Опыт работы музыкального руководителя
материал на тему
Опыт работы музыкального руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_muzykalnyh_sposobnostey_detey_doshkolnogo.docx | 52.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного
возраста посредством обучения игре на детских
музыкальных инструментах.
Мы не можем создать таланты,
но мы можем создать среду для их
развития.
( Генрих Нейгауз, пианист и педагог)
Актуальность
Основы музыкальной культуры закладываются еще в раннем детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, духовность, приобретаются знания, от которых зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования в содержание музыкальной деятельности кроме слушания, пения, музыкально – ритмических движений входит игра на детских музыкальных инструментах. И это не удивительно. Ребенок по своей природе любопытен и очень активен, ему хочется потрогать своими руками, проверить, как все работает, как устроен тот или иной предмет. Игровое исследование начинается еще в самом раннем детстве: это посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Дети стремятся ко всем предметам, из которых они могут извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и расческа. И когда в его руках начинает что-то звенеть, шуметь, стучать ребенок испытывает огромную радость.
Мир музыкальных инструментов богат и разнообразен. И не всегда в домашних условиях у детей есть возможность услышать их звучание «вживую». Чаще они слышат музыку в аудиозаписи. Поэтому передо мной, музыкальным руководителем, стоит задача: ознакомить дошкольников с музыкальным искусством, музыкальными инструментами, ознакомиться с новыми методами и технологиями по обучению игре на детских музыкальных инструментах.
Во время обучения игре на детских музыкальных инструментах перед детьми открывается новый удивительный мир звуков, проявляется интерес к инструментальной музыке, идет усвоение первичных представлений об элементарной музыкальной грамоте, обогащается активный словарь, осуществляется овладение детьми навыками игры, развиваются музыкальные способности.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, учится понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, сосредоточенности, эмоциональной отзывчивости, любознательности, активности. Развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Обучение игре на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, проявлению фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса. Этот вид деятельности оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.
Вот почему игра на детских музыкальных инструментах, способствующая развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, в настоящее время является актуальной.
В своей работе я преследовала следующую цель: влияние обучения игре на музыкальных инструментах на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи
- познакомить с простейшими приемами игры на музыкальных инструментах;
- приобщить к игре на детских музыкальных и шумовых инструментах;
- разучивать с детьми простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах;
- формировать первичные представления об элементарной музыкальной грамоте;
- побуждать детей к самостоятельной импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах;
- воспитывать у детей веру в свои творческие способности;
- воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам.
Мною были определены основные принципы, которые легли в основу опыта:
1. Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи моей работы строятся на современных стандартах в области дошкольного образования.
2. Принцип систематичности и последовательности. Начиная с раннего дошкольного возраста «учу – играя», прививая знания, умения и навыки на практике.
3. Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
4. Принцип наглядности обучения. Я продумываю:
- методику показа,
- количество наглядности и последовательность демонстрации,
- сочетание определенных видов наглядности,
- включение детей в анализ наблюдаемых объектов,
- соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности.
5. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяю ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую. В процессе работы побуждаю детей к самостоятельному поиску, импровизации.
6. Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяю на практике; осуществляя индивидуально – дифференцированный подход в процессе каждого занятия.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях. Идеальным способом решения данной проблемы стало элементарное музицирование - система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом. Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения и игры на детских музыкальных инструментах.
Именно этой технологии я придерживаюсь, проводя музыкальные занятия в детском саду. Занятия организую как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров - детей и педагога. Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам.
Обучение элементарному музицированию провожу последовательно. Вначале идут хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки) здесь же впервые знакомимся со звучащими самодельными и орфовскими инструментами. Далее проводим творческое исследование тембро- динамических возможностей инструментов с помощью таких приемов, как показ педагога (« дирижер»), может быть импровизационная игра детей; использую вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как можно еще поиграть на инструменте?»), может быть свободный обмен инструментом по желанию детей. И на последнем этапе разучиваем музыкальные произведения с опорой на музыкально - слуховые представления дошкольников о средствах выразительности.
На занятиях по элементарному музицированию использую речевые упражнения, координационно - подвижные игры и упражнения, игры с инструментами Карла Орфа и самодельными инструментами, пальчиковые игры. Все это способствует развитию у ребенка чувства ритма, накоплению детьми двигательного опыта, создает предпосылки творческого самовыражения, формирует хорошую дикцию и артикуляцию
В своей работе придерживаюсь такого правила «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей. Один из видов деятельности, способствующей развитию музыкальных способностей детей в детском саду является обучение игре на музыкальных инструментах.
Во время игры на музыкальных занятиях дети учатся слышать сильные и слабые доли такта, благодаря этому тренируется ритмический слух.
Движение мелодии по ступеням вверх или вниз, различная высота извлекаемых звуков способствует развитию звуковысотного слуха.
На занятиях знакомлю детей с тем, что каждый инструмент имеет свою тембровую окраску, учимся различать их звучание, таким образом, развиваем тембровый слух.
Громкое и тихое звучание разучиваемых песенок, попевок во время игры, постепенное затихание или усиление громкости тренирует диатонический слух.
Разучивание разнохарактерных пьес в детском оркестре способствует восприятию музыки и эмоциональной отзывчивости на нее.
Благодаря тому, что дети обучаются приемам игры на детских музыкальных инструментах, разучивают и исполняют простейшие мелодии, песенки, получают первичные представления об элементарной музыкальной грамоте, получают много новых знаний, тренируется музыкальная память. Чем активнее общение ребенка с музыкальными инструментами, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой.
На занятиях использую различные формы работы, сочетаю подачу теоретического материала с практической работой - это ритмические упражнения, игра на шумовых инструментах, игра в оркестре, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.
На занятиях чаще всего использую такие методы и приемы, как демонстрация игры на различных музыкальных инструментах, показ приемов игры и способов звукоизвлечения на них, словесное руководство (рассказ, объяснение, беседа), а так же применяю метод презентационного показа.
Полученные детьми теоретические знания о музыкальных инструментах, а также примеры приёмов звукоизвлечения на этих инструментах, дети закрепляют с помощью музыкально-ритмических игр и упражнений. Например, попросить детей найти музыкальные и шумовые инструменты в музыкальном зале и сыграть на них ритмический рисунок своего имени, или попросить ребят изобразить дождь с помощью различных инструментов.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах требует поэтапной работы:
1 – слушание, запоминание мелодии;
2 - пропевание мелодии (попевки);
3 - прохлопывание ритмического рисунка попевки;
4– разучивание мелодии (попевки).
5 – исполнение попевки индивидуально на каждом инструменте;
6 - исполнение попевки в оркестре;
7 - исполнение разученных произведений на детских праздниках, совершенствование навыков коллективной игры.
Работа, бесспорно, потребует максимум терпения и времени.
Обучение игре на музыкальных инструментах начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия провожу с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты в повседневной жизни, чтобы закрепить появляющейся у детей интерес к игре на детских музыкальных инструментах и чувства ритма. Поэтому в каждой группе нашего детского сада есть музыкальные уголки, в которых находятся различные инструменты (в зависимости от возраста детей): погремушки, металлофоны, аккордеоны, маракасы, румба, дудочки, свистки, бубны, барабаны.
Знакомство с музыкальными инструментами начинаю с 1 младшей группы. Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними, извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру “Погремушки”. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают её вверх и встряхивают с большой силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать тихое и громкое звучание. На следующем занятии дети встречаются с Мишкой. Он приносит бубен и хочет танцевать. Воспитатель ударяет в бубен, а Мишка танцует медленно, вперевалочку. Для развития тембрового слуха уже в 1 младшей группе проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай, на чём играю?” Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала даётся только два контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до четырёх. В этом возрасте дети только показывают инструменты, не называя их.
Во 2-й младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаю знакомить с новыми – добавляю дудочку, колокольчик, барабан и металлофон. К детям в гости приходит Матрёшка, приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками, а Матрешка начинает плясать. В игре “Кто по лесу ходит?” задание усложняется. Дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары – ходит мишка, слон, и быстрые – прыгает зайчик, бежит ёжик. Продолжая развивать динамическое восприятие, использую такие игры как “Тихие и громкие ладошки”, “Тихие и громкие звоночки”, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом задание усложняю: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки – тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они должны только свою музыку. В этом случае у детей развивается выдержка и внимание. Во 2 младшей группе дети уже не только показывают инструменты, но и называют их и пытаются поиграть на них. Мною разработаны занятия с использованием детских музыкальных инструментов. (Приложение 1)
В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности – игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с каждым ребенком. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Также в средней группе подыгрывают простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане.
В старшей группе, при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Мною была разработана картотека музыкально - дидактических игр. (Приложение 2). Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности. Поэтому я обязательно применяю в своей работе на занятиях различные игры, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. (Приложение 3)
В подготовительной группе знакомлю детей с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и оркестровой обработке. Продолжаем учиться играть на металлофоне, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, треугольниках, маракасах.
Для пробуждения у детей интереса к музыкальным инструментам, мы с ребятами подготовительной группы в рамках взаимодействия посещаем Глядянскую музыкальную школу. Здесь мы знакомимся с теми инструментами, которых нет в детском саду. Дети выбирают тот инструмент, который им понравился и пробуют на них поиграть. После посещения музыкальной школы, мы решили пополнить музыкальные уголки самодельными инструментами. На всех ступенях обучения использование самодельных инструментов является обязательным. Работа над созданием самодельных музыкально - шумовых инструментов дает ребенку возможность творчески раскрыться, проявить свою индивидуальность, раскрыть свои творческие способности, также совместная деятельность детей, родителей и воспитателей способствует сплочению детского коллектива, а также умение детей договариваться друг с другом, выслушивать советы и мнения друг друга.
Большую помощь в изготовлении самодельных инструментов оказали родители. Для родителей я провела мастер – класс (Приложение 4)
Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником. Провожу с воспитателями беседы, презентации, мастер - классы, консультации. (Приложение 5). Педагоги активно включаются в процесс подготовки и проведения музыкальных занятий, игре на музыкальных инструментах. Принимают участие в изготовлении музыкальных инструментов. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.
Ожидаемые результаты
В результате обучения игре на детских музыкальных инструментах у дошкольников формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественно-эстетической деятельности и потребность в этой деятельности. При успешном обучении используемые формы и методы работы будут способствовать:
- развитию музыкальных способностей;
- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
- знакомству с миром музыкальных инструментов;
- владению приемами игры на различных музыкальных инструментах, навыками оркестрового (ансамблевого) исполнения.
Мониторинг знаний, умений и навыков по практическому освоению приемов игры на детских музыкальных инструментах, который проводится в начале и конце учебного года показал следующие результаты:
высокий | средний | низкий | |
начало года | 20% | 32% | 48% |
конец года | 40% | 50% | 10% |
Наблюдается положительная динамика показателей, преобладает средне - высокий уровень. Высокий уровень повысился на 20%, а низкий снизился на 38%
Результативность работы
Обучение игре на музыкальных инструментах дают позитивные результаты. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями. Поэтому большое внимание уделяю написанию и проведению праздников, развлечений. (Приложение 6). Участвую во всероссийских конкурсах по разработке сценариев. (Приложение 7)
Планирование работы на будущее.
1.Продолжить поиск новых источников и новых технологий по музыкальному воспитанию.
2. Провести открытое мероприятие с активным участием родителей.
2. Разработать музыкально-дидактические игры для детей младших групп по обучению игре на музыкальных инструментах
3. Внедрить проект «Веселый оркестр»
Поработав над темой, можно сделать вывод, что важно поддерживать проявляющую склонность к инструментальному исполнительству и создавать соответствующие условия для развития музыкальных способностей.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах содействуют развитию творческих способностей, природной музыкальности, создают условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогают успешно решать задачи образовательной программы.
Литература.
1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014г.
2. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Москва («Просвещение» 1990г)
3. Тютинникова Т.Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками» (Журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004 стр.2)
4. Тютюнникова Т.Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками» (Журнал «Музыкальный руководитель» №3,2007 стр.2)
5. Тарасова К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» (Журнал «Музыкальный руководитель» №1, 2010 стр.10)
6. Н.Ветлугина «Музыкальный букварь» Москва «Музыка» 1986
7. Журнал «Управление Дошкольным Образовательным Учреждением» 2011 №2 «Профессиональные компетенции музыкального руководителя» О.П. Радынова. «ТЦ СФЕРА»
8. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» (популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль «Академия развития» 1997)
9. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка» Москва «Просвещение» 2009
10. М.Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких» Сценарии досугов для детей первой младшей группы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96с. (Ранний возраст)
11. Н.Г. Кононова Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982. – 96с., ил.
12. Журнал «Музыкальная палитра» №1 2013г. Учредитель А.И. Буренина. Издатель : ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра».
13. Журнал «Музыкальный руководитель» №5 2009, стр.11.
14. Журнал «Музыкальный руководитель» №1 2010, стр.10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы музыкального руководителя по теме: "Инновационные технологии развития музыкальной культуры старших дошкольников в воспитательном пространстве праздника"
Надеюсь мой опыт будет полезен не только музыкальным руководителям, а так же воспитателям и другим специалистам ДОУ....
Опыт работы музыкального руководителя Смилгаин Ларисы Ивановны по теме "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА НА ПРАЗДНИЧНЫХ УТРЕННИКАХ"
Русские песни, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быт...
Опыт работы музыкального руководителя Бухаловой Э.А. по теме «Организация интегрированного образовательного процесса на основе формирования представлений о музыкальных жанрах и видах музыки»
Опыт работы «Организация интегрированного образовательного процесса на основе формирования представлений о музыкальных жанрах и видах музыки»...
Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»
https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg ссылка на видео-презентацию Опыта работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музык...
Опыт работы музыкального руководителя «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами русской классической музыки» Проценко Наталья Викторовна, музыкальный руководитель 1 ой категории
Опыт работы музыкального руководителя...
Опыт работы музыкального руководителя в летний период - статья для музыкальных руководителей
Опыт работы музыкального руководителя в летний период...