Опыт работы музыкального руководителя Смилгаин Ларисы Ивановны по теме "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА НА ПРАЗДНИЧНЫХ УТРЕННИКАХ"
опыты и эксперименты на тему
Русские песни, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту. Участвуя в фольклорных праздниках, дети изучают народные традиции, обряды, знакомятся с предметами декоративно-прикладного искусства и русскими народными костюмами. В предлагаемом материале изложен опыт работы музыкального руководителя с детьми среднего и старшего дошкольных возрастов с использованием музыкального фольклора на праздничных утренниках.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад 110 Выборгского р-на города Санкт-Петербурга
Опыт работы музыкального руководителя СМИЛГАИН ЛАРИСЫ ИВАНОВНЫ
по теме:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА НА ПРАЗДНИЧНЫХ УТРЕННИКАХ»
Санкт-Петербург, 2015
Народные традиции – это символический язык для передачи духовного наследия. Чем древнее традиции, тем больше их сила воздействия через слово, движение, действие, песню. Фольклор во все времена сохранял свое высшее значение, так как в нем заложен идеал и надежды человека. Опыт показывает, что русские фольклорные тексты учат детей уважению к человеку, добру и вниманию к природе, развивают память и речь.
Понимая, что на сегодняшний день одной из актуальных задач является показ детям красоты русского языка, выраженной в песнях, припевках, колядках, закличках, обрядах, русских народных плясках, играх, я решила, что необходимо использовать русский народный фольклор на праздниках, вечерах развлечений и начала знакомить детей с элементами русского народного фольклора. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а, значит, и интересно.
Основными задачами, которые я ставила, были:
- развитие речи, движений, музыкальных способностей ребенка через народную игру, потешку, хоровод, пляску;
- приобщение к русским национальным традициям;
- формирование интереса к русским народным пляскам, хороводам, песням;
- расширение знаний о предметах быта, костюмах, музыкальных инструментах.
Начала работу с чтения специальной литературы о музыкальном и устном фольклоре и русских народных инструментах. Во время посещения семинаров «РИТМИКА», организованных хореографическим отделением Высшего педагогического колледжа №4, познакомилась и овладела танцевальными движениями русских плясок, хороводов, что впоследствии помогло и помогает в моей работе. Старалась, чтобы на занятиях в каждом виде детской музыкальной деятельности звучали русские народные мелодии.
Приобщение детей по данной теме начала с детьми младшей группы разрозненно (потешки, прибаутки). Простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные потешки, прибаутки, песни незаменимыми в работе над протяжным пением, дикцией. Детей проявляют живой интерес к содержанию песен, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют русские народные песни «Две тетери», «Патока с имбирем», «А я по лугу», «Где был, Иванушка?», «Ворон», «Во кузнице», «Как у нашей Дуни», «Пошла млада за водой». Эти песни хороши и тем, что их всегда можно инсценировать.
Разучивание русских плясовых движений всегда проходит с задором и интересом («распашонка», шаг с притопом, ковырялочка, «козлик», кадрильный ход, присядка, полуприсядка, подсечка и т.д.) Большую радость доставляют и русские пляски, такие как «Шугозерская кадриль» (приглашение, проходка, прогулка, печальная), «Танец с ложками» (русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку»), танец мальчиков «Чеботуха». В играх часто пользуемся игровыми зачинами: выбираем водящего по считалочке, например:
«Охи-охи-охи-ох!
Посадили мы горох,
вырос наш горох большой,
мы помчимся, ты – постой!»
Важным этапом работы стало создание условий для творческого музицирования детей: совместное с детьми и родителями изготовление нетрадиционных шумовых инструментов из бросового материала, творческое ансамблевое музицирование. Дети обожают играть на самодельных музыкальных инструментах, что стимулирует к дальнейшему обучению. Задорно и звонко поют дети частушки, они выбирают их сами, по своему вкусу. Их исполнение детьми проходит всегда инсценировано.
Таким образом, видя, что дети эмоционально воспринимают материал, я решила подготовить в конце учебного года заключительный праздник на фольклорной основе. Для подготовки праздника понадобилось множество различной атрибутики, декораций для оформления зала, костюмов. Я обратилась к родителям с просьбой о помощи, они не отказали (шили костюмы: кокошники, расшивали косоворотки и сарафаны) – это способствовало заинтересованности родителей в делах детского сада. Хватило работы и нам с воспитателями в оформлении зала и подготовки атрибутики: расписывали избушку, делали колодец для инсценировки «Пошла млада за водой», вырезали из картона и расписывали сарафан для инсценировки «Как у нашей Дуни» и «Во кузнице» и т.д. И праздник удался, он был насыщенным и ярким с эмоциональными ведущими и счастливыми детьми. Дети чувствовали себя свободно: добры молодцы мерились силой, красны девицы водили хоровод, инсценировали шуточные потешки («Иван, чего домой не йдешь…»), пели озорные частушки не только дети, но и ведущие, выступал шумовой оркестр. Исполнение русских народных песен, частушек, танцев не только развивает музыкальные способности, но и сближает между собой разных, не похожих друг на друга детей. Приходила на праздник Василиса (мама Даши). Действительно, был смех да веселье.
Видя такой результат, и то, что праздник был всеми воспринят с интересом, я продолжала эту работу, показывая в конце учебного года заключительный праздник с использованием фольклора. За последние годы сценарий праздника видоизменился, он был построен иначе - здесь уже дети были хозяевами праздника, они же сами были и ведущими, праздник проходил плавно и последовательно. Для входа я использовала фонограмму русских народных песен «Светит месяц» и «Красный сарафан». Открывали праздник две девочки в русских сарафанах, выполняя определенные русские танцевальные движения. Зал был оформлен в виде ярмарочной площади. Коробейники с коробами звонко предлагали свой товар: ложки, бублики, чугуны, пряники. Дополнением к празднику была инсценировка «Муха-Цокотуха». Танцы всех гостей Мухи-Цокотухи были поставлены под русские народные мелодии, такие как «Светит месяц», «Я на горку шла», «Я с комариком плясала», «Ах вы сени».
Видя, что дети усваивают материал, основанной на русском народном фольклоре с интересом, я решила, что пора переходить к обрядовым праздникам. Первым обрядовым праздником, который мы провели, стали «Рождественские святки». Этот праздник связан с поворотом солнца на весну, с удлинением дня. Праздновались Святки с 25 декабря по 6 января (по старому стилю). Самая середина Святок, их кульминация - это встреча или нарождение Нового года.
В русской народной культуре праздники начинали дети до 7 лет, так как они считались безгрешными, т.е. «ангельскими душами», и только их пожелания должны были исполниться. Люди с шутками и прибаутками ходили от дома к дому и колядовали – пели поздравительные песенки-колядки. Это все было использовано на празднике, обрядовые песни «Коляда-моляда», «Солнышко» были встречены и разучены детьми с большим интересом и усвоены довольно быстро, исполнились напевно и красиво. Народная музыка доставила детям огромную радость благодаря своей яркости и доступности. Дети красивым шагом с гордой осанкой водили хороводы, так как знали, кто они - «добры молодцы» и «красны девицы» (это действовало завораживающе). Красиво кланяясь ходили дети-колядовщики от избы к зрителям и т.д. Весело катались на карусели, сделанной руками воспитателями.
Зал был оформлен в виде деревенской избы – колыбелька с ребенком, русская печка, кухонная утварь, в стороне – новогодняя елка. На праздник пришла гостья Зима в красивом белоснежном костюме, сшитом руками родителей. Дети колядовали у нее, а затем она одаривала всех большим рождественским пирогом со свечами, а в своей обуви дети по старинному русскому обычаю находили после праздника подарки.
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах наших детей. Они стали активнее, эмоциональнее, обогатился их словарь, повысился интерес к музыке, ребята стали лучше петь, быстро узнавали знакомые мелодии. В дальнейшем в остальные праздники года я стала включать элементы русского народного творчества - своеобразные фольклорные сценки. В них дети всегда раскрываются полностью. Кроме того, в процессе этой деятельности ребенок приобретает личный музыкально-фольклорный опыт, позволяющий испытывать «радость узнавания» любимой или просто знакомой русской народной мелодии.
Участвуя в фольклорных праздниках, дети изучают народные традиции, обряды, знакомятся с предметами декоративно-прикладного искусства и русскими народными костюмами.
Русские песни, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствует пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.
Список используемой литературы
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.: Художественная литература, 1986.
2. Афанасьев И.Я. Детские песни. – М.: Художественная литература, 1976.
3. Русские народные песни: хрестоматия / сост. Браз С. – М., 1975.
4. Вербицкий Н. Святочные детские считалки и песни. - Донбасс, 1923.
5. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987.
6. Науменко Г. Жаворонушки. – М.: Советский композитор, 1982, вып. №1,2.
7. Гармошечка-говорушечка. – М.: Музыка, 1983, вып. №1,2,3.
Что прочесть детям по фольклору:
1. Капица О.И. Детский фольклор, 1928.
2. Народные русские сказки. В трех томах. Собр. Афанасьев А.Н. Москва. 1957.
3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М, 1957.
4. Загадки русского народа / сост. Садовников С.Н. – М., 1959.
5. Тридцать три пирога / сост. Булатов М.М. – М., 1973.
6. Даль В.И. Старик-годовик. – М., 1987.
7. Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области. / сост. БахтинВ.Л. – Л., 1982.
8. Живая вода / сост. Аникин В.П. – М., 1987.
9. Дождик, дождик перестань! Русское народное детское музыкальное творчество / сост. Науменко Г.М. – М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы музыкального руководителя по теме: "Инновационные технологии развития музыкальной культуры старших дошкольников в воспитательном пространстве праздника"
Надеюсь мой опыт будет полезен не только музыкальным руководителям, а так же воспитателям и другим специалистам ДОУ....
Конспект лекции музыкального руководителя СМИЛГАИН ЛАРИСЫ ИВАНОВНЫ по теме: «ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СОЗДАНИИ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ» (из опыта работы)
Праздники – это важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности ребенка, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят ...
Опыт работы музыкального руководителя "Развитие творческих способностей в развитии музыкально-театрализованной деятельности дошкольников"
У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребенок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Д...
Опыт работы музыкального руководителя "Развитие творческих способностей в развитии музыкально-театрализованной деятельности дошкольников"
У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребенок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Д...
Опыт работы музыкального руководителя «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами русской классической музыки» Проценко Наталья Викторовна, музыкальный руководитель 1 ой категории
Опыт работы музыкального руководителя...
Опыт работы музыкального руководителя в летний период - статья для музыкальных руководителей
Опыт работы музыкального руководителя в летний период...