Проект на тему: «ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА».
проект (младшая группа) на тему
МБДОУ ЦРР детский сад №3 «Солнышко»
Проект на тему:
«ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА».
(1 – младшая группа)
автор-составитель:
воспитатель группы №2
Меренкова М.В.
Проект : «Игровая деятельность дошкольника»
Участники проекта:
воспитатель; младший воспитатель; родители; дети группы №2 .
Период реализации проекта: 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Тип проекта: среднесрочный; детско – взрослый; информационно- практико-ориентированный.
Итоговое мероприятие: концерт «Игра в гости приходила» (см. Приложение №1).
АКТУАЛЬНОСТЬ:
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - В.А. Сухомлинский. И так, как игра является ведущей деятельностью дошкольника, то мы, сотрудники ДОУ и родители, должны ребёнку помочь сделать эту деятельность (игру): яркой, положительной, разнообразной и познавательной.
Немалая роль в развитии игровой деятельности отводится семье. Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в сторону домашние дела, соглашаются поиграть. Но многие родители не уделяют должного внимания игре, считая это не столь важным; в силу занятости; или просто незнания как организовать игру со своим малышом. Поэтому в данном проекте будут участвовать родители ребят.
Присмотритесь внимательно к детям, к тому, как они проводят свой досуг, и вы увидите, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как часто ребята не могут найти применения своим силам, не знают, чем себя занять – им не знакомы веселые игры и затеи.
Никакие мультфильмы, фильмы, компьютерные игры и многое другое не заменит в жизни ребёнка живую настоящую игру, в которой он реально, а не виртуально может принимать участие. Отсутствие игры приводит к тому, что обедняется словарный запас, психологический фон, социальный опыт дошкольника, а этого допускать никак нельзя. В связи с этим, тему моего проекта считаю актуальной на сегодняшний день.
ЦЕЛЬ: Обогащение игровой деятельности дошкольника, по средствам взаимодействия педагогов и родителей.
ЗАДАЧИ:
1.Создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) может развить свои способности в процессе совместной деятельности; творчески организовать общение и игру.
2.Способствовать развитию взаимопонимания между детьми и родителями.
3.Развивать педагогическую компетентность родителей.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Игрой малыш овладевает при руководстве и непосредственном участии взрослых (в детском саду – воспитатели, дома – родители, бабушки…). Конечно, ребенок может научиться играть и сам, глядя на играющих сверстников на игровой площадке, наблюдая игры старших братьев и сестер, имея в своем распоряжении игрушки, которыми его щедро снабжают родители. Но опыт показывает, что стихийное овладение игрой происходит очень медленно и неполно, особенно в тех случаях, когда ребенок единственный в семье, а взрослые больше пекутся о его физическом благополучии и гигиене, нежели о психическом и эмоциональном благополучии.
Одна из важнейших ролей в формировании и развитии ребенка – это игровая деятельность ребенка. Известный российский педагог Макаренко А.С. говорил о играх, что они имеют чрезвычайно важное значение в жизни каждого ребенка. Игра для ребенка, все равно, что работа для взрослого человека. Как ребенок показывает себя в игровой деятельности, так он будет проявлять себя и в профессиональной деятельности, когда станет взрослым. Поэтому, Макаренко А.С. считал, что именно в игре должно происходить воспитание ребенка. Игра как ведущая деятельность дошкольника является основой для формирования познаний о важном пласте человеческой культуры – взаимоотношениях между людьми. Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Игра также помогает ребенку научиться организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, развивает любознательность и самостоятельность. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Несмотря на значительный интерес к проблеме игровой деятельности, ее роли в жизни ребенка, многие аспекты еще остаются неразрешенными.
В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику, профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально. У большинства современных дошкольников игра не достигает своей развитой формы. В целом можно отметить, что уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века. Следует отметить, что в настоящее время дошкольники мало играют и общаются со своими сверстниками во дворе, дети по большей части заинтересованы компьютерными играми и просмотром телевизионных передач и мультфильмов. Наблюдается и тенденция к полному исчезновению русских народных подвижных игр, таких, как лапта, салки, чехарда, городки, веревочки, чиж и многие другие.
Теоретическая основа исследования – ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие.
Целесообразность игры для социализации, обучения, развития личности детей дошкольного возраста рассматривается в работах таких авторов, как А.П. Усова, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, Ф.Н. Блехер, Т.С. Комарова, В.А. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.В. Артёмова, Г.Г. Григорьева.
Важно подчеркнуть, что:
- игру следует рассматривать как форму социализации детей дошкольного возраста.
- проводить анализ особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста.
- изучить педагогическое значение игры для личностного и психического развития детей дошкольного возраста.
- раскрывать роль взрослого в игре детей дошкольного возраста.
Итак, для того, чтобы дети полноценно развивались, взрослые должны систематически играть с ними; а так же стимулировать самостоятельные действия детей с различными предметами и игрушками. Овладение элементарными игровыми умениями создает необходимые предпосылки для перехода к более сложным формам игры.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Диагностико-аналитическая деятельность (анкетирование, наблюдение, интервью , диагностика игровой деятельности; формирование, обработка и анализ данных, разработка целей и задач)
- Пополнение развивающей среды (как готовым игровым материалом, так и материалом, сделанным своими руками, а так же использование предметов заменителей)
- Подбор художественной литературы, иллюстраций для детей.
- Подбор информационного материала для родительского уголка.
- Подбор игр, игрового материала для совместных игр с родителями и детьми.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.повышение игровой активности воспитанников детского сада;
2.повышение компетентности педагогов и родителей в организации игровой среды;
3.обогащение ценностных отношений между детьми и взрослыми в процессе совместной игровой деятельности;
4.обновление развивающей предметно-игровой среды в детском саду и дома,
5.создание и систематизация информационно-методических материалов по организации игровой деятельности дошкольников.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
План мероприятий по работе с родителями и детьми в данном проекте:
Время проведения | Форма работы |
1 месяц | Диагностика родительской анкеты на тему «Как мы играем с ребенком?» Диагностика игровой деятельности Интервью детей «Как я люблю играть?» Информационные листы для родителей на тему «Памятка для родителей об игре», «Условия для развития игровой деятельности детей в семье» Встреча с интересным человеком Папка-передвижка «Организация игровой деятельности детей» Подбор литературы в библиотеку для родителей «Играют дети», «Играем вместе с детьми» Конкурс «Чудеса с обычной грядки» |
2 месяц
| Папка-передвижка «Подвижные игры в ограниченном пространстве» Консультация для родителей на тему «Двигательная активность детей на прогулке и дома» «Парная гимнастика» (выполнение упражнений взрослого и ребенка) Создание фотогазеты на тему «Как мы играем в детском саду» Встреча с «известной игрушкой»
|
3 месяц
| «Игровая терапия»: «Об игре и игрушках» Конкурс «Любимая игрушка» «Развиваем коммуникативные способности и эмоции» (совместные игры детей и родителей) Встреча с интересным человеком (сотрудником ДОУ, увлекающимся изготовлением поделок и игрушек из соленого теста) Индивидуальные консультации, памятки «Игры и упражнения на развитие артикуляционного аппарата» (закрепление упражнений дома) Подбор афоризмов, высказываний великих людей о роли игры и семьи в воспитании и развитии ребенка Круглый стол «Игра с ребенком в жизни наших детей» |
План игр в течение 3-х месяцев в 1-ой младшей группе №2:
по направлению сюжетно – ролевых игр:
1 месяц | Игры с куклами: "Наши куклы", "С новосельем", "Старшая сестра", "Перед сном", "У куклы вари день рождения". |
2 месяц | Игры в семью: "Мама пришла с работы", "У меня зазвонил телефон", "Чья очередь гулять с Тузиком?", "Бабушка приехала |
3 месяц | Игры с животными: "Ежик и котик", "Цыпленок и щенок", "Поросенок потерялся", "Поможем зайке |
по направлению подвижных игр:
1 месяц | "Прячем мишку", "Звоночек", "Мотылек". |
2 месяц | "Ау, Ау!", "Наседка и цыплята","Солнечные зайчики" . |
3 месяц | «Кто поймает?», «Кто умеет чисто мыться?», «Зайки». |
по направлению спортивных игр:
1 месяц | «догони меня», «быстро возьми», «кто больше соберёт». |
2 месяц | «ножки, ножки», «найди свой домик», «возьми и принеси». |
3 месяц | «лови мяч», «кинь мяч в корзину», «катание мяча». |
по направлению народных игр:
1 месяц | «гуси – гуси» |
2 месяц | «куры и петух» |
3 месяц | «зайки» |
по направлению дидактических игр:
1 месяц | Ребенок и окружающий мир: "Новоселье", "У кого такой же?", "Кто на чем ездит?", "Что изменилось?". |
2 месяц | Нравственное воспитание: "Водичка, умой мое личико!", "Утешим зайку", "Самостоятельный мишка", "Проводим уборку". |
3 месяц | Изобразительная деятельность: "Что бывает красного цвета?", "Такие разные платочки", "Колобок", "Овощи на тарелке". |
Трансляция проекта:
1.Презентация проекта в ДОУ
2.Фотовыставка совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
3.Отзывы родителей.
4.Диагностика игровой деятельности.
Дальнейшее развитие проекта:
- Пополнение материалом развивающей среды в группе для организации игр.
- Подбор иллюстраций, художественной, научной литературы по данной теме.
3.Привлечение в проект ребят старших групп, для организации совместных игр.
4. Организация встречи с интересным человеком – раз в месяц.
Список литературы:
1.Журнал «Дошкольное воспитание №8 2008, №11 2009
2.Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2011 , №2 2012
3.Давыдова О.И. и др. «Проекты в работе с детьми». М., 2012
4.Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». Ростов н/Д., 2008
5.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Как играть с ребенком». М., 2012
6.Пенькова Л.А. и др. «Развитие игровой активности дошкольников». М., 2010
7.«Дошкольное образование» № 22 (286) ноябрь 2010
8. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетно-ролевых игр детей. — СПб Речь 2010
Приложение №1
МБДОУ ЦРР детский сад №3 «Солнышко»
Итоговое мероприятие к проекту «Игровая деятельность дошкольника»
на тему
«ИГРА В ГОСТИ ПРИХОДИЛА».
Подготовила
воспитатель группы №2
Меренкова М.В.
Итоговое мероприятие: музыкальный концерт «Игра в гости приходила».
Участники: воспитанники группы №2, воспитатель, младший воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
Цель: обогащение игрового опыта детей и родителей.
Задачи:
1.Поднять настроение детям и их родителям по средствам совместной игровой деятельности.
2.Донести до детей, что живые существа не «игрушки».
3.Показать родителям, как важна в жизни их ребёнка «игра».
Место проведения: музыкальный зал.
Оборудование: проектор, музыкальный центр, макеты овощей, подносы (2), 2 столика, детские игрушки.
Главный герой: «игра» - персонаж веселый, добрый, активный, красочный.
Ход мероприятия:
Ведущий: приветствует всех присутствующих в зале. Затем делится историей о том , что заскучали «наши детки», поиграть бы, да только во что? И тут под музыку выходит «Игра».
Игра: приветствует всех, и обещает, что сегодня скучно не будет, ни родителям, ни детям.
Хоровод «Ручками похлопали, ножками потопали».
(Игра водит заводной хоровод с родителями и детьми).
Ведущий: а теперь давайте посмотрим фрагмент советского мультфильма «Живая игрушка»(подведение итогов по мультфильму).
Чтение стихов про игрушки: «Зайку бросила хозяйка» (Аня П.), «Оторвали мишке лапу» (Иля А.)
Игра: хвалит детей за прочтение стихов. И предлагает ребятам поиграть в игру «Наперегонки»! (В одной стороне зала сидят две мамы, в другой стороне два ребенка, которые должны своей маме принести все овощи для супа (игра проводится два раза)).
Ведущий: хвалит детей и родителей за участие.
Игра: ну что? устали? или ещё хотите?
Ведущий: конечно ещё хотим.
Игра: тогда предлагаю вам потанцевать вместе с любимыми игрушками (дети выходят на середину зала со своими игрушками и танцуют под песню «Маленькая страна»).
(дети садятся на места.)
Игра: смотрит на часы и говорит: «Заигралась я с вами, а вам уж гулять идти пора, до свидания , друзья!!! Вы меня не забывайте ,и почаще в гости приглашайте!!!».
(Игра уходит под музыкальное сопровождение, воспитатель приглашает ребят в группу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Игровая деятельность дошкольников с нарушением слуха".
В материале представлен опыт работы педагогов МБДОУ по актуальной теме: "Игровая деятельность дошкольников с нарушением слуха". Описаны направления деятельности и пути решения поставленных педагогами ...
Практико-значимый проект по курсу «Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе. Эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды»
Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе,эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды....
Контрольная работа по курсу « Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей: методики руководства сюжетно-ролевой игрой»
Задачи развития игровой деятельности, методика педагогической поддержки игровой деятельности....
Проект социально – значимой деятельности на тему: «Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста"
Игра является основным видом деятельности детей.Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продуктивных контактов ребёнка с миром взрослым во время игры ...
Папка воспитателя по самообразованию на тему: «Игровая деятельность дошкольников»
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т...
Проект на тему: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность»
Проект на тему: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту,социуме через игровую деятельность» в подготовительной к школе группе....
Проект на тему "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность"
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...