Проект по опытно-исследовательской деятельности детей в средней группе « Мы маленькие исследователи»
проект (средняя группа) на тему
Дан проект по исследовательской деятельности в средней группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5
Проект
по опытно-исследовательской деятельности
детей в средней группе
« Мы маленькие исследователи»
Выполнила: Картамышева Е.В.
г. Чехов, 2015г
План-проект
по опытно-исследовательской деятельности
детей в средней группе
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
Актуальность: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, в развитии личности ребенка, огромное значение имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.
Занимательные опыты, эксперименты, исследования вызывают у детей интерес к объектам и действиям живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют активность детей в процессе познания окружающего мира.
Цель и задачи:
-Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей;
- Углубление представления о живой и неживой природе, формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов и делать выводы по проведенному опыту;
- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
- поддержание у детей инициативы, критичности, самостоятельности, сообразительности, пытливости, общительности.
Срок реализации: 1 год
Участники: дети средней группы
Предполагаемый результат: расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире; развивать познавательные способности и умения через исследовательскую деятельность, накопить опыт гуманного отношения к природе и живым существам; воспитать бережное отношение к природе.
Октябрь.
Т: 1.« Игры с песком». Цикл наблюдений: «Что такое песок?», «Свойства песка»(опыт), «Какой песок тяжелее?» (Опыт).
Цель: Познакомить с качествами песка; с изменением его свойств от влажности посредством наблюдения и экспериментирования.
Экспериментальная деятельность: посыпать песок в какую-нибудь посуду и отметить, как он сыплется, из чего он состоит, песчинки какого размера, цвета?; сделать ямку в песке и налить туда воду – куда исчезла вода, как получить сырой песок, что можно делать из сырого песка?В одинаковы ведерки насыпать сухой песок и в одну из них налить воды, сравнение ведерок, какое из них тяжелее и почему?
2. «Глина и песок» Сравнительное наблюдение.
Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка.
Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с водой, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.
Вылепить из песка и глины фигурки и поставить их сушиться, высохшая песчаная фигура рассыпается, а глиняная становится прочной.
Ноябрь.
1. Т: «В какой коробке что лежит?» ( песок или камешки)
Цель: Не открывая коробки угадать в какой коробке лежит песок, а в какой коробке – камешки; учить находить пути решения и делать выводы после эксперимента.( надо потрясти коробки)
2. Тема «Подбери крышки»
Игры с флаконами, банками; подбирать крышки по форме и размеру.
Цель: расширять знания детей о величинах и формах, продолжать учить подбирать крышки путем проб и ошибок, делать выводы по действиям.
Декабрь.
1.«Как лед превращается в воду?»
Цель: Показать, что в тепле лед тает и превращается в воду(цветной лед становится цветной водой), учить делать выводы.
2. «Где раньше растает?» ( со снегом)
Цель: Развивать у детей мышление, речь, наблюдательность и внимательность; учить детей делать выводы , обратить внимание на то,что вода грязная; развивать желание экспериментировать со снегом.
( В 2х стаканах приносим снег, один стакан заворачиваем салфеткой (шарфом).
А другой стакан оставляем открытым)
Январь.
1.»Угадай, какая коробка пустая, какая полная?»
Цель: Учить детей угадывать исследовательскими действиями пустую и полную коробку, делать выводы.
(Можно потрясти и сравнить по звуку или поддержать в руках и сравнить по весу)
2. «Что в пакете?»
Цель: Выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха; развивать желание экспериментировать.(прозрачным пакетом «ловим» воздух)
Февраль.
1.Тема: «В какой воде лед быстрее тает?»
Цель: Выявить свойства льда, уточнить знания детей о том, что лед тает в воде, но в разной температуре по-разному, развивать наблюдательность, учить делать зарисовки и подводить итог. (Три стакана с горячей, теплой и холодной водой. В каждую из них кладем кусок льда одинокого размера и наблюдаем)
2. Тема: «Что тонет, а что плавает?»
Цель: Учить детей опытно-исследовательским путем определить что тонет и что нет. (Дерево, пластмасса и железо)
Деревянная, пластмассовая и железная ложки кладем в широкий сосуд с водой и наблюдение за предметами.
Март.
1.Тема. « Прятки».
Цель: Углублять знания свойств и качеств воды, развивать любознательность, закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Две баночки с водой: в одной прозрачная, в другой – подкрашенная. Опустить в обе баночки камешки и понаблюдать за ними. Почему в прозрачной банке камешек видно, а в подкрашенной нет?
2.Тема «Игра с красками»
Цель: познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.
Две баночки с прозрачной водой, краски. В одну баночку добавляем красной краски, что происходит? 9краска медленно, неравномерно растворяется). В другую банку добавляем синюю краску и размешиваем, что происходит? (Краска растворяется равномерно)
Апрель.
1.Тема «Соленый, кислый, сладкий»
Цель: продолжать углублять знания детей о свойствах воды, Продолжать знакомить с процессом смешивания и растворения соли, сока лимона и песка и изменения вкуса воды; развивать наблюдательность, любознательность.
Три стакана воды, лимон, соль, песок, ложка. В первую банку нужно класть соль, в другую - песок, в третью- сок лимона. Проверяется вкус воды, делаются выводы.
2. Тема: «Где быстрее прорастают семена?» (фасоль)
Цель: расширить знания детей о живой природе, о том, что растениям для роста нужна влага, как вода влияет на рост растений.
В сухую и влажную тряпочку заворачиваем семена фасоли, через 2 дня разворачиваем и рассматриваем семена. Что с ними произошло?
Май.
1.Тема: «Вода – помощница наша»
Цель: Продолжать обогащать и расширять знания детей о свойствах воды, показать детям, что вода, наполняя емкость, выталкивает легкие предметы наверх, развивать наблюдательность, учить делать выводы.
Предлагается детям без рук достать предметы, лежащих на дне стакана. Рассматривается все версии, воспитатель предлагает налить воды и пронаблюдать за предметами. Вода поднимает легкие предметы.
2. Тема: «Как достать воду?»
Цель: Продолжать знакомить с объемом предметов, учить соблюдать правила безопасности, развивать наблюдательность, внимательность.
В банку с водой на донышке, дети кладут камешки, и наблюдают за проведенным опытом. Вода поднялась, тяжелые камешки вытолкнули воду вверх.
Игровое экспериментирование
Тема: “Лед – это вода”
Цель:
- создать условия для расширения представления детей о свойствах льда;
- тает в тепле;
-развивать мышление при выборе способа действия;
-стимулировать формулирование выводами детьми;
-воспитывать аккуратность в работе.
Материал: замороженные льдинки, теплая вода, тарелочки, салфетки.
Предварительная работа: наблюдение за таянием льда, игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок.
Ход занятия
Воспитатель читает загадку: В реке вода не подвижна и тверда.
Что же случилось с водой?
Ответы детей:
-она превратилась в лед;
-зимой вода в реке замерзла;
-и т.д.
Воспитатель: Я оставила воду в формочке на улице, а вода замерзла. Как нам быть, что делать? Как освободить форму ото льда?
После того как дети предложат свои варианты воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиции “хорошо — плохо”.
Предполагаемые суждения анализа в скобках рядом с гипотезой:
-можно погреть в руках, они теплые, лед растает (хорошо – лед растает, плохо – руки замерзнут);
-можно отогреть в варежках (хорошо – лед растает, плохо – варежки намокнут);
-можно положить на батарею (хорошо – лед растает, плохо – долго ждать);
-можно положить в теплую воду, там лед растает;
-можно оставить просто в группе, у нас тепло;
Выбирают три гипотезы и проверяют их:
-поставить на батарею;
-погреть в руках;
-положить в теплую воду.
Помочь детям проверить свои гипотезы, подготовить всё необходимое для проведения опыта.
Выводы:
-быстрее всего лед тает в теплой воде;
-я своим теплом погрела, и лед растаял, только руки замерзли;
-на батарее лед не таял дольше всего.
Затем проводиться игра: “Солнечные лучики и льдинка ”. Воспитатель в роли льдинки дети вроде солнечных лучиков. Солнечные лучики обнимают льдинку со всех сторон и льдинка тает.
Вывод:
Изучение и анализ тематической литературы, проведенная опытно экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
Систематизированная работа по развитию поисково-исследовательской активности приводит к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта; развивает инициативу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе
Целью проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию. Задачи:Расширение пре...
ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе
Целью проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию. Задачи:Расширение пре...
Проект «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования - «Лаборатория маленьких волшебников».
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способности сами ставить вопросыи получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственноми нравственном уровне в сравнении с теми,...
Опытно-исследовательский продуктивный проект "Мы исследователи!" Презентация проекта Авторы: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.
Идея проекта: В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмыслени...
Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ "Волшебная сила маленького мыла"
Первые шаги в науку маленьких ейчан. 8 февраля торжественная дата для всех, кто любит науку, кто стремится к знаниям и к новым о...
Методическая разработка по опытно-исследовательской деятельности «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»
Пояснительная записка «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой прост...
Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ
Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ...