Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания
материал по логопедии по теме
Дыхательная гимнастика в детском саду.
Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга.
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.
Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание — основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.Данный материал предлагает игровые упражнения для дошкольников на развитие физиологического и речевого дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika_v_detskom_sadu.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика в детском саду.
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.
Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.
Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание — основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
На занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
1. Выполнять упражнения каждый день по 3-6 мин, в зависимости от возраста детей.
2. Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при
открытой форточке.
3. Заниматься до еды.
4. Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
5. Дозировать количество и темп проведения упражнений.
6. Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот.
7. Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
8. В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук,
живота, груди. Плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
9. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 -3 сек.
Игровые упражнения для развития физиологического
и речевого дыхания.
1. «Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
2. «Паровоз» — ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
3. «Пастушок» — подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
4. «Гуси летят» — медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси, руки – крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).
5. «Кто громче» — выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м- м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия прижимая правую ноздрю.
6. «Аист» — стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося
«ш-ш-ш» (6— 7 раз).
7. «Маятник» — сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 с), наклониться вперед — выдох, возвратиться в исходное положение — вдох. Повторить 3— 4 раза.
8. «Охота» — закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.).
9. «Шарик» — представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1—5 медленно выдохнуть.
10. «Каша» — вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
11. «Ворона» — сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх — вдох, медленно опустить руки — выдох. Произнести: кар!
12. «Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
13. «Греем руки» — вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
14. «Пилка дров» — встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.
15. «Дровосек» — встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6—8 раз.
16. «Сбор урожая» — встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, — вдох (пауза 3 с). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох. Повторить 3—4 раза.
17. «Комарик» — сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.
18. «Сыграем на гармошке» — встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 с). Наклон в левую сторону — медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение — вдох (пауза 3 с). Наклон в правую сторону — медленно выдохнуть. Повторить 3—4 раза.
19. «Трубач» — поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносить «ту-ту-ту» (10—15 с).
20. «Жук» — сесть, руки развести в стороны, немного отведя назад, — вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук — «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
21. «Шину прокололи» — сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине — «ш-ш-ш».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания"
Рекомендации воспитателям по проведению игровых упражнений для развития физиологического и речевого дыхания....
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания. ...
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания...
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания
Предлагаю вашему вниманию видео презентацию дыхательной гимнастики, которую в дальнейшем вы можете выполнять дома вместе со своим ребенком....
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.
laquo;Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».&laq...
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Игры для детей для профилактики развития речевых нарушенийдля воспитателей ДОУ....