Консультация: "Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Карпукова Татьяна Владимировна

Консультация: «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста»

 

Актуальность темы обусловлена тем, что личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

«Игра – это огромное светлое окно, через в которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»  Сухомлинский В.А.

Цель игры является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Умение самостоятельно решать умственные задачи;

- развитие любознательности, речи;

- приобретение детьми опыта от совместной интеллектуально – творческой деятельности;

- формирует интерес к преодолению различных трудностей в умственной и нравственной деятельности.

В первые семь лет ребенок проходит большой и сложный путь развития. Это ярко отражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру.

На третьем году жизни у ребенка начинает развиваться воображение, в играх появляется несложный сюжет. Игровые действия ребенка 3-4 летнего возраста основываются на действиях с игрушками. В этом возрасте для малыша характерна особая заинтересованность предметным миром. Дети в возрасте 4-5 лет обладают большей устойчивостью внимания. В этом возрасте совершенствуется осязательное, зрительное, слуховое восприятие, развивается процесс запоминания и припоминания. Для пятого года жизни ребенка целесообразно использовать чаще словесные игры, и не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач. Важным критерием оценки развития ребенка 6-7 лет является его способность к усвоению новой информации. Чем больше ребенок проявляет интерес к рассуждению, тем лучше он усваивает новые понятия. 

В программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

- сюжетно ролевые;

- театрализованные;

- подвижные;

- дидактические.

Дидактические игры занимают большое место в детском саду,  их используют как НОД так и в самостоятельной деятельности. Они должны соответствовать возрасту детей, включают в себя:

- задачу

- содержание

- правила

- игровые действия

Играя ребенок применяет на практике то, что ему знакомо и побуждает к освоению нового.

Классификация дидактических игр:

- настольные игры

- словесные игры

- игры с предметами

Игровые пособия носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Они направлены на всесторонней личности и раскрытие потенциальных возможностей. Слова Льва Толстого «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние»

Например, такие игры:

- с изменениями «Что изменилось? и т.п.
- с убиранием предметов «Чего не стало? и т.п.
- пространственных представлений «Где чей домик?», «Где спрятался зайка?» и т.п.
- конструктивных умений на память  «Выложи узор по образцу?», «На что похожа цифра?» и т.п. 
- словесные игры «Узнай по описанию?», «Скажи на оборот?» и т. п.
- математические игры «Назови соседей?», «Какая цифра стоит не на своем месте?»

Разучивание стихотворений с помощью мнемотаблицы (пример)

                        МАЙ
Распустился ландыш в мае
В самый праздник - в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень. С. Я. Маршак

Придумывание загадок

«Если мы хотим научить думать, то прежде всего мы должны научить придумывать»  Дж. Родари

Алгоритм придумывания загадок

1.Выбор объекта;
2.Описание нескольких характерных для предмета свойств, признаков;
3.Исключение объектов, обладающих такими же свойствами;
4.Редактирование загадки.
                              Вопросы:
Что (кто)? Какой (какая) или что делает? Но не…

Игры и эксперименты с педагогами

Предлагаю проверить вашу память, перед вами картинки:

Внимательно посмотрите на экран (на экране 8 предметных картинок, постарайтесь запомнить все предметы (15 сек).

БЕЛКА, СТУЛ, МАШИНА, КАПУСТА

САМОЛЕТ, ВЕДРО, ЮЛА, ПИРОМИДКА

– Какой из предметов на картинке красного цвета? (ведро)

– Назовите картинки с изображением транспорта (самолет, машина)

– Какой предмет изображен в нижнем ряду справа? (пирамидка)

– Сколько всего предметов было? (8) .

Я предлагаю вам поэкспериментировать:

– У меня три стакана наполовину наполненные водой. Используя лист бумаги, нужно установить третий стакан сверху между этими двумя (пирамида).

– Какой вариант предлагаете вы?

– Давайте опробуем.

– Как вы думаете, почему на листе не устоит стакан? (он не прочный).

– Что можно сделать, чтобы увеличить прочность листа? (свернуть его)

– Теперь он выдержит стакан? (нет)

– Почему? (лист не достаточно жесткий)

– Как можно увеличить жесткость листа?

– Подумайте, что жестче сторона или грань листа? (грань)

– А сможет ли стакан устоять на одной грани? (нет)

– А что нужно сделать? (свернуть лист гармошкой)

– Вывод: на листе сложенном гармошкой стакан с водой будет стоять, лист не прогибается.

Интеллектуальные игры помогают детям
-
приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе
- способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать в обще
- помогают лучше подготовить ребенка к школьному обучению
- расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реакции его потенциальных способностей

В качестве разминок можно использовать различные упражнения на быстроту реакции, гибкость мышления, как вариант я предлагаю вам следующие:

1) Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя? (грибы)

2) Сколько лап у двух собак? (8)

3) Гусь, стоя на одной лапе весит 3 кг, сколько будет весить гусь, если он встанет на две лапы? (3 кг).

4) На клене 5 веток, на каждой по 2 яблока. Сколько яблок на дереве? (на клене не растут яблоки)

5) Чем заканчиваются день и ночь? (ь)

6) Бревно распилили в трёх местах, сколько частей получили? (4)

- Благодарю вас за ответы. Еще раз повторюсь, что подобных упражнений великое множество, каждый педагог может подобрать материал для разминок на свой вкус.

Хотелось бы закончить свою консультацию словами В.А.Сухомлинского «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое через духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
                                                                                                

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_konsultatsii_pedagogov_2017.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста»

Актуальность темы обусловлена тем, что личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

«Игра – это огромное светлое окно, через в которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»  Сухомлинский В.А.

Цель игры является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Умение самостоятельно решать умственные задачи;

- развитие любознательности, речи;

- приобретение детьми опыта от совместной интеллектуально – творческой деятельности;

- формирует интерес к преодолению различных трудностей в умственной и нравственной деятельности.

В первые семь лет ребенок проходит большой и сложный путь развития. Это ярко отражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру.

На третьем году жизни у ребенка начинает развиваться воображение, в играх появляется несложный сюжет. Игровые действия ребенка 3-4 летнего возраста основываются на действиях с игрушками. В этом возрасте для малыша характерна особая заинтересованность предметным миром. Дети в возрасте 4-5 лет обладают большей устойчивостью внимания. В этом возрасте совершенствуется осязательное, зрительное, слуховое восприятие, развивается процесс запоминания и припоминания. Для пятого года жизни ребенка целесообразно использовать чаще словесные игры, и не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач. Важным критерием оценки развития ребенка 6-7 лет является его способность к усвоению новой информации. Чем больше ребенок проявляет интерес к рассуждению, тем лучше он усваивает новые понятия. 

В программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

- сюжетно ролевые;

- театрализованные;

- подвижные;

- дидактические.

Дидактические игры занимают большое место в детском саду,  их используют как НОД так и в самостоятельной деятельности. Они должны соответствовать возрасту детей, включают в себя:

- задачу

- содержание

- правила

- игровые действия

Играя ребенок применяет на практике то, что ему знакомо и побуждает к освоению нового.

Классификация дидактических игр:

- настольные игры

- словесные игры

- игры с предметами

Игровые пособия носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Они направлены на всесторонней личности и раскрытие потенциальных возможностей. Слова Льва Толстого «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние»

Например, такие игры:

- с изменениями «Что изменилось? и т.п.
-
с убиранием предметов «Чего не стало? и т.п.
- пространственных представлений «Где чей домик?», «Где спрятался зайка?» и т.п.
- конструктивных умений на память  «Выложи узор по образцу?», «На что похожа цифра?» и т.п.  
- словесные игры «Узнай по описанию?», «Скажи на оборот?» и т. п.
-
математические игры «Назови соседей?», «Какая цифра стоит не на своем месте?»

Разучивание стихотворений с помощью мнемотаблицы (пример)

                        МАЙ
Распустился ландыш в мае
В самый праздник - в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень. С. Я. Маршак

 

Придумывание загадок

«Если мы хотим научить думать, то прежде всего мы должны научить придумывать»  Дж. Родари

Алгоритм придумывания загадок

1.Выбор объекта;
2.Описание нескольких характерных для предмета свойств, признаков;
3.Исключение объектов, обладающих такими же свойствами;
4.Редактирование загадки.
                             Вопросы:
Что (кто)? Какой (какая) или что делает? Но не…

Игры и эксперименты с педагогами

Предлагаю проверить вашу память, перед вами картинки:

Внимательно посмотрите на экран (на экране 8 предметных картинок, постарайтесь запомнить все предметы (15 сек).

БЕЛКА, СТУЛ, МАШИНА, КАПУСТА

САМОЛЕТ, ВЕДРО, ЮЛА, ПИРОМИДКА

– Какой из предметов на картинке красного цвета? (ведро)

– Назовите картинки с изображением транспорта (самолет, машина)

– Какой предмет изображен в нижнем ряду справа? (пирамидка)

– Сколько всего предметов было? (8) .

Я предлагаю вам поэкспериментировать:

– У меня три стакана наполовину наполненные водой. Используя лист бумаги, нужно установить третий стакан сверху между этими двумя (пирамида).

– Какой вариант предлагаете вы?

– Давайте опробуем.

– Как вы думаете, почему на листе не устоит стакан? (он не прочный).

– Что можно сделать, чтобы увеличить прочность листа? (свернуть его)

– Теперь он выдержит стакан? (нет)

– Почему? (лист не достаточно жесткий)

– Как можно увеличить жесткость листа?

– Подумайте, что жестче сторона или грань листа? (грань)

– А сможет ли стакан устоять на одной грани? (нет)

– А что нужно сделать? (свернуть лист гармошкой)

– Вывод: на листе сложенном гармошкой стакан с водой будет стоять, лист не прогибается.

Интеллектуальные игры помогают детям
-
приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе
- способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать в обще
- помогают лучше подготовить ребенка к школьному обучению
- расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реакции его потенциальных способностей

В качестве разминок можно использовать различные упражнения на быстроту реакции, гибкость мышления, как вариант я предлагаю вам следующие:

1) Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя? (грибы)

2) Сколько лап у двух собак? (8)

3) Гусь, стоя на одной лапе весит 3 кг, сколько будет весить гусь, если он встанет на две лапы? (3 кг).

4) На клене 5 веток, на каждой по 2 яблока. Сколько яблок на дереве? (на клене не растут яблоки)

5) Чем заканчиваются день и ночь? (ь)

6) Бревно распилили в трёх местах, сколько частей получили? (4)

- Благодарю вас за ответы. Еще раз повторюсь, что подобных упражнений великое множество, каждый педагог может подобрать материал для разминок на свой вкус.

Хотелось бы закончить свою консультацию словами В.А.Сухомлинского «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое через духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Консультация "Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста"

Интеллектуальное развитие включает в себя несколько направлений, каждое из которых играет значительную роль. Выделяют следующие виды интеллекта: вербальный – учит общаться с окруж...

Консультация: «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста»Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает,

Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие интелл...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...