Родители - активные участники образовательного процесса
консультация на тему
На сегодняшний день одной из важнейших задач, стоящих перед детским садом является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольные образовательные учреждения работают по ФГОС ДО. Согласно этому документу в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С введением ФГОС ДО большое внимание уделяется взаимодействию дошкольного учреждения с родителями — социальными партнерами, т. к. одним из принципов ФГОС является сотрудничество организации с семьей. На сегодняшний день одной из важнейших задач, стоящих перед детским садом является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества». Как сделать представителей двух образовательных систем партнёрами и союзниками? В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат». Партнерство в сфере образования рассматривается исследователями как взаимодействие участников образовательного процесса, решающих задачу перевода потенциальных форм системы образования в актуальные, обеспечивая позитивные изменения в образовательной сфере. Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями — условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Цель взаимодействия — установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Взаимодействие детского сада и семьи — необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников в условиях речевого детского сада. От их взаимодействия зависит успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта и процесс воспитания детей в целом, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. Поэтому, в нашем детском саду, мы проводим планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи: 1) установление доверительных, партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; 2)повышение компетентности родителей в вопросах диагностики и коррекции речевых нарушений. 3) создание атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. 4) создание единого образовательного пространства. 5) использование традиционных и введение инновационных форм работы с родителями. Опираясь на собственный опыт работы в данном направлении, мы выделили принципы, которые необходимы для эффективной работы с родителями: 1.Принцип партнерства предполагает равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, заинтересованность сторон, реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами, ответственность сторон. 2. Принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность логопеда и воспитателя группы, их умение понять и помочь решить проблемы речевого развития ребёнка. 3. Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а не как к объектам воспитания. Реализация данного принципа заключается в том, что при определении содержания и форм взаимодействия с родителями, педагог должен помнить следующее: во-первых, родители являются социальными заказчиками, во-вторых, они для нас не ученики, а партнёры, и мы им призваны помогать. 4. Принцип интеграции. Интеграция — означает объединение. 5. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях ДОУ и семьи являются гуманность, толерантность, т. е. Признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия. 6.Открытость. Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОУ, социальное окружение. 7. Принцип эмансипации родителей, предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание, а так же самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во — вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей. 8.Принцип сотрудничества, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. 9. Принцип системности и последовательности. Содержание взаимодействия ДОУ и семьи основывается на поэтапности, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности. Для того чтобы решить проблему безучастного отношения родителей к коррекции речевых нарушений важно вовлечь их в работу используя интересные и нетрадиционные формы работы, и сделать их полноценными участниками образовательного процесса Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое. 1. Познавательное направление. Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. 2.Информационно-аналитическое направление. Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. 3.Наглядно-информационное направление. Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. 4.Досуговое направление: Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Формы работы с родителями
Выстраивая взаимодействие с родителями в нашем ДОУ, мы развиваем и используем традиционные формы: родительские собрания, педагогические консультации, совместные праздники, беседы, родительские уголки, папки-передвижки. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни детского сада.
Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей. — Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. — Повышение педагогической грамотности родителей на основе ФГОС. — Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей. — Проявление у родителей осознанного отношения к коррекционному процессу и воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок. — Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ. Для достижения успехов в воспитании и обучении детей необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Социальное партнерство с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности, но при умелом сочетании традиционных и нетрадиционных форм сотрудничество с семьёй становится неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Психолого-педагогическое просвещение родителей, активных участников учебного процесса»
«Психолого-педагогическое просвещение родителей, активных участников учебного процесса»...
Обобщение опыта по теме «Развитие речи дошкольников в играх посредством повышения компетентности родителей в условиях внедрения активных форм взаимодействия участников образовательного процесса»
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является необходимым условием работы по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи детей дошкольного возраста,...
Педагогический совет - «деловая игра». Тема: «Родители – активные участники образовательного процесса в ДОУ»
ull;. Стандарт направлен на решение следующих задач:•9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и...
консультация для молодых специалистов "Как сделать родителей - активными участниками образовательного процесса"
Консультация для молодых воспитателей....
презентация "Родитель активный участник педагогического процесса"
Презентация "Родитель активный участник педагогического процесса"....
Родители как участники образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка.Влияние ...
Презентация "Метод проектов- как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ. Совместный проект детей, родителей и педагогов «Наши пернатые друзья»
Птицы приносят детям много радости своим появлением весной, но у детей недостаточно сформированы представления о птицах и их значимости в природе. Этот проект поможет больше узнать о...