Воспитание нравственности у дошкольников
материал (младшая группа) на тему

Поплавская Алена Владимировна

В этом материале можно узнать о том,что мы имеем ввиду,когда говорим о нравственном воспитании,о значении нравственных принципов в сознании ребенка,о его роли в развитии личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_nravstvennosti_u_doshkolnikov.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание нравственности у дошкольников

  • 1 Что мы имеем в виду, когда говорим о нравственном воспитании?
  • 2 Значение нравственных принципов в сознании ребенка
  • 3 Нравственное воспитание дошкольников в детском саду и его роль в развитии                личности
  1. Нравственное воспитание - это воспитание в детях высоких духовных и моральных принципов, чувства патриотизма к Родине, специальное регулирование способов мышления и поведения, принятых в гражданском обществе. Первый опыт работы над структурой поведения и над формированием нравственных принципов начинается с детского сада, когда взрослые дают первые уроки дошкольникам. Воспитатель детского сада с ранних лет прививает детям любовь к Родине, бережливость и уважение к человеческому труду, доброжелательность в отношениях, учит активности и инициативности, самостоятельности в действиях, взаимопомощи и взаимовыручке, бескорыстности. Исследовательская работа учёных по изучению психологии и возможностей дошкольников показывает, что у детей дошкольного возраста большой потенциал в вопросах воспитания их нравственности. Детское сознание способно управлять своими поведенческими способностями, такими как активность поведения, самостоятельность в своих действиях и выборе, проявление определённого интереса к окружению. Старшие дошкольники способны к коллективизации, где уже в их совместных действиях проявляются чувства дружбы и товарищества. Чем больше ребёнок видит правильных действий и поступков, а также чаще слышит положительного, тем выше его нравственное воспитание – это и есть основная задача воспитателей. У ребёнка должны развиваться положительные привычки и мотивы нравственного поведения. Всё, что ребёнок видит и слышит, несущее негативный характер и отрицательные действия, также откладывается в детском сознании и вредит его нравственности. Детям нравится общаться со взрослыми, у них при частом общении возникает чувство любви и привязанности, дети с радостью выполняют поручения, стараются понравиться и сделать что-то приятное для взрослых. Дошкольникам свойственно проявлять эмоциональную отзывчивость в отношении реакции взрослых на хорошие и плохие детские поступки. Когда детей ругают, они волнуются и огорчаются, когда хвалят – улыбаются и радуются. Такая отзывчивость является основой формирования нравственных чувств ребёнка.

Дошкольники, в силу своего возраста, испытывают радостные или грустные чувства не только за себя, но и за сверстников. Они способны радоваться и грустить за товарищей из чувства солидарности, что приводит к действенным поступкам по оказанию моральной поддержки. Дошкольники не умеют хитрить или лукавить, их чувства искренни и не подложны.

В детском саду можно наблюдать картину, когда один из детей поранился или ударился, и возле него скапливаются сверстники и с грустью жалеют его. Нравственные чувства приобретают свою сознательность ближе к среднему возрасту, они способны оценить труд других людей, способны проявлять чувства любви к родному дому и краю. К шести годам у детей начинается формирование чувства собственного достоинства, чувство долга, они распознают справедливость поступков, проявляются чувства уважения по отношению к другим людям. Дети этого возраста начинают с полной ответственностью подходить к заданиям и поручениям. Задачей воспитателей детского сада не упустить время, когда у детей проявляются способности к воспитанию нравственных чувств, привить к детям любовь к родному краю и стране, в которой дети родились и живут, также научить их уважать людей других национальностей и их культуру. Одной из детских особенностей является подражание, но дети не распознают и не понимают нравственности совершаемых ими действий, и это может зафиксироваться в сознании отрицательным жизненным опытом.

В связи с этим появляется задача перед родителями и воспитателями оградить дошкольников от объектов и ситуаций подражания, несущих безнравственность чувств и поведения и от такого жизненного опыта. Очень важно научить ребёнка простым вещам, таким как: доброжелательность - уважать взрослых, поддерживать хорошие отношения со сверстниками, бережливости, вежливости, приветливости, культурному поведению. При полученных первоначальных навыках, ребёнок ближе к старшему дошкольному возрасту, научится осмысливать свои поступки и поведение, нравственное поведение станет нормой жизни дошкольника и станет его спутником в дальнейшем развитии. Значение нравственных принципов в сознании ребенка

  1. Значение принципов нравственности в сознании ребенка .                                     Чтобы нравственные принципы прочнее закреплялись в сознании ребёнка, воспитатель в детском саду должен учить дошкольников на конкретных примерах, а чтобы ребёнок проявлял интерес к процессу обучения – шире использовать возможности игрового поля, применять игры, сцены, сказки, мультфильмы и т.п. Наиболее широко распространена была работа в данном направлении в детских садах Советского Союза. В современной России на целые десятилетия эта работа была пущена на самотёк, и сейчас снова к людям пришло осознание того, что пора возобновлять образовательные процессы и пора снова начать учить людей нравственности. Вопросы нравственности должны содержаться в программах детского сада на протяжении всего образовательного процесса. Нравственное воспитание должно отражаться и находить место даже в занятиях творчеством: тематические рисунки, песни, лепка и так далее. В первую очередь должен быть налажен соответствующий контакт между воспитателем, ребёнком и родителями, их цели и задачи должны быть едины. Коллектив это самое действенное средство воспитания и поэтому не стоит детей до школы держать затворником дома на попечении бабушки или сиделки – детский сад является самой подходящей сферой для проведения воспитательных занятий. В коллективе ребёнок способен к проявлению своих знаний, делиться ими с товарищами, перенимать положительный опыт у сверстников. В детском саду дети понимают, что коллективно и сообща можно добиться общей цели и выполнить большее количество задач, чем в одиночку. К примеру, слепить снеговика одному ребёнку не под силу, а сплочённой и дружной группой это займёт всего около часа, а то и меньше. Бойкие  дети в группе становятся более смиренные, застенчивые более общительными. В своей деятельности воспитатель должен быть требовательным, но не грубым, уметь подбирать компромиссы в спорах – это тоже часть нравственного воспитания и пример для подражания. Дисциплина в детском саду не должна подавлять инициативу и положительные эмоции. Воспитатель может себе это позволить, если сам будет сдержанным и терпеливым по отношению к детям. Ребёнок должен чувствовать и видеть на лице воспитателя только положительные эмоции. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в детском саду направлено на воспитание нравственных качеств в различных формах деятельности. При этом большое внимание педагогами уделяется личностному развитию детей. В детском саду часто проводят различные тематические мероприятия, во время которых дети учатся моральным и нравственным сторонам поведения в группе сверстников и со взрослыми. Нравственные беседы с детьми, как в детском саду, так и в семейной обстановке помогают осознать малышам, почему нужно вести себя тем или иным образом.

Хорошим средством нравственного воспитания дошкольников является сказка. Поступки сказочных героев подскажут дошкольникам, что может их ждать в случае безнравственного поведения.

  1. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду и его роль в развитии личности Нравственное воспитание, охватывает всеобщее развитие личности ребёнка, оно направлено и на формирование особых чувств дошкольника, и на его сознание, и на регулирование поведенческих привычек. Как и все виды воспитания здесь применяется та же самая форма - от лёгких заданий, к более сложным. Кроме того воспитатель должен учитывать тот факт, что ребёнок не должен воспринимать его как диктатора или командира, к каждому из детей надо находить такой подход, чтобы у них в сознании само формировалось представление о нравственности, иначе у детей сформируется неправильное представление о нравственности, они научатся либо подчиняться, либо приспосабливаться. Воспитатель должен более тесно налаживать связи с родителями детей своей группы для более эффективного протекания процесса воспитания. Деятельность воспитателя завит не только от прямых контактов с детьми, но и от решения общей задачи, разработки рекомендаций родителям с общими принципами нравственного воспитания дошкольников. В решении данных вопросов должна проводиться и политика индивидуального воспитания дошкольников, для этого надо знать индивидуальные способности и навыки каждого воспитанника, его психофизиологические особенности. У каждого ребёнка индивидуально выражены достоинства и недостатки, по-разному выражена психоэмоциональная сфера. На примере можно увидеть, что один ребёнок проявляет жадность и неуступчивость, другой ведомый и скрывает собственное мнение, не умея его отстаивать, третий слишком дерзкий. Над всеми этими качествами требуется индивидуальная работа. Хорошим помощником в некоторых проблемах с коллективизацией и социальной адаптации в обществе является трудовое обучение, решающее многие задачи нравственного поведения дошкольников. Выполнять  роль воспитателя достоин только тот человек, который сам обладает высокими моральными принципами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и педагога в воспитании нравственных чувств дошкольников.

Педагоги и психологи, занимающиеся развитием и воспитанием дошкольников, рассматривают отсутствие единых взглядов и подходов в вопросах воспитания ребенка как один из неблагоприятных факторов. С...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

               Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективн...

«Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств дошкольников» выступление на педагогическом совете

Сильнейшее воздействие на чувства ребенка и его нравственные представления оказывает художественная литература...

Обобщение опыта по теме: «Воспитание нравственных качеств дошкольника в игре»

Проведено обобщение материала по воспитанию нравственных качеств дошкольников в игре. Подобраны игры для детей и консультация для родителей, которую можно использовать при проведении родительскго собр...

Ознакомление с культурой разных стран, как средство воспитание нравственности у дошкольников

Мы живем в многонациональной стране и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей  национальной культурой. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с люд...

Обобщение опыта работы по теме "Воспитание нравственных качеств дошкольника в игре "

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно пр...