Консультация для родителей «Этическое воспитание детей посредством фольклора»
материал (младшая группа) на тему
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. И вот тут-то на помощь приходит фольклор. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов этического воспитания. Причем все это делается в яркой, эмоциональной форме, понятной и доступной малышу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация по теме:
«Этическое воспитание детей посредством фольклора
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
И вот тут-то на помощь приходит фольклор. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов этического воспитания. Причем все это делается в яркой, эмоциональной форме, понятной и доступной малышу. Сколько сказок, пословиц, потешек, закличек, приговорок, песенок … в устном народном творчестве.
Фольклор легко воспринимается детьми с раннего возраста. Самые первые произведения, с которыми взрослый обращается к ребенку – колыбельные песенки, пестушки, потешки.
Использование колыбельных песен создает комфорт нахождения в д/саду, вызывает положительные эмоции, симпатию к воспитателю, напоминают им о теплоте маминых рук, голоса.
Люли – люли – люленьки,
Прилетели гуленьки.
Они сели ворковать
Стали деточек качать – убаюкивать.
Дети, навевая, и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно проживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам), колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственно личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым. Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между малышом и вами. Пойте для души!
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям, развлекают их, создают веселое настроение.
Из – за леса, из – за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Тра-та-та, тра-та-та
Вышла кошка за кота!
За кота – котовича,
За Петра – Петровича!
Кра-ка-ка, кра-ка-ка!
Попросил он молока!
Дла-ла-ла, дла-ла-ла,
Молока ему дала!
Они помогают установить контакт с ребенком, вызвать доверие к воспитателю, прививают любовь к близким. Ведь многие фольклорные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший!
Ванечка пригожий!
Чики-чики-чикалочки,
Едет Тима на палочке,
Лиза на тележке,
Щелкает орешки,
Аня на собачке,
А Андрей на тачке.
Имеются потешки, пестушки, которые наставляют, поучают.
Сорока – ворона, кашу варила
Деток кормила:
- Этому дала,
- Этому дала,
А тебе не дам,
Ты в лес не ходил,
Дров не рубил,
Воды не носил,
Печь не топил – Не дам тебе кашки!
Здесь дана не только, технология приготовления пищи, но и разделение трудовых нагрузок, показана обязательности труда для всех, даже для самых маленьких.
В других пестушках:
- Ладушки, ладушки!
Где были у бабушки,
- Что ели?
- Кашку?
- Что пили?
- Молоко?
Кашка масленька,
Молоко следенько.
Бабушка добренька.
Идет коза – во лбу рога,
Идет ворчит,
Клюкой стучит:
Кто каши не ест,
Кто молоко не пьет,
Тогда забодаю, забодаю,
А кто кашку кушает,
И маму слушает,
С тем – поиграю.
Тоже заложен глубокий смысл: вызывая радостный эмоциональный отклик ребенка, они приучают его вовремя принимать пищу, съедать до конца, с уважением относиться к еде и людям, которые её приготовили. В потешках, в которых имеются звукоподражание голоса животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Ранним – рано поутру
Пастушок: Ту-ру-ру-ру!
А коровки в лад ему
Затянули: му-му-му!
Ты Буренушка, ступай!
В чистом поле погуляй!
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.
При помощи песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам, формируются навыки самообслуживания и гигиены (мыть руки, расчесывать волосы, пользоваться носовым платком, одеваться).
Во время умывания:
Надо, надо нам помыться
Где тут чистая водица?
Кран откроем,
Руки моем,
Щечки, шейку
Мы потрем
И водичкой обольем.
Чистая водичка,
Умоет Кате личико
Мариночке-ладошки,
А пальчики-Тимошке.
Ай, лади, лади, лады,
Не боимся мы воды.
Будет мыло пениться,
Грязь куда-то денется,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
При причесывании:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят,
Все волосики в ряд.
Расти коса не путайся
Маму, дочка слушайся.
Во время кормления:
Тары-тары-тарарешки,
Суп хвалили поварешки.
Разливали по тарелкам,
По глубоким и мелким.
Няня чашку молока
Оле налила.
«Мяу» - киска говорит, -
Вот и я пришла»
Киске в миску отольем,
Веселее пить вдвоем.
Создавать положительный фон во время приема пищи помогают приговорки:
Умница, Катенька,
Ешь кашу сладеньку.
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
На плите сварилась каша,
Где большая ложка наша?
На того, кто ест опрятно
И смотреть всегда приятно.
Во время одевания:
Валенки, валенки,
Невелички, маленьки,
А как раз по ноженьке,
Нашему Сереженьке.
Вот они сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки.
Этот – с правой ножки,
Этот – с левой ножки,
Вот так хорошо!
Пользование носовым платком:
Если носик твой сопит,
Значит он совсем забит.
Свой платочек доставай,
Нос получше вытирай.
Эти малые формы фольклора так же способствуют формированию у детей культуры поведения в быту.
Известно, дети, знающие потешку «Водичка-водичка, умой моё личико» с раннего возраста с удовлетворением повторяют её в более старшем возрасте, когда умываются сами или помогают умываться малышам, а так же играя с куклами. Положительные эмоции дети испытывают слыша слова.
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток.
Они четко выполняют последовательность действий: моют глазки, щечки…и громко смеются, при этом усваивают правила аккуратности и чистоплотности.
Заклички, приговорные напевы знакомят детей с миром живой природы, с её законами, учат бережно и уважительно относится к ней и человеческому труду, радоваться солнцу, дождю, радуге.
Ах ты, радуга – дуга,
Ты высока и туга!
Дай нам солнышка –
Колоколышка!
Дождик, дождик пуще,
Дам тебе я гущи.
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь поливай!
А я колышек тещу,
Огород горожу.
Да капустку сажу,
Сажу беленькую,
Развесёленькую.
Божья коровка,
Лети на небо.
Там твои детки –
На березовой ветке.
Божья коровушка,
Полетели на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы были летом
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.
Обычно в каждой группе есть конфликтные, жадные, капризные дети. С помощью малых жанров фольклора можно помочь детям преодолеть негативные стороны формирующейся личности, овладеть необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников.
Например: Мальчики, не поделив игрушку «выясняют» отношения. Воспитатель начинает декламировать потешку:
Петушки – распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Спокойный, немного ироничный тон взрослого, скорее всего заставит забияк улыбнуться и исчерпать конфликт.
Успокоить расшалившихся детей помогут молчанки:
Чок, чок, чок,
Зубки на крючок.
Язычок на палочку,
И молчок!
Прилетели журавли,
И сказали нам «Замри!»
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
Не смеяться, не болтать,
А солдатиком стоять.
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок –
Молчок!
Кто засмеется
Губа задерется.
Раз-два-три-четыре-пять
С этих пор молчать.
Кони-огони,
Сидели на балконе.
Чай пили, чашки били
По-турецки говорили
Чоби-ачоби, челяби, чоби,
Чоби.
Челяби-чоби, чоби
Вот кончилась игра
Мы набрали в рот воды
И сказали всем «Замри!»
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
У детей, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать и если в группе кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая:
Не плачь, не плачь,
Купим мы тебе калач.
Не плачь, не плачь детка,
Прискачет тебе белка,
Принесет орешки.
Для Машиной потешки,
Если будешь плакать,
Дадим худой лапоть.
Горошинки, не-про-шенки!
Откуда, вы взялись?
Трамваем или поездом
До Саши (Степы) добрались
Не-ет портить настроение
Никто вас не просил!
А может, вы не плакали,
А дождик моросил.
Или при боли, подуем на больное место, приговаривая:
У сороки – боли,
У вороны – боли,
А у Олечки – заживи.
При возникновении проблемных ситуаций на помощь придут дразнилки. Они учат подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, высказывать своё отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде.
Жадина – жадина,
Жадина – говядина.
Ябеда – беда,
Тараканья – еда!
Ябеда, корябида,
Соленый огурец,
На полу валяешься
Никто его не ест.
Плакса – вакса,
Плакса – клякса.
Федул, а Федул,
Чего губы надул?
Маша, Маша,
Маша – растеряша.
Нюша, Нюша,
Нюша – капуша.
Рёва – корова
Дай молока
Сколько стоит,
Три пяточка!
Установить доброжелательные отношения друг к другу, понимать и оценивать свои и чужие поступки способствуют мирилки:
Мирись, мирись,
Больше не дерись.
А лучше улыбнись.
Пряники, пряники,
Мы с тобой племянники.
Сушки, сушки,
Мы с тобой подружки.
Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки, потешки легко запоминаются и могут широко использоваться в играх.
п/и «Кот и мыши», «Гори, гори ясно», «Гуси-гуси», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Наседка и цыплята» и др.
х/и «Улиточка», «Каравай», «Карусель», «Барашеньки-крутароженьки», «Мыши водят хоровод», «Зайка беленький сидит» и др.
Народные игры вызывают у детей веселое, бодрое настроение, устанавливают эмоциональный контакт между сверстниками и взрослыми. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В народных играх формируются нравственные качества и моральные нормы.
В это время дети знакомятся со считалками, жеребьевками. Открывая игру и раздавая всем её участникам определенной роли, зачины дают возможность организовать игроков, сам процесс игры и учат детей общаться друг с другом в заданной ситуации, подчиняться установленным правилам, воспитывают у детей честность, справедливость, сопереживание, чувство коллективизма.
Печь топить или коня кормить.
Наливное яблочко или золотое блюдечко.
Мати, мати,
Что вам дети?
Дуб или березу?
Дядю Федю или белого медведя?
Тара – бара,
Домой пора.
Коров доить, Тебе водить.
Катилася торба
С высокого горба.
Хлеб, соль, пшеница,
С кем ты хочешь поделиться?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
Ахи, ахи, ахи, ох
Баба сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Значение метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применить пословицы чаще, во всех подходящих случаях.
Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на воспитанников значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры: ведь дети рано начинают реагировать на шутку, иронию, на смех окружающих.
Например: при виде кое-как брошенной одежды, можно сказать «на скорую ручку – ком, ком и в кучку». А если ребенок напрасно чего-либо боится, то подметьте «Трусливому зайке и пенёк волк».
С помощью пословиц, малыши усваивают положительный опыт отношений к людям, труду, вещам, учатся оценивать собственные поступки.
Например: воспитание бережного отношения к вещам «Каждой вещи – своё место». Правила дружбы «Друзья познаются в беде». Воспитание культуры еды и умение культурно принимать пищу. «Хлеб всему голова. Когда я ем, я глух и нем». При завершении деятельности привести в порядок своё рабочее время, сложить игрушки, книги. «Любишь кататься – люби и саночки возить». «Сделал дело – гуляй смело» поторопить в деле. «Семеро одного не ждут». Познание окружающего мира, правил жизни в большей степени даётся в сказках. Сказка не даёт прямых наставлений детям (типа «Не уходи из дома без разрешения», «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Помогай друзьям» и т.д.), но в её содержание всегда заложены морально – этические нормы поведения в обществе.
Например: Сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми. В сказке «Колобок» - веселый и задорный Колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном и попался лисе. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк», сказка «кот, лиса и петух» - учит взаимовыручке, дружбе. Сказка «Волк и семеро козлят» о послушании.
Таким образом, заложенные в детстве основы культуры поведения с помощью умелого использования педагогами народного фольклора определяют формирование гармоничной личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Нравственное воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора"
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народно...
Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качеств...
Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому важно донести до родителей , что очень важны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться предста...
Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предм...
Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»
Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-этических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспита...
Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качеств...
Консультация для родителей " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ,посредством дидактических игр и упражнений"
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологи...