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей «Чистый ручеек души».

Нами предложена модель  духовно-нравственного воспитания старших дошкольников, реализуемая в рамках целевого творческого практико-ориентированного проекта, объединяющего всех субьектов образовательного пространства (педагогов, родителей, детей, общественные организации) и оптимально раскрывающего интегративные возможности изобразительной, познавательной, социальной, коммуникативной деятельности (занятия, праздники, конкурсы, концерты, конференции) в достижении детьми 4 - 7 лет целевых образовательных ориентиров, соответствующих ФГОС ДО.

Первой задачей нашего проекта стало укрепление связей между поколениями.

 Ведь мы знаем что, в современном мире немало важную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициатив является взаимодействие между подрастающим поколением  и пожилыми людьми. Изучая историю страны через судьбы старших, подрастающее поколение учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений.

        Не секрет, что в наши дни разрыв в понимании между поколениями увеличивается. В данное время важно наладить постоянное общение подрастающего поколения с пожилыми людьми на основе нетрадиционных форм и неформальных методов работы. Форумом для встреч поколений стал созданный с этой целью проект «Чистый ручеек души». В его работе воплотились традиционные ценности: милосердие, благотворительность, толерантность и почтительное отношение к старшим. Сегодня очень важно развивать эти ценности в подрастающем поколении. Вот как об этом говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв:

«Я мыслю себе 21 век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей…  возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести – вот в общих чертах то, что нам нужно в 21 веке. Не только русским, конечно, но особенно русским, потому что именно это мы в значительной мере потеряли в нашем злополучном 20 веке».

 

ПРОЕКТ « Чистый ручеек души»

Сроки реализации: долгосрочный (01.09.2016-31.05.2018г.)

Вид проекта: творческий

Возраст детей: 4-7 лет

Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители. 

Направление проекта: духовно- нравственное воспитание детей

Актуальность:

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми. Таким образом, обнаруживается противоречие между объективной потребностью нашего общества в воспитании милосердной личности и недостаточным уровнем присвоения милосердия как ведущей нравственной ценности в процессе организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения обусловили необходимость разработки путей и средств решения проблемы воспитания милосердия у детей.

Социокультурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности детского сада, открыло перспективы для подлинной организации духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения.

Проблема:

Духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни.

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Приоритетными направлениями в дошкольном образовании являются нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Если у личности не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания  и принятия этих норм.

Цель:  Воспитание милосердия через формирование общей культуры личности детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Задачи:

Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

 Воспитание социальной культуры через формирование патриотизма и гражданской солидарности,  почтения и любви к окружающим, бережного отношения к окружающему миру, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания, сопереживания, жалости и уважения к другому человеку

  • изучить историю страны через судьбы участников проекта;
  • организовать детей на дела, направленные на заботу и помощь о старшем поколении;
  • помочь пожилым людям и инвалидам повысить социальную активность;
  • укрепить значимость и важность старшего поколения в сегодняшнем дне;
  • организовать общение и взаимодействие детей с пожилыми людьми и инвалидами через реализацию данных проектов;
  • усилить патриотическое воспитание детей и сформировать твердую гражданскую позицию;
  • укрепить духовную связь между поколениями
  • создать обстановку семейного праздника, досуга, в котором принимают участие оба поколения.
  • развивать духовно-эмоциональную связь между поколениями.
  • воспитывать уважение к людям старшего возраста

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию;
  • укрепление нравственности;
  • формирование основ морали;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  • осознание дошкольником ценности человеческой жизни;

В области формирования социальной культуры:

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

Новизна  проекта.

Его  значение сводится к следующему:

  • для детей – обмен, осведомленность о жизненном пути, проблемах и трудностях пожилых,  реализации совместных инициатив;
  • для старшего поколения – взаимодействие внутри коллектива и с подрастающим поколением, спасение от одиночества, передача подрастающему поколению  исторической правды, социального опыта, осознание своей активной роли в социально-экономическом и демократическом развитии страны;
  • для общества – устанавливаются отношения между поколениями, снижается социальная напряженность, формируется толерантность, партнерские отношения для достижения взаимопонимания и согласия.

Ожидаемый результат:  

Воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Содержанием духовно-нравственного развития являются базовые национальные ценности (определены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитание гражданина России, включенной в состав документов ФГОС нового поколения):

-патриотизм – любовь к России, своему народу;

-социальная солидарность – личная свобода, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

-традиционные российские религии – представления о вере, духовности, толерантности;

-искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, эстетическое развитие, этическое развитие;

Первый уровень результатов – приобретение воспитанниками социальных знаний  об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Поддерживается стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию.

  Второй уровень результатов – получение дошкольниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение воспитанниками опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

В ходе проекта нами были проведены мероприятия к государственным праздникам и памятным датам: «День пожилого человека», «День Матери», «Новогодний серпантин», «Святки», «Весенний калейдоскоп», «День победы». На таких встречах участники проекта, дети и взрослые, общаются в неформальной обстановке, что способствует лучшему взаимопониманию между ними, сокращается недостаток общения между детьми и пожилыми людьми развиваются творческие и исполнительские способности, расширяется кругозор и познавательный интерес. Формируются навыки этикета.
Многолетнее сотрудничество нашего детского сада с Ярцевским интернатом для престарелых и инвалидов явилось хорошей школой для воспитания у дошкольников основ заботливого отношения к окружающим людям: терпением, пониманием, любовью, уважением, милосердием, нетерпимостью к дурным поступкам. Проводимые дошкольным учреждением ежегодные акции «Добро и милосердие», благотворительные акции «Поможем детям – инвалидам», «Им нужна наша помощь», «Неделя добра и милосердия», «Нам хорошо, когда мы - вместе», позволяют  сформировать у старших дошкольников осознанное отношение к окружающим их людям.

Мы сотрудничакм с приютом для детей оказавшихся в сложной жиненной ситуации « Радуга», были проведено мероприятие по защите прав ребенка, досуг, развлечение.

С домом ребенка «Солнышко».  Была проведена благотворительная акция « Моя первая книжка»

Говоря о доброте и милосердии мы подразумеваем не только уважение и сострадание к пожилым людям и инвалидам, это и забота о всем живом (животные, птицы и т.д).

 Настоятель Скорбященского храма города Ярцева иерей Евгений Пономарев посетил  наш детский сад, где в рамках акции «Весенняя неделя добра» провел урок «Дорогою добра» и принял участие в мероприятии «Зов милосердия».

Наши воспитанники регулярно  посещают  приют для животных «Доброе сердце» с благотворительной акцией «Протяни руку лапам».

 В своей практике при проведении мероприятий мы опираемся на внушение, что способствует некритическому восприятию дошкольниками педагогического воздействия. Причем внушение незаметное, не назидательное, которое действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Например, во время проведения мероприятия «Зов милосердия», цель которого стояло познакомить с этимологией слова «добро»;

- сформировать в сознании детей понятие «доброта»;

- расширить знания дошкольников о доброте и о её роли в жизни каждого человека;

- воспитывать у детей желание делать добро;

- пробудить интерес к чтению книг о дружбе, доброте.

В форме игры дети создавали  «Сад доброты». Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, дети создают этот сад.

подводя итог этого мероприятия , говорится: «Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить».

 В предварительной работе перед мероприятием, мы широко применяем такой метод, как этическая беседа, она привлекает детей к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных оценок. Целью таких бесед является углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Например, при проведении беседы «Пример бескорыстия, любви, веры и милосердия» основанной на жизнедеятельности матери Терезы ставится на обсуждение следующее:

Люди бывают, неразумны, нелогичны и эгоистичны, всё равно прощайте им.

- Если вы проявляли доброту, а люди обвиняли вас в тайных личных побуждениях, всё равно проявляйте доброту.

- Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов. Всё равно добивайтесь успеха.

Если вы честны и откровенны, то люди будут обманывать вас. Всё равно будьте честны и откровенны.

- То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье. Всё равно стройте.

- Если вы обрели безмятежное счастье, вам будут завидовать. Всё равно будьте счастливы.

- Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут назавтра. Всё равно творите добро.

- Делитесь с людьми лучшим, что у вас есть, и этого никогда не будет достаточно. Всё равно делитесь самым лучшим, что у вас есть. В конце концов, все, что вы делаете, нужно не людям. Это нужно только тебе и Богу.

На примере бескорыстия и милосердия матери Терезы углубляются нравственные понятия, расширяются и закрепляются знания, формируется система нравственных взглядов и убеждений детей.

И так шаг за шагом нами была разработана программа социализации .

презентация

Исходя из выше сказанного дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Правомерность такого предложения подтверждается не только научными исследованиями, но и данными социологического опроса родителей и воспитателей дошкольного учреждения посредствам анкетирования . Анкетирование показало, что 10% - респондентов признали актуальность воспитания милосердия в современных условиях; 90% - считают, что воспитание милосердия должно проходить и в семье и в ДОО, 10% - только в семье. 67% - опрошенных признают необходимость специальной работы детского сада по воспитанию гражданственности, 33% - считают, что милосердия следует воспитывать с рождения, а 47% - с момента, когда ребенок начинает осознавать себя. Следовательно, воспитывать – значит направлять развитие мира человека, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требованиям общества к растущему человеку, и преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 В ходе проекта воспитанники приобрели представления о духовных и нравственных ценностях, о ценностном отношении к окружающему их миру; о таких чувствах, как сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;

положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезным семье, родному городу, родной стране.

  У детей сформировались такие понятия как: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми; «готовности прийти на помощь», «честности», «чуткости», «жалости», «сочувствия».

На этапе завершения проекта  мы старались научить детей  быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

О значимости проекта для пожилых людей можно говорить исходя из слов отзыва сотрудников «Дома интерната для престарелых и инвалидов».

 «Вот уже на протяжении двух лет педагоги, воспитанники и родители МБДОУ детского сада №3 ведут тесное сотрудничество с проживающими в Доме престарелых и инвалидов города Ярцева.

Педагоги и воспитанники неоднократно приезжают к нам с концертными номерами. С какой любовью и вниманием пожилые люди всегда встречают их, бурные авиации и слезы на глазах престарелых людей вызывают чувства сострадания, уважения, тепла и душевной доброты в сердцах маленьких детей.

С другой стороны для пожилых людей это возможность   взаимодействия внутри коллектива и с подрастающим поколением, спасение от одиночества, передача подрастающему поколению  исторической правды, социального опыта, осознание своей активной роли в социально-экономическом и демократическом развитии страны.

По окончании встречи дети дарят подарки изготовленные своими руками, сколько теплоты и добра детской души  вложено в них, что, конечно, не оставляют равнодушными сердца наших проживающих.

На концертах всегда полон зал. Пожилые люди с нетерпением ждут, когда же приедут их любимые «артисты». На концерт спешат даже те, для которых каждый шаг, каждое движение дается с большим трудам, и те, которым помогают добраться персонал или сосед по комнате, и те, кто почти не слышит - но увидит, эти детские улыбки, и те, кто не видит, но услышит, эти нежные милые детские голоса, по которым так скучает сердце.

И все это не может не переполнять то чувство гордости и радости, которое испытывают дети выходя на сцену, это чествуются в каждом выходе.

Благодаря участию родителей МБДОУ детский сад №3 прошли акции « Старость в радость», «Аленький цветочек», «Новогодняя игрушка».

Позвольте выразить вам слова искренней признательности и благодарности за вашу заботу, внимание, доброту и любовь к людям. Благодаря вашему вниманию жизнь пожилых людей и инвалидов стала ярче, насыщенней и интересней, они совместно проводят досуг. 

Выражаем огромную благодарность педагогам МБДОУ за  проект,  благодаря которому вы делаете нашу жизнь удивительней, ярче и интересней. Спасибо вам за помощь, бесконечную веру в нас. Спасибо за Ваше открытое сердце и Ваш оптимизм. Без Вашей теплоты, Вашей сердечности и Вашего энтузиазма жизнь наших проживающих не была бы такой насыщенной и интересной. Спасибо, что поддерживаете нас, спасибо, что прониклись всей душой и очень чутко услышали наши надежды и нашу мечту в мир без социальных барьеров. Спасибо, что  дали жизнь такому проекту "Чистый ручеек души". Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество и теплые отношения. Спасибо за массу ярких впечатлений, которые вы смогли подарить пожилым людям и усилить их веру в добро, их веру в теплоту нашего мира.  Без вас мы многого не смогли».

Дошкольный возраст период активного формирования и развития жизненно важных отношений с окружающим миром, людьми, основными сферами жизнедеятельности человека, социума. От сюда следует: «От того, как прошло, детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии. «Части тела и внутренние органы.» «Сердце и легкие».

Вопрос об обучении ребенка сознательному отношению к своему здоровью — важная проблема. Для ее решения необходима работа со стороны взрослых по ознакомлению детей со своим телом, организмом, его возмо...

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 2 - "Малыш начинает говорить"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей....

Конспект НОД «Кулон – частичка сердца »

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» лепка из солёного теста...

Проект "Частичка лета в моём сердце"

Педагогический проект, образовательная область "Социально - коммуникативная, для детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Рисовать-значит говорить"

В консультации представлены рекомендации для родителей по художественно-эстетическому воспитанию...

Творить - значит говорить

Статья посвящена актуальности вопроса развития мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами лепки....