Методика проведения прогулки
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Организация и методы проведения прогулки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация и методы проведения прогулки | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
«Организация и методика проведения прогулки в детском саду».
Структура прогулки:
- Наблюдение.
- Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
- Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
- Труд детей на участке.
- Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Наблюдение.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
- Живая природа: растения и животные;
- Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
- Труд взрослых.
Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:
1. устанавливаются факты;
2. формируются связи между частями объекта;
3. идет накопление представлений у детей;
4. проводятся сопоставления;
5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
2. Виды наблюдений по характеру познавательной задачи
Наблюдения можно классифицировать по разным принципам.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
3. По количеству детей:
- индивидуальные (1-4 ребенка);
- групповые (5-10 детей);
- коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические (проводимые от случая к случаю);
- систематические.
6. По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут);
- длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные;
- многократные, или циклические.
9. По характеру мыслительных операций:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) [4].
2. Особенности развития наблюдения в разных возрастных группах детского сада, методика руководства распознающим наблюдением
Младшие группы. Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен.
В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту. Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы: например, неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, а можно заинтересовать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей прежде всего привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кормит кролика, играет с котенком бумажным бантиком), а затем обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.
С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Например, во время кормления щенка предложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи — и после наблюдения спросить детей, что щенок больше всего любит есть.
Наблюдения за животными и растениями в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Очень хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобразительной деятельностью, например: «Посмотрим елочку, а потом нарисуем ее» или «Посмотрим, не надо ли обтереть листья у фикуса».
Средняя группа. Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Воспитанники средней группы постепенно учатся принимать задачу наблюдения, поставленную воспитателем.
Во время наблюдения дети вслушиваются в вопросы воспитателя и, следуя заданному им плану, рассматривают объект. В итоге наблюдения при целенаправленном руководстве каждый из них может составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание.
Объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения в средней группе, также значительно расширяется. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида некоторых растений и животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них. Наблюдая за животными, дети узнают, кроме того, о том, как они передвигаются, чем питаются, где обитают. Постепенно дошкольники начинают понимать некоторые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающей среде.
Особое внимание следует уделить формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог продумывает приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает проговаривать хором трудные и новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех, предложенных воспитателем, и т. д. Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства.
В средней группе начинают использовать и личный опыт детей. Например, рассматривая вместе с ребенком котенка, воспитатель просит малыша вспомнить, какого цвета котенок живет у них дома, что он любит есть, как играет, как ребенок заботится о нем и т. д. Этот прием способствует возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться пережитыми впечатлениями, формированию обобщенных представлений о животных.
В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам.
Воспитанники средней группы начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными; поэтому в ходе наблюдения педагог может предложить им выполнить несложные трудовые действия: покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и т.д.
В средней группе более широко, нежели в младшей, проводятся наблюдения за растениями. Рассматривание растений можно организовать во время труда: например, предложить детям рассмотреть семена перед посадкой. В середине года начинают организовывать наблюдения за растениями с познавательной целью (на занятиях). Примером такого занятия может быть «Рассматривание и сравнение бегонии и алоэ».
Старшая группа. В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. Довольно часто самостоятельная постановка задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью, возникновением в ходе ее вопросов, противоречий.
Наблюдение становится все более планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения («Сначала рассмотрим, какой кролик, потом — что и как он ест, как передвигается») и действовать в соответствии с ним. Восприятие ребят становится более расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспитателя дошкольники вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. Характерно для наблюдения и то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. Таким образом, знания, навыки и умения детей усложняются.
В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания, способами ухода за ним. Организуются наблюдения и с использованием раздаточного материала.
Воспитанникам старшей группы предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).
Подготовительная к школе группа. Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни — стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способность ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросла. Наблюдение становится более самостоятельным.
Задачей воспитателя является формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности.
Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. На основе выделения этих существенных, общих признаков у детей формируются элементарные понятия: «животные», «растения», «живое», «неживое», «зима», «лето» и т. д. Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями их существования и потребностями, образом жизни.
3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).
5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.
7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
Трудовая деятельность детей на участке.
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
Формами организации труда детей являются:
- Индивидуальные трудовые поручения;
- Работа в группах;
- Коллективный труд.
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;
показ и объяснение всего задания — последовательные этапы.
У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).
Методика организации и проведения прогулки в ДОУ
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.
Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место. У детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
На прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания. Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, что ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, одним из которых и является прогулка. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Цель прогулки – укрепление здоровья детей; развитие их физических и умственных способностей. Задачи прогулки: • оптимизировать двигательную активность детей; • оказывать закаливающее воздействие на организм; • способствовать развитию наблюдательности и познавательных способностей детей; • познакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых; • развитие самостоятельности. При организации прогулок интегрировано реализуются задачи всех образовательных областей. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, обеспечивает непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей; дает возможность показывать ребенку мир во всем его многообразии, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха. Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Самостоятельная игровая деятельность детей - от 7 до 15 минут и от 20 до 25 минут.
Прогулки бывают разных видов:
* Прогулка–наблюдение;
* Прогулка–задание (имеющая цель – поздравить товарищей или взрослых с праздником, пригласить гостей на мероприятие, известить население или товарищей о каком –то мероприятии);
- Прогулка–задача (направленная на решение поставленной задачи - определить расстояние, с какой стороны дует ветер, цвет, величину предмета); * Прогулка–поход (для ориентирования на местности); * Прогулка–поиск (найти лекарственные травы, природный материал…); * Прогулка–фантазия (сделать зарисовку, придумать сказку, составить букет); * Прогулка–показ (познакомить с достопримечательностями, с различными предметами, объектами и их свойствами, редкими деревьями, кустарниками); * Прогулка–практикум (закрепление различных знаний -ПДД, безопасность…); * Комбинированная прогулка (1 раз в неделю), с играми, занятиями, трудом, экскурсией. Структура * Наблюдение, рассматривание. * Трудовая деятельность. * Индивидуальная работа с детьми. * Самостоятельная деятельность детей. * Подвижные игры. Наблюдение - основной метод обучения. Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными; в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Объекты наблюдений - живая природа: растения и животные; неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи). Виды наблюдения: Кратковременные организуются для формирования свойств и качеств предмета или явлений. Длительные организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность: устанавливаются факты; формируются связи между частями объекта; идет накопление представлений у детей; проводятся сопоставления; делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее. Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15- 20 минут в старшем возрасте. Формами организации труда детей являются: индивидуальные трудовые поручения; работа в группах; коллективный труд. Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания – последовательные этапы. У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Подвижная игра. Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год). * Младший возраст – 6-10 минут. * Старший возраст – 10-15 минут. В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). В старшем возрасте проводятся игры- эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей). Значение: расширяется двигательный опыт детей; совершенствуются навыки в основных движениях; развиваются физические качества; формируются самостоятельность и активность; вырабатываются положительные взаимоотношения со сверстниками. Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.
- Консультация на тему: «Организация и проведение прогулок в разных возрастных группах»
Общие принципы организации прогулки.
Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм. Ребенок дошкольного возраста должен гулять (даже в холодное время года) 4-5 часов в день.
Первый этап «Подготовительный»:
- подготовка к прогулке воспитателя;
- одевание детей на прогулку.
Воспитатель к проведению и организации прогулки готовится так же, как и к занятию (продумывает и планирует организацию деятельности и ее целесообразность).
Важный момент в организации прогулки – одевание детей и выход на участок. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят в помещении, выходит с ними на участок, остальные продолжают одеваться под присмотром помощника воспитателя, который выводит их гулять позже. Чтобы ускорить процесс одевания, можно с трех летнего возраста использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно: снимают сандалии, ставят в шкаф; снимают шорты, кладут в шкаф; берут носки; рейтузы одевают; берут сапоги; кофты; шапки; затем одевают пальто. Но и в этом случае также нужна помощь взрослых. Участие помощника воспитателя в подготовке детей к прогулке обязательно в любой возрастной группе.
Недопустима, чтобы она в этот момент занималась другими делами, так как воспитателю сложно одному проследить за одеванием всех детей, помочь медлительным и своевременно вывести на участок всю группу.
Практика показывает, что время одевания составляет 8 – 12 минут, если оно превышает 15-25 минут, значит, навыки не сформированы и необходимо научить, детей одеваться быстрей. Используя различные приемы: игровой, соревновательный, мотивационный, но не в коем случае не сравнения ребенка с ребенком, наказание, осуждение, оскорбление.
Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий (температура ниже 15 – 20 градусов с усиленным ветром). При небольшом дожде ее можно организовать на веранде или под навесом. В этом случае с детьми проводят беседу, читаю, организуют спокойные игры, для которых не требуется большое пространство. Иногда длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее не следует, решение о сокращении проведения прогулки принимает медик. Важно помнить, что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья (Г.Н. Сперанский).
Чтобы длительность ежедневного пребывания детей на воздухе соответствовала физиолого-гигиеническим рекомендациям, следует:
В течение дня в детском саду ребенок испытывает разнообразные нагрузки, связанные с необходимостью выполнения многих требований режима и программы обучения. На самостоятельную деятельность у дошкольника остается сравнительно мало времени. В этом отношении прогулка особенно важна и необходима, поскольку детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности, поиграть в любимые игры, используя оборудование участка, игрушки и пособия, которых нет в группе, побегать.
Воспитатель планирует содержание каждой прогулки (ставит перед собой определенные педагогические и оздоровительные задачи), делая ее целенаправленной. Согласно «Программы…» правильная организация прогулки предполагает использование подвижных и спортивных игр, физических упражнений, наблюдений, труда, самостоятельной деятельности и др., а эффективность реализации всех компонентов прогулки полностью зависит от воспитателя.
Индивидуальные особенности воспитанников больше всего проявляются в самостоятельной деятельности. Одни дети предпочитают спокойные игры и могут ими заниматься в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Воспитателю следует помнить, что наиболее благоприятное состояние физиологических систем организма обеспечивается равномерной нагрузкой, сочетанием различных по интенсивности движений, в последние 8-10 минут прогулки детей лучше всего заняться спокойными играми, убрать игрушки, привести в порядок площадку.
Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время в одной позе. Нужно переключать их на другую деятельность и менять место игры. Важно, чтобы на протяжении всей прогулки ребенок был в состоянии теплового комфорта. Для этого одежда и обувь должны быть удобна и соответствовать погоде. Необходима большая информационно – разъяснительная работа в родителями. Одежда должна быть комфортная из натуральных тканей, при температуре от +3 до – 3 трехслойная, при температуре от – 4 до -10 четырех слойная, при температуре воздух -11 – 15, рекомендуется зимнее пальто с четырьмя слоями одежды. Длительность прогулки сокращается при температуре ниже – 18-22 градуса.
С детьми рекомендуется проводить пешеходные переходы по территории детского сада и за пределы его. С младшими детьми прогулка за пределы участка целесообразно проводить примерно 1-2 раза в неделю в первую половину дня на небольшие расстояния; со старшими детьми 2 -3 раза в неделю.
Организация и проведение наблюдений.
1. Необходимо продумать организацию обстановки (объектов наблюдения, отбор и расположение объекта). Размещение детей.
2. Приемы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), их действенность.
3. Характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика занятия). Характер и содержание ответов детей.
4. Включение обследовательских действий в ход наблюдения, их характер, результативность.
5. Использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта и др.).
6. Проявление интереса детей в ходе наблюдения (эмоции, вопросы, сосредоточенность внимания).
7. Индивидуальные проявления детей и индивидуальный подход к ним.
8. Использование результатов повседневных наблюдений, проводимых детьми.
Дидактическая игра.
1. Воспитательно-образовательное значение выбранной игры (какими знаниями оперировали дети в процессе игры, какие умственные операции использовали, их оценка). Что нового внесла игра в знания и умения детей?
2. Ошибки и затруднения детей, их причины (недостаток знаний, отсутствие знаний, внимания, необходимых умственных умений).
3. Приемы руководства, их действенность (способы привлечения детей, способы объяснения правил игры и игровых действий, руководство ее ходом).
Трудовая деятельность.
1. Организация условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность.
2. Организация детского коллектива, формы работы по организации труда (звенья, пары, конвейер, мальчики-девочки, поручения, подгруппа вся группа).
3. Приемы постановки и объяснения трудового задания.
4. Знания и умения, необходимые для выполнения задания; новые знания и умения, формируемые на занятии.
5. Результативность трудовых действий детей, качество навыков и умений.
6. Взаимодействие детей в процессе труда.
7. Отношение к труду (с интересом, безразличное).
8. Оценка деятельности (детьми, воспитателями), ее содержание, формы.
9. Экологическая направленность труда детей.
Подвижная игра.
Подготовка воспитателя к игре (площадка, атрибуты, знание правил, слов и т.д.)
Приёмы руководства.
Индивидуальный подход в процессе игры.
Индивидуальная работа по разделам программы.
Подготовка воспитателя.
Организация обстановки.
Приёмы руководства и мотивации.
Самостоятельные творческие игры.
Организация обстановки (атрибутика).
Содержательность и разнообразие игровых навыков.
Взаимодействие детей во время игры.
Приёмы руководства, их действенность (способы привлечения детей, отговаривание игровых действий).
Консультация на тему: «Организация и проведение прогулок в разных возрастных группах»
Общие принципы организации прогулки.
Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм. Ребенок дошкольного возраста должен гулять (даже в холодное время года) 4-5 часов в день.
Первый этап «Подготовительный»:
- подготовка к прогулке воспитателя;
- одевание детей на прогулку.
Воспитатель к проведению и организации прогулки готовится так же, как и к занятию (продумывает и планирует организацию деятельности и ее целесообразность).
Важный момент в организации прогулки – одевание детей и выход на участок. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят в помещении, выходит с ними на участок, остальные продолжают одеваться под присмотром помощника воспитателя, который выводит их гулять позже. Чтобы ускорить процесс одевания, можно с трех летнего возраста использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно: снимают сандалии, ставят в шкаф; снимают шорты, кладут в шкаф; берут носки; рейтузы одевают; берут сапоги; кофты; шапки; затем одевают пальто. Но и в этом случае также нужна помощь взрослых. Участие помощника воспитателя в подготовке детей к прогулке обязательно в любой возрастной группе. Недопустима, чтобы она в этот момент занималась другими делами, так как воспитателю сложно одному проследить за одеванием всех детей, помочь медлительным и своевременно вывести на участок всю группу.
Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате согласованной работы воспитателя и помощника воспитателя, а также развитых навыков самообслуживания у детей. Практика показывает, что время одевания составляет 8 – 12 минут, если оно превышает 15-25 минут, значит навыки не сформированы и необходимо научить детей одеваться быстрей. Используя различные приемы: игровой, соревновательный, мотивационный, но не в коем случае не сравнения ребенка с ребенком, наказание, осуждение, оскорбление.
Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий (температура ниже 15 – 20 градусов с усиленным ветром). При небольшом дожде ее можно организовать на веранде или под навесом. В этом случае с детьми проводят беседу, читаю, организуют спокойные игры, для которых не требуется большое пространство. Иногда длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее не следует, решение о сокращении проведения прогулки принимает медик. В дни, когда выйти с детьми на участок нельзя. В группе открывают с одной стороны окна или фрамуги и с тепло одетыми детьми проводят игры средней подвижность. Важно помнить, что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья (Г.Н. Сперанский).
Чтобы длительность ежедневного пребывания детей на воздухе соответствовала физиолого-гигиеническим рекомендациям, следует:
- утренний прием детей проводить на участке в течение всего года;
- проводить на участке часть физкультурных занятий;
- четко выполнять все режимные процессы в течение дня, что позволит своевременно выходить на прогулку и обеспечить достаточную ее длительность;
- проводить разъяснительную работу среди родителей, о необходимости вечерних прогулок и о прогулках в выходные дни.
Выполнение требований возможно лишь, когда важнейшие компоненты режима проводятся методически правильно, в отведенное для них время в режиме дня, а это говорит о хорошем общем уровне педагогической работы в дошкольном учреждении.
В течение дня в детском саду ребенок испытывает разнообразные нагрузки, связанные с необходимостью выполнения многих требований режима и программы обучения. На самостоятельную деятельность у дошкольника остается сравнительно мало времени. В этом отношении прогулка особенно важна и необходима, поскольку детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности, поиграть в любимые игры, используя оборудование участка, игрушки и пособия, которых нет в группе, побегать.
Воспитатель планирует содержание каждой прогулки (ставит перед собой определенные педагогические и оздоровительные задачи), делая ее целенаправленной. Согласно «Программы…» правильная организация прогулки предполагает использование подвижных и спортивных игр, физических упражнений, наблюдений, труда, самостоятельной деятельности и др., а эффективность реализации всех компонентов прогулки полностью зависит от воспитателя.
Индивидуальные особенности воспитанников больше всего проявляются в самостоятельной деятельности. Одни дети предпочитают спокойные игры и могут ими заниматься в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Воспитателю следует помнить, что наиболее благоприятное состояние физиологических систем организма обеспечивается равномерной нагрузкой, сочетанием различных по интенсивности движений, в последние 8-10 минут прогулки детей лучше всего заняться спокойными играми, убрать игрушки, привести в порядок площадку.
Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время в одной позе. Нужно переключать их на другую деятельность и менять место игры. Важно, чтобы на протяжении всей прогулки ребенок был в состоянии теплового комфорта. Для этого одежда и обувь должны быть удобна и соответствовать погоде. Необходима большая информационно – разъяснительная работа в родителями. Одежда должна быть комфортная из натуральных тканей, при температуре от +3 до – 3 трехслойная, при температуре от – 4 до -10 четырех слойная, при температуре воздух -11 – 15, рекомендуется зимнее пальто с четырьмя слоями одежды. Длительность прогулки сокращается при температуре ниже – 18-22 градуса.
С детьми рекомендуется проводить пешеходные переходы по территории детского сада и за пределы его. С младшими детьми прогулка за пределы участка целесообразно проводить примерно 1-2 раза в неделю в первую половину дня на небольшие расстояния; со старшими детьми 2 -3 раза в неделю.
Организация и проведение наблюдений.
1. Необходимо продумать организацию обстановки (объектов наблюдения, отбор и расположение объекта). Размещение детей.
2. Приемы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), их действенность.
3. Характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика занятия). Характер и содержание ответов детей.
4. Включение обследовательских действий в ход наблюдения, их характер, результативность.
5. Использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта и др.).
6. Проявление интереса детей в ходе наблюдения (эмоции, вопросы, сосредоточенность внимания).
7. Индивидуальные проявления детей и индивидуальный подход к ним.
8. Использование результатов повседневных наблюдений, проводимых детьми.
Дидактическая игра.
1. Воспитательно-образовательное значение выбранной игры (какими знаниями оперировали дети в процессе игры, какие умственные операции использовали, их оценка). Что нового внесла игра в знания и умения детей?
2. Ошибки и затруднения детей, их причины (недостаток знаний, отсутствие знаний, внимания, необходимых умственных умений).
3. Приемы руководства, их действенность (способы привлечения детей, способы объяснения правил игры и игровых действий, руководство ее ходом).
Трудовая деятельность.
1. Организация условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность.
2. Организация детского коллектива, формы работы по организации труда (звенья, пары, конвейер, мальчики-девочки, поручения, подгруппа вся группа).
3. Приемы постановки и объяснения трудового задания.
4. Знания и умения, необходимые для выполнения задания; новые знания и умения, формируемые на занятии.
5. Результативность трудовых действий детей, качество навыков и умений.
6. Взаимодействие детей в процессе труда.
7. Отношение к труду (с интересом, безразличное).
8. Оценка деятельности (детьми, воспитателями), ее содержание, формы.
9. Экологическая направленность труда детей.
Подвижная игра.
Подготовка воспитателя к игре (площадка, атрибуты, знание правил, слов и т.д.)
Приёмы руководства.
Индивидуальный подход в процессе игры.
Индивидуальная работа по разделам программы.
Подготовка воспитателя.
Организация обстановки.
Приёмы руководства и мотивации.
Самостоятельные творческие игры.
Организация обстановки (атрибутика).
Содержательность и разнообразие игровых навыков.
Взаимодействие детей во время игры.
Приёмы руководства, их действенность (способы привлечения детей, отговаривание игровых действий).
Общие принципы организации двигательной деятельности детей
на прогулке.
Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.
Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.
В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.
В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.)
При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.
Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях.
В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются поточный и индивидуальные способы.
Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами - фронтально, т. е. всеми детьми одновременно.
Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей (см стр. 16, "Двигательная активность ребёнка в детском саду", автор М. А. Рунова). Каждая подгруппа выполняет своё задание. Например, дети первой и второй подгруппы (с высоким и средним уровнем подвижности) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости, при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети третьей подгруппы (с низким уровнем подвижности) упражняются в разных видов прыжков через скакалку.
Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут.
Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила.
При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.
В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей).
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности.
К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.
На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры.
Общая длительность игры составляет 10-12 минут.
В плане воспитательно-образовательной работы записывается:
- Название п/и, цель.
- Основное движение, способы организации с учётом уровней подвижности.
- Спортивное упражнение, например, элементы игры в волейбол: перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди на месте и в движении.
Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, что ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, одним из которых и является прогулка. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Цель прогулки – укрепление здоровья детей; развитие их физических и умственных способностей.
Задачи прогулки: • оптимизировать двигательную активность детей;
• оказывать закаливающее воздействие на организм;
• способствовать развитию наблюдательности и познавательных способностей детей;
• познакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых;
• развитие самостоятельности.
При организации прогулок интегрировано реализуются задачи всех образовательных областей.
Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, обеспечивает непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей; дает возможность показывать ребенку мир во всем его многообразии, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.
Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и
от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Самостоятельная игровая деятельность детей - от 7 до 15 минут и от 20 до 25 минут.
Прогулки бывают разных видов:
* Прогулка–наблюдение;
* Прогулка–задание (имеющая цель – поздравить товарищей или взрослых с праздником, пригласить гостей на мероприятие, известить население или товарищей о каком –то мероприятии);
* Прогулка–задача (направленная на решение поставленной задачи - определить расстояние, с какой стороны дует ветер, цвет, величину предмета);
* Прогулка–поход (для ориентирования на местности);
* Прогулка–поиск (найти лекарственные травы, природный материал…);
* Прогулка–фантазия (сделать зарисовку, придумать сказку, составить букет);
* Прогулка–показ (познакомить с достопримечательностями, с различными предметами, объектами и их свойствами, редкими деревьями, кустарниками); * Прогулка–практикум (закрепление различных знаний -ПДД, безопасность…);
* Комбинированная прогулка (1 раз в неделю), с играми, занятиями, трудом, экскурсией. Структура
* Наблюдение, рассматривание.
* Трудовая деятельность.
* Индивидуальная работа с детьми.
* Самостоятельная деятельность детей.
* Подвижные игры.
Наблюдение - основной метод обучения.
Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными; в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут.
Объекты наблюдений - живая природа: растения и животные; неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, иней, роса).
Виды наблюдения:
Кратковременные организуются для формирования свойств и качеств предмета или явлений.
Длительные организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе.
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность: устанавливаются факты; формируются связи между частями объекта; идет накопление представлений у детей; проводятся сопоставления; делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке.
Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15- 20 минут в старшем возрасте.
Формами организации труда детей являются:
индивидуальные трудовые поручения;
работа в группах;
коллективный труд.
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
Коллективный труд
дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы.
Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания – последовательные этапы. У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Воспитатель: ГущевароваТ.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и методика проведения прогулки в детском саду.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организмаСтруктура прогулки...
методика проведения прогулки в детском саду
Для коллег представленны методики проведения прогулок в детском саду....
Организация и методика проведения прогулки в детском саду
Консультация для воспитателей дошкольной ступени....
Консультации для воспитателей. Организация и методика проведения прогулки в детском саду.
Воспитатель детского сада должен знать о прогулках всё, поскольку задача ДОУ охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, создавать благоприятные условия развития дошкольников. Одно и...
Презентация на тему "Методика проведения прогулки в детском саду"
Цели: -Дать знания о разновидности прогулок -структуре прогулок -организации прог...
Методика проведения прогулки у детей раннего возраста в детском саду. Конспект прогулки
Данный материал содержит рекомендации по подготовке к прогулке, структуре прогулки и ее конспект.Методика проведения прогулки детей в детском саду. Конспект прогулкиПребывание детей на свежем во...
Прогулка. Методика проведения прогулки
Презентация...