Выступление на городском семинаре
материал по теме
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете:
Тема выступления: «Экологическое образование и воспитание в ДОУ»
Подготовила
Воспитатель Макаренко И.Л.
«Мир, окружающий ребенка,- это,
прежде всего, мир природы с
безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе,
вечный источник детского разума».
В.А. Сухомлинский
Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на воспитателях групп. Важно все: оформление группы, внутренний двор, организация живого уголка,системность работы по знакомству детей с окружающим миром.
Экологическое воспитание детей дошкольного возрастаимеет важное социальное значение для всего общества. Своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания и родители детей.
Экологическое воспитание дошкольников– это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Для достижения этой цели решаем в детском саду следующие задачи:
- развивать познавательный интерес к миру природы.
- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
- воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
- формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.
Актуальность
Внастоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень.
Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.
Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста
Формы и методы работы с детьми
- региональный компонент
- научность и доступность понятий
- принцип «спирали»
- интеграции
- содержания — занятия
- экологические минутки;
- экскурсии;
- экологические сказки;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- эксперименты и опыты;
- развивающие дидактические игры.
- выставки
- проекты
Работа с родителями
- ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, собрания, и т. д.);
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, пожарника, полицейского, фермера …).
- ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
- туристические походы на природу, субботники, соревнования.
Развивающая экологическая среда
- уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные)
- растительный мир на участке
- учебно-наглядные пособия
- живой уголок
- дидактические игры
Основополагающими принципами нашей работы по экологическому воспитанию являются:
Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:
- формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
- использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
- помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.
Принцип научности и доступности понятий. На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественные научные знания оформляются по схеме: «представления — понятия — знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний.
Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год повосходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса.
Из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых для изучения природного мира, только на познавательных занятиях невозможно достичь нужного результата. Поэтому мы используем принцип интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т.д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе. Приведу пример. На одном из занятий по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. На магнитную доску прикрепила 6 цветов и 5бабочек. На вопрос: «Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну?» — дети ответили: «Пусть прилетит еще одна бабочка, и будет поровну, по 6». «А еще как?» — спрашиваю я. И тут один мой воспитанник говорит: «А больше никак, потому что цветы срывать нельзя!». Я испытала чувство гордости за детей, которые начали самостоятельно проявлять экологическую грамотность. И таких примеров немало.
Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию
В настоящее время благодаря большому вниманию в ДОУ, телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому мы стараемся строить занятия таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель занятия мы видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для этого мы разнообразили структуру и методы проведения занятий, способствующих развитию логического мышления и активности детей. Для организации интересной мыслительной деятельности помогают нетрадиционные занятия:занятие - путешествие, занятие-сказка, викторина, игра, КВН и т.д. Проводим такие занятия в группе, если позволяют погодные условия на участке, в парке.
На таких занятиях широко используем:
- проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»);
- практическую работу и поисковую деятельность;
- игровые приемы.
В утренние часы традиционным стало проведение экологических минуток, дидактических игр, рассматривание альбомов, картинок.
Большое значение в экологическом развитии придаем экскурсиям.Детям очень нравятся экскурсии в парк, где они могут увидеть множество птиц, насекомых, растений.На экскурсиях знакомим детей с многообразием органического мира, проводим наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями родного поселка, края. Особое внимание при проведении комплексной экскурсии мы уделяем организации деятельности детей: Приучаем детей к мысли,что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы.
- 1 заповедь: соблюдение тишины (Л.П. Симонова).
- 2 заповедь: терпение (умение длительное время наблюдать за растением, животным).
- 3 заповедь: внимательность (учим находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей).
Экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.
Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность.
Практическая деятельность в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Мы учим детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.
Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Совместно с родителями мы часто проводим такие природоохранные акции:
- «Первоцветы»
- «Птицы – наши верные друзья»
- «Ёлочка - красавица»
С уверенностью могу сказать, что, участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознаютответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми.
Эксперименты и опыты. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в нашей работе отведено опытам и экспериментам. В процессе работы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Игра «Пищевые цепочки водоёма»
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.
Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:
комар - лягушка - цапля
червячок - рыбка - чайка
водоросли - улитка - рак
ряска - малёк - хищная рыба
Игра «С чем нельзя в лес ходить?»
Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.
Игра «Гимн природе»
Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме. Дети могут быть осенними листочками, капельками дождя, весенними почками и бутончиками цветов и т.д.
В нашем дошкольном учреждении силами педагогов и родителей создана развивающая экологическая среда для повышения эффективности экологической работы с детьми. Элементы развивающей среды, способствуют:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств ребенка;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов деятельности ребенка.
Для полноценного осуществления экологического развития детей, наша система работы в ДОУ сочетается с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам природного и растительного мира. Разработанные нами рекомендации для родителей направлены на создание условий приобщения детей к природе в семье.
Содержание общения родителей с детьми:
- Доступность. Создаваемые родителями образы природы должны быть реалистичными, близкими эмоционально – чувственному опыту ребёнка.
- Яркость и колоритность образов. Чем ярче выражены особенности природного образа, чем чётче они отражены в рассказе или беседе с детьми, тем сильнее они действуют на их чувства и сознание.
- Учёт жизненного опыта и интересов детей в процессе приобщения к природе.
- Объяснение сущности природы, её явлений и механизмов.
- Осуществление процессов приобщения к природе: в домашнее -бытовых условиях, общественно- трудовой деятельности в рамках семьи.
Эколого-развивающая среда в домашних условиях должна включать:
- Уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. Здесь возможно, но не желательно нахождение каких-либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.);
- Оснащение необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско- практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.
- Фотографии на тему «природа», журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.
Итог
Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволяет нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в «коллекционеров»; на территории садика весной и летом уже не увидишь брошенный и увядший букет цветов. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, поселка. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском семинаре "Развитие связной монологической речи у детей с ОНР при помощи компьютерных технологий"
Материал из опыта работы по развитию связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи при помощи компьютерной логопедической программы "Учимся говорить правильно"....
Выступление на городском семинаре "Развитие связной монологической речи у детей с ОНР при помощи компьютерных технологий"
Материал из опыта работы по развитию связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи при помощи компьютерной логопедической программы "Учимся говорить правильно"....
Выступление на городском семинаре «Организация познавательно-исследовательской деятельности в интеграции образовательных областей»
Вашему вниманию предлагается творческий отчет по организации познавательно-исследовательской деятельности в интеграции всех образовательных областей, в которой принимали участие дети в возрасте от 4 д...
Выступление на городском семинаре по духовно - нравственному воспитанию.
Программа работы по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе д\сада....
Выступление на городском семинаре
1. Развивать у детей познавательную самостоятельность и активность:- при формировании начальных представлений о здоровом о...
Выступление на городском семинаре «Организация закаливания в режимных моментах» (из опыта работы)
Когда говорят о здоровом образе жизни, то закаливание – это первое, что приходит в голову. Особенно оно важно для маленьких детей, ведь их организм еще не может быстро и адекватно реагировать на разли...
Выступление на городском семинаре по теме: "ФГОС дошкольного образования"
Выступление из опыта работы на городском семинаре "Школа молодого педагога"....