Адаптация родителей детей раннего возраста к детскому саду
проект (младшая группа) по теме

Красикова Мария Андреевна

Как известно работа с семьей – важная задача образовательной системы, а в период адаптации детей - особенно. Поступление в детский сад часто вызывает стресс не только у ребенка, но и у родителей. Адаптация – это не только процесс привыкания к ДОУ, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

   Чтобы избежать осложнений в период адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходима четкая, продуманная работа педагогов с родителями

    Успешная адаптация ребенка невозможна без активного участия родителей.

 Именно поэтому мной был разработан краткосрочный проект «привыкаем к детскому саду», цель которого – создать условия для комфортной благоприятной адаптации ребенка к ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc47 КБ
Файл adaptatsiya_roditeley_k_detskomu_sadu1.pptx2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Как известно работа с семьей – важная задача образовательной системы, а в период адаптации детей - особенно. Поступление в детский сад часто вызывает стресс не только у ребенка, но и у родителей. Адаптация – это не только процесс привыкания к ДОУ, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

   Чтобы избежать осложнений в период адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходима четкая, продуманная работа педагогов с родителями

    Успешная адаптация ребенка невозможна без активного участия родителей.

 Именно поэтому мной был разработан краткосрочный проект «привыкаем к детскому саду», цель которого – создать условия для комфортной благоприятной адаптации ребенка к ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей.

Срок реализации – среднесрочный (2 месяца).

                  В ходе проектирования были поставлены задачи:

  1. Выработать оптимальный стиль общения и  воспитания для каждого ребенка с учетом стиля воспитания в семье (гармонизировать стили общения и требования, предъявляемые родителями и воспитателями).

  1. Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям по вопросам воспитания, развития, адаптации к

           ДОУ.

3.  Привлечь родителей к сотрудничеству со специалистами детского сада                                    через использование новых организационных форм.

4.Повышать педагогическую компетентность родителей.

На первом этапе, в августе, я провела родительское собрание, на котором познакомилась с родителями через игру «волшебный клубочек». Предлагалось каждому из родителей намотать на палец нить и представится, и немного рассказать о себе. Игра начинается с меня, с воспитателя и далее клубочек передается родителям. Наш клубочек волшебный и нить, что связала нас между собой тоже волшебная, я хочу чтобы эта нить была прочной и крепкой на протяжении тех лет, что мы будем с вами вместе, мы ее сложили в конверт и она будет храниться до выпуска в детском саду.

  Также познакомила родителей с условиями успешной адаптацией, раздала памятки,  познакомила с групповой, спальней, туалетом, приемной, ведь родителям важно где находится и в каких условиях их ребенок, даже предложили пройтись по детскому саду.      Познакомили с режимом дня для детей данного возраста и порекомендовали придерживаться его дома.                                                                                                                                                                                                                                     Провели  анкетирование, цель которого - определить факторы, которые могут затруднить адаптацию и выявить сильные стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.

Меня очень  интересовало, знакомы ли родители  с условиями успешной адаптации, есть ли волнение и беспокойство по данному вопросу.  50% родителей (у которых это 2 и 3 ребенок) ответили, что  им это знакомо и они спокойны,  вторая половина испытывали волнения. Так же анкетирование показало, что все родители готовы к сотрудничеству и участию в жизни детей в детском саду.                                                                                                         Мы обменялись контактными телефонами.

   

В ходе проекта я реализовала несколько мероприятий:

Мероприятие: «Игрушки  в жизни ребенка»  

 Традиционно в период адаптации детей, да и сейчас ребята приносят с собой игрушки. Но когда они начали ходить в детский сад, я была удивлена этим различным игрушкам. Родители ,как правило, разрешают взять ребенку с собой любую игрушку, лишь бы он не плакал, но не думают о том, что для другого ребенка она может быть опасна. (,маленькие, с острыми концами, различные браслеты с бусинами и тд)

Из этого следовало необходимость ознакомить родителей с видами игрушек и  значением каждого вида в развитии ребенка и с теми игрушками, которые не желательно давай ребенку в детский сад.  Я провела мероприятие «игрушки в жизни ребенка» .На  мероприятие  рассказала родителям, как с помощью игрушки снизить тревогу у ребенка,  родители получили памятки «игрушки в жизни ребенка»и также родители поделились своим опытом. Также  я показала, как можно дома вместе с ребенком обыгрывать личные любимые игрушки детей, т.е поиграть с ребенком, как игрушке нравится в саду, ей весело играть с детьми и она еще придет в сад. Пусть ребенок подскажет двум котикам, как быть, если игрушка всего одна, а поиграть хотят оба. Расскажет собачкам, можно ли кусать друг друга, и т. д.

Благодаря этому были решены следующие задачи:

  1. Родители поделились опытом взаимодействия с ребенком в семье во время игр.
  2. Получили опыт использования игрушки для коррекции поведения ребенка в сложных ситуациях (медвежонок ударил другого, кукла отняла у зайчика игрушку и т.д.)

« Визуализация образа родителей».

    Мероприятие:  Рассматривание с детьми  фотоальбомчиков.

 

Многие воспитатели во всех возрастных группах составляют альбомы из семейных фото детей на тему «Моя семья». Я тоже попросили родителей принести фото детей с мамой и папой и составили альбомчики. В утренние часы, когда малыши грустят, я предлагала детям рассмотреть альбомчик, спрашивала – это чья мама или папа? А это кто? Как зовут твою маму? Ит.д. малыши отвлекались от своей грусти и успокаивались.

   Это способствовало решению следующих задач:

 1.Отвлечение ребенка от собственных переживаний.

 2. Привлечение родителей к сотрудничеству.

«Участие родителей в образовательной деятельности и играх»

                               Мероприятие «Гость группы».

Были случаи когда, родители, волнуясь за своего ребенка, ходили под окнами прислушивались, заглядывали, иногда дети это замечали и еще больше капризничали. Поэтому, я предложила родителям принимать участие во время проведения наших занятий. Родители ходили с нами на прогулки, приходили на утреннюю гимнастику, занятия по рисованию, лепке, музыке(на занятия по музыке приходили наши дорогие бабушки), физкультуре и просто в различных играх). Эту работу я назвала «Гость группы». Благодаря этому непосредственному общению родители, воспитатели и дети ближе познакомились. Так родители могли не только помочь ребенку раскрыться, быть спокойным в детском коллективе, но и наблюдать за работой воспитателя. Как он общается с детьми. Пребывание мамы рядом с ребенком оказывает положительное влияние на формирование успешных взаимоотношений между детьми, педагогом и родителями. В процессе совместного общения педагог получает дополнительную информацию о ребенке. О стиле взаимоотношений между взрослым и ребенком  в семье.

        Этот метод способствовал решению следующих задач:    

                               

1.Выработать оптимальный стиль общения и воспитания для каждого

ребенка с учетом стиля воспитания в семье.

2.Приобщить ребенка и родителей к образовательным мероприятиям.

        «Общение воспитателей и родителей».

                  Мероприятие : Индивидуальная беседа

                                             Выставки и конкурсы.

  Еще один, не менее важный метод в работе с родителями. В ходе индивидуальной  беседы стараюсь отмечать сначала положительные стороны ребенка, интересуюсь поведением его дома, таким образом, даю понять родителям, что ребенок находится под теплым, добрым, надежным вниманием, только потом обсуждаем проблему (если есть).   Так же я снимала детей на видео в режимных моментах и фотографировались, детям это очень нравилось, а потом демонстрировали родителям на родительских собраниях и фоторамке.

  В нашей группе существуют практика использования фоторамки. В конце дня, когда родители приходят за своими детьми, они могут наблюдать фотографии, чем ребята занимались сегодня в детском саду. Это очень удобно, не надо распечатывать фотографии, это тоже экономический вопрос.

 В конце года каждому  родителю был подарен диск с видео «Первый раз в детский сад».

  Также выпускали совместно с родителями стенгазеты, участвовали в конкурсах, в акции «мы за здоровой образ жизни». Здесь представлено видео как раз с подведения итогов акции «мы за здоровый образ жизни» где родители и ребята участвуют в музыкальной разминке.

                                Это способствовало решению следующих    Задач:

 1. Оказание квалифицированной  консультационной помощи родителям по вопросам воспитания и адаптации ребенка.

 2. Налаживание партнерских отношений с родителями.

В заключительной части был проведен праздник, на котором родители вместе с детьми пели, играли,– это ещё раз сблизило коллектив. А проведенный  анализ адаптационных карт  показал, что адаптация детей прошла успешно.  В результате были установлены партнерские отношения с семьёй каждого ребёнка. Выработан наиболее оптимальный стиль воспитания детей в ДОУ и семье.

  Благодаря этой работе была отмечена наиболее активная часть родителей, на которых в дальнейшей работе можно опереться при проведении различных конкурсах, праздниках и т. д.

  В период адаптации особенных трудностей не возникало, особенно радовал тот момент, что молодые родители сами обращались за советами к мне: согласовывали режим дня дома, чтобы он совпадал с режимом дня детского сада, советовались в правильном подборе игрушек для детей данного возраста, в сезонном выборе одежде.

     Результатом проведенной работы является создание благоприятного адаптационного периода для детей и родителей.

    В завершение проекта, на  родительского собрания также это можно делать на любом род собрании(один или два раза в год) я провела тест ,который называется «курочка и цыплята». Я предлагаю родителям поиграть в коллективную аппликацию. На доске изображена курочка и рядом цыплятки. Я говорю родителям:

 - «Представьте, что курочка – это я, воспитатель ваших детей.

А цыплята – это мои воспитанники, ваши детки.

Ваша задача подумать, а затем посадить своего сыночка или дочку-цыплёнка по отношению к курочке туда, где вы считаете, что ему будет комфортно и удобно.»   Результаты теста  на выявление отношения родителей к воспитателю и детскому саду «Курочка и цыплята», проведенный на родительском собрании после окончания периода адаптации  позволяют с уверенностью сказать, что адаптация родителей к детскому саду прошла успешно, они доверяют нам и готовы к сотрудничеству.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация родителей детей раннего возраста к детскому саду Красикова М.А., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 26» города Гусева

Слайд 2

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций в ответ на новые для него условия.

Слайд 3

Педагогический проект «Привыкаем к детскому саду» Цель которого – создать условия для комфортной благоприятной адаптации ребенка к ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей .

Слайд 4

В ходе проектирования были поставлены задачи: 1. Выработать оптимальный стиль общения и воспитания для каждого ребенка с учетом стиля воспитания в семье (гармонизировать стили общения и требования, предъявляемые родителями и воспитателями). 2. Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям по вопросам воспитания, развития, адаптации к ДОУ. 3. Привлечь родителей к сотрудничеству со специалистами детского сада через использование новых организационных форм. 4. Повышать педагогическую компетентность родителей.

Слайд 5

Мероприятие «Игрушки в жизни ребенка» Благодаря этому были решены следующие задачи : -Родители поделились опытом взаимодействия с ребенком в семье во время игр. -Получили опыт использования игрушки для коррекции поведения ребенка в сложных ситуациях (медвежонок ударил другого, кукла отняла у зайчика игрушку и т.д.)

Слайд 6

« Визуализация образа родителей». Мероприятие: Рассматривание с детьми фотоальбомов. Это способствовало решению следующих задач: - Отвлечение ребенка от собственных переживаний. - Привлечение родителей к сотрудничеству.

Слайд 7

Мероприятие «Гость группы» Совместные прогулки

Слайд 8

Утренняя гимнастика

Слайд 9

Занятия по рисованию, лепке, музыке, физкультуре и просто в различных играх. Этот метод способствовал решению следующих задач : - Выработать оптимальный стиль общения и воспитания для каждого ребенка с учетом стиля воспитания в семье. - Приобщить ребенка и родителей к образовательным мероприятиям

Слайд 10

«Общение воспитателей и родителей». Мероприятие : Индивидуальная беседа . Выставки и конкурсы.

Слайд 11

Практика использования фоторамки Это способствовало решению следующих задач : - Оказание квалифицированной консультационной помощи родителям по вопросам воспитания и адаптации ребенка. - Налаживание партнерских отношений с родителями.

Слайд 12

Музыкальная разминка

Слайд 13

Праздник осени

Слайд 14

Результатом проведенной работы является создание благоприятного адаптационного периода для детей и родителей

Слайд 15

Тест «Курочка и цыплята»

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста (2-3года).

Работая уже 5 лет в группе раннего возраста, каждый раз сталкиваешься с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Мне бы хотелось чтобы моя статья пом...

Презентация для родителей раннего возраста "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"

Презентация для родителей раннего возраста "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Мастер – класс для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду. Игры дома в период адаптации»

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребен...