Наша страна - Россия.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Формирование в воображении детей образ Родины, представление о России. Как о родной стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_nasha_strana_-_rossiya.docx | 33.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Аленушка» с.Шепси
муниципального образования Туапсинский район
Сценарий интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе
Тема: «Наша страна – Россия»
Воспитатель: Скрипникова Т.В.
2018г.
Цель:
Формирование в воображении детей образ Родины, представление о России. Как о родной стране.
Программное содержание:
- обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам (флаг, герб, гимн);
- продолжать воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, родному городу;
- закрепить названия крупных российских городов и рек;
- обогащать словарный запас детей.
Методы и приемы:
- Игровой
- Наглядный
- Словесный
- Практический
Предварительная работа:
- Учить гимн России.
- Дидактические игры по гражданско-патриотическому воспитанию
- Беседы о России
- Учить стихи, пословицы, поговорки
Оборудование:
Глобус, карта России; Государственный флаг РФ, изображение герба Российской Федерации, герба Краснодарского края; документы с изображением герба России; аудиозаписи государственного гимна и песен о России; презентация, мультимедийный проектор; ленты, деревянные ложки; листы бумаги, краски, кисти по количеству детей.
Предшествующая работа:
- рассматривание глобуса
- просмотр видеофильма «Путешествие по Москве»
- показ презентации «Русский народный костюм»
- беседы о государственной символике: гербе, флаге, гимне
-разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, России
- рассматривание фотографий и иллюстраций городов и изображений рек
- ролевая игра «Мы путешествуем по родному краю»
- рассматривание живописных произведений о Родине - рассматривание денежных банкнот
- музыкально-литературный час «Люблю просторы русские»
- беседа «Без добрых дел нет доброго имени» об известных людях города.
- знакомство с гербом, флагом Краснодарского края.
Творческая работа:
- рисование Государственного флага
- коллективная аппликация «Родной город»
- составление атласа мира
- выставка рисунков «Моя Родина»
ХОД
Дети входят в нарядно украшенный зал. Звучит песня «С чего начинается Родина…». Музыка В. Баснера, слова И. Матусовского.
Слайд (презентация «Березка»)
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие по бескрайней Родине – России. А завершится оно - в родном краснодарском крае. Как вы думаете, а на чём можно отправиться в путешествие? (на самолёте, автобусе, поезде, теплоходе, машине...).
Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде, который уже нас ждет. Но для того, чтобы занять места в вагоне, надо приобрести билеты. А цена билета – одна улыбка.
Упражнение «УЛЫБКА»
- Ну что ж, билеты куплены – занимайте места в вагоне.
Дети садятся в «поезд»
Воспитатель:
Раз, два, три, поспеши.
Место ты своё займи.
Не зевай, не скучай.
Лучше всё запоминай.
Мы в поезде сейчас
По России едем.
Что увидим - всем расскажем,
Как домой приедем.
Звучит аудиозапись «Голубой вагон»
Первая остановка: «Наш мир»
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Мой родной, мой земной,
Мой кружащийся шар.
Дети, о чём я говорю? (о земном шаре)
Слайд (земной шар)
Воспитатель:
Правильно, наша планета Земля имеет форму шара.
Вы уже знаете, что на Земле существует много разных стран, больших и маленьких. А какие страны мира вы знаете? Как называется наша страна? (ответы детей)
Воспитатель: А кто знает, какая страна самая большая в мире? (ответы детей)
Воспитатель: Самая большая страна в мире – это наша Родина, Россия. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает.
Слайд (карта России)
Воспитатель показывает границы Российской Федерации
Ребенок:
Как велика моя земля,
Как широки просторы.
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Слайд (Народы России)
Воспитатель: Наша страна Россия – великая, сильная, красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города – это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много: русские, чукчи, чуваши, башкиры, татары и др. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свои обычаи и обряды.
Дети:
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
В. Степанов
Воспитатель: А кто знает стихотворение о Родине?
Ребенок:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
Воспитатель: Назовите столицу нашей Родины (Москва). А кто расскажет нам стихотворение о Москве?
Слайд (презентация Москва)
Ребенок:
Здесь Кремль,
Здесь Воробьёвы горы
И площадь Красная видна.
Такой большой старинный город!
Гордится им моя страна!
Всем городам она глава,
Столица Родины – Москва.
Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их. («Жить – Родине служить»; «Родина поучает – Родина выручает»; «Кто за Родину горой, – тот истинный герой»; «Где родился – там и пригодился»; «Нет ничего краше, чем Родина наша».
Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов. А теперь подойдите к карте и скажите, чем богата наша страна?
Слайд (географическая карта России)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту и скажите, что обозначает зелёный цвет, которым окрашена большая часть нашей Родины.
Воспитатель:
Правильно! Это леса. Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это легкие нашей Родины. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья нашей страны вам знакомы?
Предполагаемые ответы детей:
Береза, дуб, осина, тополь, рябина, сосна, кедр….
Слайд (презентация деревья)
Воспитатель:
Но в лесу растут не только деревья. Что еще нам дает лес?
Предполагаемые ответы детей:
Ягоды, грибы.
Воспитатель:
Какие ягоды можно собирать в лесах России?
Предполагаемые ответы детей:
Черника, брусника, клюква, малина, морошка, голубика.
Слайд (ягоды)
Воспитатель:
А какие грибы вы знаете?
Предполагаемые ответы детей:
Подосиновик, сыроежки, боровики, лисички, сыроежки.
Воспитатель:
Еще в наших лесах живут птицы, животные. Каких животных вы знаете? Предполагаемые ответы детей:
Медведь, лиса, лось, ежик, волк, белка, кабан.
Слайд (животные)
Воспитатель:
А каких птиц вы знаете?
Предполагаемые ответы детей:
Дятел, скворец, кукушка, сова, филин, тетерев.
Слайд (птицы)
Воспитатель:
Молодцы, вы много знаете информации о своей Родине, а теперь я предлагаю вам встать, мы с вами немного разомнёмся..
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали
Это – березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад.
Воспитатель:
Ребята, если посмотреть на карту нашей страны мы увидим синие ниточки по все её территории. Вы не подскажите, что это?
Слайд (реки)
Ответ детей: Реки.
Воспитатель:
Правильно. Реки России – могучие, полноводные реки, несут свои воды в моря и океаны. Дети, а кому нужна вода?
Предполагаемые ответы детей:
Деревьям, птицам, животным.
Воспитатель:
Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду надо беречь. А название, каких рек нашей Родины вы знаете.
Предполагаемые ответы детей:
Обь, Ока, Енисей, Амур, Ангара, Иртыш.
Воспитатель:
Одна река особенно любима русским народом. «Красавица народная, как море, полноводная…» – это о Волге. Люди ласково называют её «Волга – матушка».
Воспитатель показывает реку Волгу на карте. Река Москва, Нева, Кубань, Дон.
Воспитатель:
Волга – мать русских рек. Волга – река труженица. Вниз и вверх по реке корабли везут различные грузы: лес, хлеб, нефть. Волга кормит страну рыбой. Волга – чудесная трасса для водных путешествий (показ на карте). Куда же несёт свои воды река? (воспитатель определяет по карте). - В Каспийское море.
Воспитатель: Еще в нашей стране много городов. Какие города вы знаете?
Предполагаемые ответы детей: Казань, Владивосток, Тула, Рязань, Минск, Ленинград.
Слайд (презентация города России)
Воспитатель: Правильно. А как называется город, в котором вы живёте?(Туапсе).
Слайд (Туапсе)
Ответ детей:
Воспитатель: Наша Родина богата и славится лесами, реками, озёрами, полезными ископаемыми, животными, ягодами, грибами.
Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров.
Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это?
Воспитатель: Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она!
Слайд (Матрешка.)
Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком.
Слайд (Гжель.)
Воспитатель: Правильно, ребята.
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке.
Слайд (Хохлома.)
Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски.
Слайд (Дымковская игрушка.)
Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки.
Слайд (Богородская игрушка.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. Какие российские праздники вы знаете?
Воспитатель: Реки на карте обозначены голубым цветом. А каким цветом обозначены на карте равнины? Зелёным. А почему? (На них много лесов и полей). Что на карте окрашено в коричневый свет? (Горы. Чем выше горы, тем цвет темнее). Воспитатель с детьми находят на карте горы и равнины.
Слайд (географическая карта России)
Воспитатель: На юге нашей страны есть гора Эльбрус – самая высокая гора России. На востоке – Уральские горы. (Саяны, Алтай).А у подножия каких гор мы с вами живем?.( у подножия Кавказских гор). Показывает на карте. Едем дальше.
Звучит музыка «Голубой вагон».
Вторая остановка.
«Символы нашей страны – России»
Слайд (флаг)
Воспитатель:
У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Скажите, какие государственные символы вы знаете? (флаг, герб, гимн). Из каких частей состоит флаг? (Дети называют и показывают древко и полотнище). А какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный). Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу). А синяя? (Небо, реки, озёра, моря). Ну, а красная полоса, что вам напоминает? (Цвет солнца, огня, тепла).
Белый цвет – березка,
Синий - неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет
В. Степанов
Слайд (герб)
Воспитатель:
Я расскажу вам о гербе нашей страны (показывает изображение герба). На щите красного цвета изображен двуглавый золотой орёл. Это символ нашего государства. Посмотрите на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает повсюду, так и государство должно на своей территории обо всем знать. На груди орла - красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами у него развивается синий плащ, в правой руке он держит серебряное копьё, которым убивает дракона. Дракон – символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу над злом. А от слова «копьё» произошло слово «копейка», т.к. изображение Георгия Победоносца с копьём в руке издавна чеканили на мелких монетах. В правой руке у орла – скипетр, а в левой – держава. Это символы власти, управления государством. Скипетр – это жезл, короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым. Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
В. Степанов
Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (На важных документах, на монетах).
Слайд (паспорт), (монеты)
Воспитатель: Третий государственный символ – государственный гимн. Гимн посвящён нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории. В гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Это торжественная песня страны. Его слушают стоя. Прослушивают гимн Российской Федерации стоя.
Гимн. Дети поют один куплет
Воспитатель: Ребята, назовите президента нашей Родины?
Ответ детей: Президент нашей Родины - Владимир Владимирович Путин.
Слайд (Путин В.В.)
Воспитатель: (Звучит «Голубой вагон») Отправляемся дальше в путь.
Слайд (береза)
А чтобы не скучать в дороге, послушаем стихи о бескрайних просторах нашей страны.
Ребёнок:
Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Ребёнок:
Каждая берёзка, кустик каждый
Задремавшие в снегу поля –
Всё напоминает мне о самом важном –
Только здесь родимая земля!
Ребёнок:
И куда б судьба не заносила,
Не дано забыть мне об одном –
Это ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.
Третья остановка «Наш край»
Воспитатель: Дети, посмотрите в окно, где мы оказались? В поселке, где мы живем. Как называется наш поселок? (Шепси)
Воспитатель: Возле какого города находится Шепси? (Туапсе). Какая речка протекает в Шепси (Шепсинка), а в Туапсе? (Туапсе). Чем славится наш город? (портом). В каком краю мы живем? (Краснодарском).
слайд
Воспитатель: У Краснодарского края есть свои символы: флаг, герб, гимн.
Слайд (флаг Кубани)
Воспитатель: Ребята расскажите, что изображено на гербе нашего города? (Ответы детей) Как вы думаете, почему у Краснодарского края такой герб, флаг? (Ответы детей). Давайте споем гимн Краснодарского края (куплет).
Песня (Гимн Кубани)
Воспитатель:
А куда вы каждое утро приходите? (В детский сад) Чем вы занимаетесь в детском саду? (Ответы детей)
Дети по цепочке декламируют стих
Мы играем возле дома
И зимой, и летом.
Всё давным-давно знакомо
В дружном доме этом!
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты живёшь.
Слышишь, улица родная!
Нет тебя чудесней!
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней!
Посмотри, как хорош,
Город тот, где ты живешь.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться.
Давайте исполним русский народный танец.
Русский народный танец с ложками
«Ах, вы сени», обработка Ломовой
Воспитатель: Где мы сегодня были? (путешествовали по родной стране)
О чем вы узнали в путешествии? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает детям нарисовать, то, что им понравилось в путешествии. Дети рисуют под фонограмму песни «Широка страна моя родная…», повтор слайдов
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, сегодня вы много узнали о нашей Родине и о родном городе. А когда вырастите, может быть, прославите Россию своими именами. Но если вы не станете знаменитыми учеными, космонавтами, артистами, а будите обычными врачами, учителями, рабочими, инженерами, которые добросовестно трудятся во благо Родины, то знайте: Россия и Краснодарский край будут гордиться вами, вашими делами и поступками!
Воспитатель предлагает детям пройти в группу и самостоятельно рассмотреть альбомы, фотографии и рисунки о Родине.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Н.В.Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».
2 Л. В. Логинова «Что может герб нам рассказать...»
3 Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»
4 Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живем в России»
5 Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа)»
6 В. Степанов « Моя Родина — Россия»
7 В.Степанов "Мы живем в России"
8 Интернет ( яндекс картинки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наша страна - Россия
Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как одной стране, воспитывать патриотические чувства....
Презентация на тему «Наша страна Россия» отчет воспитателя детского сада
Проект-презентация для дошкольников от 4до 7лет на тему "Наша Родина Россия", в данной презентации показано, какая работапроводилась с детьми в течении учебного года. ...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша страна- Россия"
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и форми...
Тема НОД: «Наша странна Россия».
Познакомить воспитанников с понятием «страна», «государственный флаг Р.Ф. и гимн Р.Ф.»; закрепить название «Россия»...
Наша страна Россия средняя группа
конспект НОД...
Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Наша страна – Россия» Путешествия звуков «Р» и «Рь» по Перми и по России.
Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста.Целью занятия является автоматизация и дифференциация звуков «Р» и «Рь».В процессе за...
Задание воспитателям по тематической недели "Наша страна - Россия. Символика страны"
Материал-задание для воспитателей логопедической подготовительной группе по тематической недели: отрабока пословиц о Родине, работа над слоговой сртуктурой слова, развитие мелкой моторики и отра...