Развитие физиологического и речевого дыхания
статья по теме

Поленова Надежда Тихоновна

Развитие физиологического и речевого двхания  является одним из главных направлений .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие физиологического и речевого дыхания

Цель: формирование правильного речевого выдоха.

Одним из направлений  своей деятельности, считаю важным  развивать у детей физиологическое и речевое  дыхание и подготавливать артикуляционный аппарат к овладению сложными звуками русского языка, для произношения которых необходима направленная воздушная струя. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.

На начало года диагностика детей по развитию речи и обследовании логопеда выявили детей с нарушением речевого дыхания

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Поэтому в своей группе провожу с детьми упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания, упражнений провожу в игровой форме.

  Кроме того, проведение дыхательных упражнений способствует профилактике простудных заболеваний.

 Поступление кислорода в организм активно насыщает кровь и  улучшает мозговую деятельность и конечно лучше заниматься в проветренном помещении.

 Также, приобщаем родителей к совместной деятельности побуждая их серьезно отнестись к проблеме и заниматься с детьми дома.

В информационном уголке для родителей есть информация «Польза дыхательных упражнений для детей»

 (провести семинар для родителей)

   Приступая к развитию физиологического дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо учить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время игры необходимо постоянно контролировать  правильность выполнения упражнения.                                                                                                          

Как правильно выполнять упражнение:

1. при вдохе плечи не должны подниматься;

2. выходу предшествует сильный вдох через нос «набираем полную грудь воздуха»

2. вдох производим плавно, а не толчками;

3. во время выдоха воздуха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, щеки не должны надуваться, на первых занятиях их можно придерживать руками;

4. во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

5.выдох должен быть плавным и длительным, выдыхать следует пока не закончится воздух;

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения утомляют ребенка, могут вызвать головокружение,  упражнение можно проводить только з-5 раз подряд. Поэтому в совместной деятельности с детьми использую упражнения, как элементом  НОД (сюрпризный момент):

 на утренней зарядке можно менять упражнения пользуясь интернет ресурсами (приложение 1). Не стоит отрабатывать более одного упражнения в день. Пусть ребенок ждет новой игры.

После сна во время оздоровительной гимнастики  практикую упражнения, например: (демонстрация упражнения)

 Упражнение 1. «Воздушный шарик». Ребенок ложится на спину, руки на животе. На вдохе медленно надувает животик-шарик, на выдохе – животик-шарик медленно сдувает.

 Упражнение 2. «Волна». Малыш ложится на спину, руки вдоль тела, ноги вместе. Вдох – руки поднимаются вверх и назад, касаются пола. Выдох – руки возвращаются в начальное положение, при этом ребенок произносит: «Вни-и-и-з».

   В продуктивной деятельности  оформляю детские работы в игру на развитие дыхания и интегрирую ее в приоритетной область дня.

СЛАЙД «пасхальная корзина»

Игрушки-мобили-это подвесные игрушки, движущиеся от  перемещения воздуха. Техника изготовления проста, а результат эффектен.  Игрушку можно применять как элемент нод для развития дыхания. Она украшает группу и вызывает хорошее настроение.

   В совместной деятельности с детьми изготавливаем игрушки-мобиль как результат продуктивной деятельности НОД или дополнительной деятельности после беседы с учетом тематического планирования доу.

 ВОТ ТАКАЯ Книга игрушки-мобили может вдохновить на создание своей игрушки. (показать книгу-брошюру).

«ПАСХАЛЬНАЯ КОРЗИНА»  один из вариантов из этой брошюры, появилась после беседы на тему «приобщение к русским народным праздникам» совместно с детьми украсили пасхальные яйца и оформили в игрушке-мобиль.

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

СЛАЙД «береза»

После беседы о признаках осени, совместно с детьми изготовили березу, оформила в игрушку-мобиль и листья у нас полетели в листопаде.

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха, активизация губных мышц.

СЛАЙД «жар птица»

Тема осеннего бала по сказке «Иван царевич и серый волк» в продуктивной деятельности рисование дети разукрасили жар птицу и перья получилась замечательная сказочная птица с красивым хвостом на который если подуть можно подумать что птица оживает и летит.

Цель: формирование сильного плавного ротового выдоха, активизация губных мышц.

СЛАЙД «журавли», «замок с приведениями»

Замок с приведениями изготовили творческие родители старших дошкольников, использовала в НОД  речевое развитие тема: слова которые меняют свое значение если поменять ударение, как сюрпризный момент. Замок-дом и замок у двери.

Цель: формирование плавного ротового выдоха, активизация губных мышц.

Мобиле-Журавли изготовили родители младших дошкольников, для развития физиологического дыхания. Игровая мотивация, давайте поможем журавлям собраться в стаю для отлета в теплые края, подуем на них.

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

СЛАЙД  развивающая игра «хоровод»

Дидактическая игра с элементом развития физиологического дыхания «Хоровод» для младших дошкольников.

Цель: учить проговаривать знакомые потешки. Закрепить знания о цветах и оттенках. Привлекать мышление к игровой деятельности. Обучение длительному непрерывному ротовому выдоху, активизация губных мышц.

Дети, расставляют на фланелеграфе, поляну из ромашек, колокольчиков, грибов, елочек, облаков, солнышка. Матрешек располагают в хороводе. Но вдруг налетела тучка, подул ветер, сорвал у матрешек с головок платочки, вот-вот дождик пойдет. Давайте подуем как ветер дует и проговорить потешку « Дождик- дождик, полно лить…». Улетела тучка, выглянуло солнышко. Давайте поможем матрешкам найти свои косыночки. Один ребенок подходит к фланелеграфу и по наводящим вопросам подбирает косынку матрешке (у матрешке в синем сарафане какого цвета косынка..?). игра проводится 2-3 раза

СЛАЙД  дидактическая игра «деревья, листья, плоды»

Цель: активизация словаря - соотношение существительных с прилагательным, развитие сильного плавного направленного выдоха, активизация губных мышц.

Подул сильный ветер разлетелись листья по парку давайте положим листья на дерево с которого они слетели. У березы какой лист? (березовый) , какой плод (сережки); у каштана какой лист? (каштановый), плод (каштан); у клена какой лист? (кленовый),  плод (султанчики);

СЛАЙД «журавли полетели»

После беседы о перелетных птицах,  старшие дошкольники во время НОД ручной труд изготовили журавлей.

Если в младшем возрасте родители для детей изготовили  «журавли в стае-мобиль»,  старшие дошкольники сами изготовили журавлей т.е. в старшем возрасте больше возможностей совместно с детьми создавать интересные, разнообразные игры. Детские работы оформила в группе «журавли летят на юг».

Предложить детям проводить журавлей на юг, пожелать попутного ветра, подуть на них.

(для развития речевого дыхания-звуко подражание курлы, курлы, курлы)

Цель: формирование плавного ротового выдоха, активизация губных мышц

СЛАЙД «оформление 4 времени года»

«снегири»

Оригами-искусство складывания бумажных фигурок, полезно для старших дошкольников благодаря своему многостороннему воздействию на детей. В первую очередь знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги. А так же воздействует на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, а следовательно на развитие интеллекта в целом.

Ручной труд-оригами и к нам прилетели снегири:

Прочитать стих.

Выбегай поскорей посмотреть на снегирей,

Прилетели, прилетели, стайку встретили метели

А Мороз красный нос им рябинки принес

Хорошо угостил, хорошо подсластил

Зимним вечером поздним

Ярко алые грозди

(создать мотивацию к упражнению), а как прилетели птички,  давайте подуем на них и посмотрим.

Мы часто в  НОД ручной труд, конструирование прибегаем к помощи оригами. Продукт деятельности , можно оформлять в играх для дыхания. Книга-брошурка «оригами для старших дошкольников», может вдохновить к  игре.  Книга «волшебные полоски», полученные фигуры тоже можно использовать. (показать книги)

«поляна одуванчиков»

Сделали с детьми оригами божьих коровок на одуванчике и расположили на полянке.

Меняю среду в группе те самым вызываю у детей радость, обеспечиваю комфортные условия для посещения ребенком д. с..

(сфотографируйте меня на поляне)

 «воронята»

   Хорошо поставленное дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, для того, чтобы научиться выговаривать многие звуки-С,  З, Ш, Ж, Р- ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Слова должны произноситься слитно, нельзя делать паузы между звуками, добирая воздух. Короткие фразы тоже должны произноситься на одном выдохе, c плавным переходом от одного слова к другому.

Развивая у детей физиологическое дыхание, совмещаю с развитием речевого дыхания.

Оформить продукт ручного труда «воронята» для  игры.

 Например: НОД экология. Тема «городские птицы» создать игровую мотивацию в НОД для использования игры.

Игра «воронята» проработав плавный выдох (воронята вылетели из гнезда).

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Предлагаю детям вспомнить, как говорят воронята, провожу

Упражнение 3. «Ворона». Дети стоят, опустив руки и слегка расставив ноги. Вдох – руки широко разводятся в стороны (крылья), выдох – медленно опускаются руки, ребенок произносит: «Каррррр».

  Речевое дыхание-это правильное сочетание выдоха и вдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.

Хотелось немного сказать о развитии речевого дыхания.

Тренировка речевого дыхания-это обучение плавному произношению звуков, слогов, фраз на выдохе. Этапы  развития речевого дыхания.

СЛАЙД

Пропевание гласных звуков-А, О, У, И, Э;

Длительное произнесение некоторых согласных звуков-С,З,Ш,Ж,Ф,Х;

Произнесение слогов на одном вдохе;

Произнесение слов на одном вдохе;

Произнесение фраз различной длины на одном выдохе;

Чтение стихотворений;

Пение песенок;

Выразительный рассказ, пересказ текстов.

Игра «пой со мнай»

Цель: развитие правильного речевого дыхания-пропевание на одном выдохе гласных звуков  А, О,  У,  И,  Э.

 Предложить детям вмести спеть «песенки».

-давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А!». наберите побольше воздуха-вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.

Во время игры надо следить за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество «песенок2 можно увеличивать.

-вот вторая песенка: «У-У-У!». Теперь «О-О-О!», «И-И-И!», «Э-Э-Э!»

Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоёт дольше всех на одном выдохе.

-Давайте устроим соревнования: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.

Игра «пение по карточкам»

 Цель: развитие правильного речевого дыхания-пропевание на одном выдохе гласных звуков  А, О,  У,  И, а также сочетание из двух гласных-АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т.д.

В игре использую картинки с изображением лиц где четко прорисована артикуляция при произнесении гласных звуков А, О, У, И.

Такие картинки легко нарисовать, главное условие – артикуляция должна быть четко прорисована.

В игре могут участвовать 2–4 ребенка. Сначала показать детям картинки с изображением поющих детей и предложить угадать, какой звук поет ребенок. Затем раздать по одной картинке и предложить спеть такой же звук.

После этого организовывается общая игра: дети выстраиваются в ряд, держа в руках свои картинки, поет тот, на кого покажу.

– Теперь будем петь общую песенку. Петь будет тот, на кого я покажу палочкой. Старайтесь, чтобы песенки были длинными.

Следующий этап игры – пропевание сочетаний из двух гласных звуков. Предлагаю повторить за ним такие песенки:

– Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А-У-У-У!» Наберите побольше воздуха – песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: «У-У-У-А-А-А!»

Постепенно количество и варианты «песенок» можно увеличивать.

Затем эта же игра повторяется с использованием изображений поющих детей. Педагог ставит рядом две картинки: мальчик поет И, мольчик поет А, и предлагает угадать, какую песенку поют дети – ИА – и повторить ее. Такую игру сначала следует проводить индивидуально. Сочетания пар гласных звуков могут быть самыми разными.

Змейка

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.

– Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

Насос

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.

– Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работают насосы!

Педагог показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.

Весёлая песенка

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – ЛЯ-ЛЯ.

Оборудование: кукла или матрешка.

Ход игры: Предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.

– Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Давайте споем вместе с Катей!

Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки – подряд 6–9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Весёлое путешествие

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – БИ-БИ, ТУ-ТУ.

Ход игры: Предложите малышам подвижную игру.

– Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки – машина едет и сигналит «БИ-БИ!» А теперь превратимся в паровозики – «ТУ-ТУ!»

Покажите, как едет машинка, – походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.

Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Птицы разговаривают

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов – КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК. Ход игры: Предложите малышам поиграть в птичек.

– Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. «КО-КО-КО» – говорит курочка. «КУ-КУ! КУКУ!» – кричит кукушка. «КРЯ-КРЯ-КРЯ!» – крякает утка. «КУ-КА-РЕ-КУ!» – заливается петушок. «ЧИК-ЧИРИК», – чирикает воробышек.

Побуждайте детей повторять за вами «разговор» птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.

Игра «я надул воздушный шарик…» ( ПРОВЕСТИ С КОНКУРСАНТАМИ)

Цель: развитие сильного плавного выдоха, активизация губных мышц. Длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.

В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр. Надо постоянно следить за тем, чтобы при произношении слогов, фраз ребенок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы.

СЛАЙД  «розы и стрекозы»

 Упражнение 2. «Розы и стрекозы». Ребенок стоит прямо. Глубокий вдох носом – «нюхает розу», выдох – максимально выпуская воздух, «дует на стрекозу». Совместно с детьми изготовили стрекоз во время ОД, работы можно оформить в виде игрушки-мобиль, повесить в группе, интеграция деятельности позволяет, игровое упражнение  использовать в любой области обыгрывая игрушку в зависимости приоритетной ОД. Так же ребенок может потренироваться в свободной игровой деятельности.

«ландыш»

Во время беседы о признаках весны, рассматриваем иллюстрации пейзажа природы, читаем рассказы, стихи.

   Например: прочитать стих и использовать сюрпризный момент.  

Родился ландыш в майский день и лес его хранит

Мне кажется, его задень, он тихо зазвенит

И этот звон услышит лес и птицы и луга

Давай послушаем, а вдруг услышим ты и я

Ребята давайте подуем потихонечку на бутончики ландыша, может, мы услышим звон. Можно позвонить в колокольчик или ксилофон, после того как дети сделают упражнение. (сюрпризный момент).

Цель: формирование плавного ротового выдоха, активизация губных мышц.

   Аналогично можно рассмотреть колокольчик, (подснежник). Прочитав стихотворение предложить  подуть на колокольчик и показать картинки в соответствии со словами в стихе.

О чем колокольчик
Все лето звенел?
О том, что словами
Сказать не умел:
Как зорька
Росой умывалась лесной,
Как радугой
Дождь становился грибной.

Звенел колокольчик
О добрых друзьях -
О солнечном ветре,
Цветах и шмелях,
О звездах,
Что грустно мерцают во мгле,
О том, как ему хорошо на земле.

Увяла трава,
И цветы отцвели.
Прощальную песню
Поют журавли.
Их песня похожа
На утренний сон,
И слышится в ней
Колокольчика звон.

В. Степанов

СЛАЙД «игры как элемент нод» «самолеты» «птички» «ветерок»

   В уголке физического воспитания есть полка с игами развития дыхания. Лягушки на ниточках, привязанные к листикам, снегири на ниточках, привязанные к гроздям рябины, пчелки к ромашках. Бабочки, привязанные на нитке к палочке, использую индивидуально и с группой во время НОД. Стараюсь разнообразить игры. (на ниточках..).   Детям интересно во время игры вырабатывается положительная эмоция и радость.  Например: когда на рябинке сидит снегирь, а если на него подуть, он улетает.

Во время игры с самолетами прорабатываю звук «У».  «уууу, я лечу в Москвуууууу»

Совмещаю развитие физиологическое дыхание с речевым.

  Играя с птичками разного цвета. Предлагаю детям выбрать птичку любого цвета и ягоды такого же цвета, как птичка. Ягоды положить на край стола, а с другого края поставить птичек и дунуть, так что бы птички долетели до ягод, чья птичка долетит до ягод тот и выиграл. Затем провести игру на соотношение существительных с прилагательными. Птички поели зеленых ягод и стали зеленые; поели желтых стали желтые… (игра проводится по желанию детей).

СЛАЙД «овощи»

СЛАЙД «коралловые рыбки» игра относится к разряду (новое-хорошо забытое старое). После того как прикрепили рыбок, дети сами по желанию выложили дно из камней и ракушек. Потом они поплыли когда мы на них подули.

Цель: формирование сильного плавного выдоха.

СЛАЙД «с днем рождения», надуваем воздушный шарик и  мыльные пузыри.

СЛАЙД «игры с водой»

Игры с водой безусловно интересны и увлекательны для детей. игры разнообразны по содержанию, а пользуясь трубочкой для коктейля вызывает у детей большой интерес и хорошее настроение. Учитывая фантазию детей и возраст ее можно усложнить придумать новый ход игры.

Предлагаю вам игры:

«утка с утятами», «щука и рыбки», «раз, два, три, кораблик к берегу плыви»

СЛАЙД «игры с водой» 2

«футбол», «пятнистая акула и рыба молот», «морская звезда и еж», «цапля и лягушки».

СЛАЙД «кляксография»

Нетрадиционная техника рисования «кляксография» (выдувание трубочкой). Такое занятие для детей не только увлекательно но и полезно. Так как выдувание через трубочку укрепляет здоровье: силу легких и дыхательную систему легких в целом. Способствует развитию сильному ротовому выдоху. Рисовали с детьми «веточку рябины» «звездное небо».

Цель: формирование плавного ротового выдоха, активизация губных мышц.

   Игры помогают развивать физиологическое дыхание ребенка и подготовить артикуляционный аппарат к овладению сложными звуками русского языка, для формирования которых необходима направленная воздушная струя. В эти игры могут играть дети с нормальным речевым развитие.

Также, приобщаем родителей к совместной деятельности побуждая их серьезно отнестись к проблеме и заниматься с детьми дома.

В информационном уголке для родителей есть информация «Польза дыхательных упражнений для детей»

 (провести семинар для родителей)

Информация для родителей

Дыхательные упражнения для детей

 Содержание:

1.Польза дыхательных упражнений для детей

2.Как правильно проводить дыхательную гимнастику?

3.Комплекс дыхательных упражнений для детей

    Заболевания дыхательной системы у детей относятся к достаточно распространенным патологиям. Лечение лекарственными препаратами не всегда оправдано. В такой ситуации помочь малышу и его родителям могут дыхательные упражнения для детей. Польза дыхательных упражнений для детей Хотя дыхательная гимнастика для детей состоит из простых упражнений, многие семьи ощутили ее благотворное влияние на здоровье ребенка. Это кровь активно насыщается кислородом. В результате улучшается работа сердечно-сосудистой системы, головного мозга, легких, нервной системы, органов пищеварения. Выполнение упражнений для дыхательной гимнастики связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще не совсем совершенную дыхательную систему малыша. Особенно эффективно зарекомендовали себя дыхательные упражнения у деток, которые страдают бронхиальной астмой, бронхитами, частыми простудными заболеваниями. Дыхательную гимнастику часто назначают врачи в дополнение к лекарственному и физиотерапевтическому лечению болезней дыхательной системы. Ее применение значительно облегчает течение болезни, уменьшает риск развития осложнений. Противопоказаний к занятиям упражнениями на дыхание для детей немного, но все же они существуют. Такую гимнастику не рекомендуется делать тем деткам, которые имеют выраженный остеохондроз позвоночника в шейно-грудном отделе, травмы позвоночника или головного мозга, высокое артериальное, глазное или внутричерепное давление, частые кровотечения. Лучше всего проконсультироваться с врачом, какие именно дыхательные упражнения для детей подойдут ребенку. Как правильно проводить дыхательную гимнастику? С помощью дыхательной гимнастики ребенка учат дышать правильно – при вдохе максимально наполнять воздухом легкие, расширяя грудную клетку, а на выдохе легкие освобождать от остаточного воздуха, буквально выталкивая его сжиманием легких. Ведь в случае, когда ребенок не делает полноценного выдоха, в легких остается немного отработанного воздуха. Этот воздух препятствует поступлению свежего воздуха в необходимом количестве. Специалисты рекомендуют делать упражнения для дыхательной гимнастики для детей по 10-15 минут два раза в день. После последнего приема пищи должно пройти не менее часа. В своей деятельности с детьми я не применяю дыхательные  упражнения в течении 15м т.к длительность упражнений может привести к головокружению,  использую игровые упражнения на утренней  зарядке, оздоровительной гимнастики после сна, использую как элемент НОД, ( сюрпризный момент, результат продуктивной деятельности). Как профилактика заболевания дыхательной системы.

    А можно заниматься дыханием отдельно. Очень важно заинтересовать ребенка, так как в начале дыхательные упражнения могут ему показаться скучными и сложными. Можно давать веселые или смешные названия упражнениям, проводить занятия в игровой форме, использовать при выполнении упражнений любимые игрушки. В теплое время года дыхательные упражнения для детей лучше всего проводить на свежем воздухе. В холодный период перед началом занятий следует проветрить комнату. Важно во время выполнения дыхательной гимнастики следить за малышом, чтобы не пропустить симптомы гипервентиляции легких, такие как изменение цвета лица, учащенное дыхание, чувство покалывания в конечностях, дрожание кистей рук. При появлении таких признаков, занятие необходимо прекратить. В случае если у ребенка начинает кружиться голова во время выполнения упражнений, делают следующее: ладошки складывают «ковшиком» вместе, подносят их к лицу и малыш глубоко в них дышит несколько раз. Затем можно продолжать дыхательную гимнастику. Комплекс дыхательных упражнений для детей.

Правильное дыхание.

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Установлено,  что девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легкие. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.
Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом.
 Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»

Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша.

Оградить ребенка от простудных заболеваний - задача не из легких. Микробы и вирусы то и дело одолевают маленького человечка и подрывают еще неокрепший иммунитет. Что же делать? Бежать к врачу и поить малыша таблетками или прибегнуть к бабушкиным рецептам? Ни то, ни другое не понадобится, если заняться с малышом дыхательной гимнастикой. Ведь всем известно, что дыхание - это жизнь.

Справедливость этого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.
Поскольку дыхание приоритетно, то естественно, что многие люди в совершенстве овладевают этим процессом. Эта способность, данная при рождении и развитая в течение жизни, помогает творить чудеса со своим организмом, в том числе и избавляться от болезней, что уже давно доказали индийские йоги.
Известно, что когда человек дышит ртом, слизистая полости ротовой полости быстро пересыхает, появляется жажда. К тому же инфекции легче забраться в дыхательные пути - гортань, трахею и бронхи.

Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателей над развитием физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом....

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

              Дыхательная гимнастика в детском саду.                Физиологическое, или жиз­ненн...

Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"

Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....

"Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания"

Рекомендации воспитателям по проведению игровых упражнений для развития физиологического  и речевого дыхания....

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.

Игровые  упражнения  для развития физиологического и  речевого дыхания. ...

Развитие физиологического и речевого дыхания

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать ...