Наша страна - Россия.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Скрипникова Татьяна Васильевна

Формирование в воображении детей образ Родины, представление о России. Как о родной стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_nasha_strana_-_rossiya.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Аленушка» с.Шепси

муниципального образования Туапсинский район

Сценарий интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе

Тема: «Наша страна – Россия»

Воспитатель: Скрипникова Т.В.

2018г.

Цель:

Формирование в воображении детей образ Родины, представление о России. Как о родной стране.

Программное содержание:

  1. обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам (флаг, герб, гимн);
  2.  продолжать воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, родному городу;
  3. закрепить названия крупных российских городов и рек;
  4.  обогащать словарный запас детей.

Методы и приемы:

  1. Игровой
  2. Наглядный
  3. Словесный
  4. Практический

Предварительная работа:

  •  Учить гимн России.
  • Дидактические игры по гражданско-патриотическому воспитанию
  • Беседы о России
  • Учить стихи, пословицы, поговорки

Оборудование:
Глобус, карта России; Государственный флаг РФ, изображение герба Российской Федерации, герба Краснодарского края; документы с изображением герба России; аудиозаписи государственного гимна и песен о России; презентация, мультимедийный проектор; ленты, деревянные ложки; листы бумаги, краски, кисти по количеству детей.

Предшествующая работа:
- рассматривание глобуса
- просмотр видеофильма «Путешествие по Москве»
- показ презентации «Русский народный костюм»
- беседы о государственной  символике: гербе, флаге, гимне
-разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, России
- рассматривание фотографий и иллюстраций городов и изображений рек
- ролевая игра «Мы путешествуем по родному краю»
- рассматривание живописных произведений о Родине                                                                            - рассматривание денежных  банкнот
- музыкально-литературный час «Люблю просторы русские»
- беседа «Без добрых дел нет доброго имени» об известных людях города.
- знакомство с гербом, флагом Краснодарского края.

Творческая работа: 
-  рисование Государственного флага
-  коллективная аппликация «Родной город»
- составление атласа мира 
- выставка рисунков «Моя Родина»

ХОД
Дети входят в нарядно украшенный зал. Звучит песня «С чего начинается Родина…». Музыка В. Баснера, слова И. Матусовского. 

Слайд (презентация «Березка»)

Воспитатель:  Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие по бескрайней Родине – России. А завершится оно - в родном краснодарском крае. Как вы думаете, а на чём можно отправиться в путешествие? (на самолёте, автобусе, поезде, теплоходе, машине...). 
Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде, который уже нас ждет. Но для того, чтобы занять места в вагоне, надо приобрести билеты. А цена билета – одна улыбка. 
Упражнение «УЛЫБКА»
- Ну что ж, билеты куплены – занимайте места в вагоне. 
Дети садятся в «поезд»
Воспитатель:  
Раз, два, три, поспеши.
Место ты своё займи.
Не зевай, не скучай.
Лучше всё запоминай.
Мы в поезде сейчас
По России едем.
Что увидим - всем расскажем,
Как домой приедем.
Звучит аудиозапись «Голубой вагон»

Первая остановка: «Наш мир» 

Воспитатель:
Отгадайте загадку: 
Мой родной, мой земной, 
Мой кружащийся шар.
Дети, о чём я говорю? (о земном шаре)

Слайд (земной шар)

Воспитатель: 
Правильно, наша планета Земля имеет форму шара.
Вы уже знаете, что на Земле существует много разных стран, больших и маленьких. А какие страны мира вы знаете? Как называется наша страна? (ответы детей) 

Воспитатель: А кто знает, какая страна самая большая в мире? (ответы детей)  

Воспитатель: Самая большая страна в мире – это наша Родина, Россия. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает.

Слайд (карта России)

Воспитатель показывает границы Российской Федерации

Ребенок:
Как велика моя земля, 
Как широки просторы.
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.

Слайд (Народы России)

Воспитатель:  Наша страна Россия – великая, сильная, красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города – это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много: русские, чукчи, чуваши, башкиры, татары и др. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свои обычаи и обряды. 

Дети:
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву, 
Другим степной простор. 
У каждого народа
Язык свой и наряд, 
Один черкеску носит, 
Другой надел халат. 
Один рыбак с рожденья, 
Другой оленевод, 
Один кумыс готовит, 
Другой готовит мед. 
Одним милее осень, 
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна! 
В. Степанов

Воспитатель: А кто знает стихотворение о Родине?

Ребенок:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.

Воспитатель:  Назовите столицу нашей Родины (Москва). А кто расскажет нам стихотворение о Москве?

Слайд (презентация Москва)

Ребенок:
Здесь Кремль, 
Здесь Воробьёвы горы
И площадь Красная видна.
Такой большой старинный город!
Гордится им моя страна!
Всем городам она глава,
Столица Родины – Москва.


Воспитатель:  Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их. («Жить – Родине служить»; «Родина поучает – Родина выручает»; «Кто за Родину горой, –  тот истинный герой»; «Где родился – там и пригодился»; «Нет ничего краше, чем Родина наша».

 Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов. А теперь подойдите к карте и скажите, чем богата наша страна?                                                    

Слайд (географическая карта России)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту и скажите, что обозначает зелёный цвет, которым окрашена большая часть нашей Родины.

Воспитатель:

Правильно! Это леса. Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это легкие нашей Родины. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья нашей страны вам знакомы?

Предполагаемые ответы детей:

Береза, дуб, осина, тополь, рябина, сосна, кедр….                                                                                                   

Слайд (презентация деревья)

Воспитатель:        

Но в лесу растут не только деревья. Что еще нам дает лес?

Предполагаемые ответы детей:

Ягоды, грибы.

Воспитатель:

Какие ягоды можно собирать в лесах России?

Предполагаемые ответы детей:

Черника, брусника, клюква, малина, морошка, голубика.                                                                                                                   

Слайд (ягоды)

Воспитатель:

А какие грибы вы знаете?

Предполагаемые ответы детей:

Подосиновик, сыроежки, боровики, лисички, сыроежки.

Воспитатель:

Еще в наших лесах живут птицы, животные. Каких животных вы знаете?  Предполагаемые ответы детей:

Медведь, лиса, лось, ежик, волк, белка, кабан.                                                                                                                                      

Слайд (животные)

Воспитатель:

А каких птиц вы знаете?

Предполагаемые ответы детей:

Дятел, скворец, кукушка, сова, филин, тетерев.                                                                                                         

Слайд (птицы)

Воспитатель:

Молодцы, вы много знаете информации о своей Родине, а теперь я предлагаю вам встать, мы с вами немного разомнёмся..

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали

Это – березы в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки согнули назад.

Воспитатель:

Ребята, если посмотреть на карту нашей страны мы увидим синие ниточки по все её территории. Вы не подскажите, что это?                                                                                                                                                                       

Слайд (реки)

Ответ детей: Реки.

Воспитатель:

Правильно. Реки России – могучие, полноводные реки, несут свои воды в моря и океаны. Дети, а кому нужна вода?

Предполагаемые ответы детей:

Деревьям, птицам, животным.

Воспитатель:

Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду надо беречь. А название, каких рек нашей Родины вы знаете.

Предполагаемые ответы детей:

Обь, Ока, Енисей, Амур, Ангара, Иртыш.                                                                                                                                                        

Воспитатель:  

Одна река особенно любима русским народом. «Красавица народная, как море, полноводная…»  – это о Волге. Люди ласково называют её  «Волга – матушка». 
Воспитатель показывает реку Волгу на карте. Река Москва, Нева, Кубань, Дон.

Воспитатель:
Волга – мать русских рек. Волга – река труженица. Вниз и вверх по реке корабли везут различные грузы: лес, хлеб, нефть. Волга кормит страну рыбой. Волга – чудесная трасса для водных путешествий (показ на карте). Куда же несёт свои воды река? (воспитатель определяет по карте). - В Каспийское море.

Воспитатель: Еще в нашей стране много городов. Какие города вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: Казань, Владивосток, Тула, Рязань, Минск, Ленинград.                                                                                             

Слайд (презентация города России)

Воспитатель: Правильно. А как называется город, в котором вы живёте?(Туапсе).                                                                         

Слайд (Туапсе)

Ответ детей:

Воспитатель: Наша Родина богата и славится лесами, реками, озёрами, полезными ископаемыми, животными, ягодами, грибами.

Славилась Россия чудо – мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров.

Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке. Что это?

Воспитатель: Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она!

Слайд (Матрешка.)  

Эта роспись – просто чудо,

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком.

Слайд (Гжель.)                                                                                                                                                                 

Воспитатель: Правильно, ребята.

 Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке.

Слайд (Хохлома.)                                                                                                                                                           

Все игрушки – непростые,

А волшебно-расписные

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки. Полоски.

Слайд (Дымковская игрушка.)                                                                                                                                     

Добрый мастер сделал сказку,

Оживают звери в сказке,

Мишки, зайцы, колотушки –

Деревянные игрушки.

Слайд (Богородская игрушка.)                                                                                                                                       

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. Какие российские праздники вы знаете?

Воспитатель: Реки на карте обозначены голубым цветом. А каким цветом обозначены на карте равнины? Зелёным. А почему? (На них много лесов и полей). Что на карте окрашено в коричневый свет? (Горы. Чем выше горы, тем цвет темнее). Воспитатель с детьми находят на карте горы и равнины.

Слайд (географическая карта России)

Воспитатель:  На юге нашей страны есть гора Эльбрус – самая высокая гора России. На востоке – Уральские горы. (Саяны, Алтай).А у подножия каких гор мы с вами живем?.( у подножия Кавказских гор). Показывает на карте. Едем дальше. 
Звучит музыка «Голубой вагон».

Вторая остановка.

«Символы нашей страны – России»                                                                                                        

Слайд (флаг)

Воспитатель: 
У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Скажите, какие государственные символы вы знаете? (флаг, герб, гимн). Из каких частей состоит флаг? (Дети называют и показывают древко и полотнище). А какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный). Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу). А синяя? (Небо, реки, озёра, моря). Ну, а красная полоса, что вам напоминает? (Цвет солнца, огня, тепла).

Белый цвет – березка,
Синий - неба цвет, 
Красная полоска – 
Солнечный рассвет
В. Степанов

Слайд (герб)

Воспитатель: 
Я расскажу вам о  гербе нашей страны (показывает изображение герба). На щите красного цвета изображен двуглавый золотой орёл.  Это символ нашего государства. Посмотрите на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает повсюду, так и государство должно на своей территории обо всем знать. На груди орла - красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами у него развивается синий плащ, в правой руке он держит серебряное копьё, которым убивает дракона. Дракон – символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу над злом. А от слова «копьё» произошло слово «копейка», т.к. изображение Георгия Победоносца с копьём в руке издавна чеканили на мелких монетах. В правой руке у орла – скипетр,  а в левой – держава. Это символы власти, управления государством. Скипетр – это жезл, короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым. Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его.

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
В. Степанов

Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (На важных документах, на монетах).                                                                                                                                                            

Слайд (паспорт), (монеты)

Воспитатель: Третий государственный символ – государственный гимн. Гимн посвящён нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории. В гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Это торжественная песня страны. Его слушают стоя. Прослушивают гимн Российской Федерации стоя.                                                                                                                      

Гимн. Дети поют один куплет

 Воспитатель: Ребята, назовите президента нашей Родины?

Ответ детей: Президент нашей Родины - Владимир Владимирович Путин.

Слайд (Путин В.В.)

Воспитатель: (Звучит «Голубой вагон») Отправляемся дальше в путь. 

Слайд (береза)

А чтобы не скучать в дороге, послушаем стихи о бескрайних просторах нашей страны.
Ребёнок: 
Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга,  Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.

Ребёнок:
Каждая берёзка, кустик каждый
Задремавшие в снегу поля –
Всё напоминает мне о самом важном –
Только здесь родимая земля!

Ребёнок:
И куда б судьба не заносила,
Не дано забыть мне об одном –
Это ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.

Третья остановка «Наш край» 

Воспитатель: Дети, посмотрите в окно, где мы оказались? В поселке, где мы  живем. Как называется наш поселок? (Шепси) 

Воспитатель:  Возле какого города находится Шепси? (Туапсе). Какая речка протекает в Шепси (Шепсинка), а в Туапсе? (Туапсе). Чем славится наш город? (портом).  В каком краю мы живем? (Краснодарском).

слайд 

Воспитатель: У Краснодарского края есть свои символы: флаг, герб, гимн.

Слайд (флаг Кубани)

Воспитатель: Ребята расскажите, что изображено на гербе нашего города? (Ответы детей) Как вы думаете, почему у Краснодарского края такой герб, флаг? (Ответы детей). Давайте споем гимн  Краснодарского края (куплет).

Песня (Гимн Кубани)

Воспитатель: 
А куда вы каждое утро приходите? (В детский сад) Чем вы занимаетесь в детском саду? (Ответы детей)

Дети по цепочке декламируют стих
Мы играем возле дома
И зимой, и летом.
Всё давным-давно знакомо
В дружном доме этом!
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты  живёшь.
Слышишь, улица родная!
Нет тебя чудесней!
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней!
Посмотри, как хорош, 
Город тот, где ты живешь.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу.  Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться.

Давайте исполним русский народный танец. 
Русский народный танец с ложками
«Ах, вы сени», обработка Ломовой 

Воспитатель: Где мы сегодня были? (путешествовали по родной стране)
О чем вы узнали в путешествии? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей) 
Воспитатель предлагает детям нарисовать, то, что им понравилось в путешествии. Дети рисуют под фонограмму песни «Широка страна моя родная…», повтор слайдов

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята, сегодня вы много узнали о нашей Родине и о родном городе. А когда вырастите, может быть, прославите Россию своими именами. Но если вы не станете знаменитыми учеными, космонавтами, артистами, а будите обычными врачами, учителями, рабочими, инженерами,  которые добросовестно трудятся во благо Родины, то знайте: Россия и Краснодарский край будут гордиться вами, вашими делами и поступками!
Воспитатель предлагает детям пройти в группу и самостоятельно  рассмотреть альбомы, фотографии и рисунки о Родине.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1  Н.В.Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью». 
2   Л. В. Логинова «Что может герб нам рассказать...»

3   Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» 
4   Н. Г. Зеленова  Л. Е. Осипова «Мы живем в России» 
5    Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи  (подготовительная группа)»   
6    В. Степанов « Моя Родина — Россия»  
7    В.Степанов "Мы живем в России" 
8   Интернет ( яндекс картинки)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наша страна - Россия

Формировать в воображении  детей образ Родины, представление о России как одной стране, воспитывать патриотические чувства....

Презентация на тему «Наша страна Россия» отчет воспитателя детского сада

Проект-презентация для дошкольников от 4до 7лет на тему "Наша Родина Россия", в данной презентации показано, какая работапроводилась с детьми в течении учебного года. ...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша страна- Россия"

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и форми...

Тема НОД: «Наша странна Россия».

Познакомить воспитанников с понятием «страна», «государственный флаг Р.Ф. и гимн Р.Ф.»;  закрепить  название «Россия»...

Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Наша страна – Россия» Путешествия звуков «Р» и «Рь» по Перми и по России.

Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста.Целью занятия является  автоматизация и дифференциация звуков «Р» и «Рь».В процессе за...

Задание воспитателям по тематической недели "Наша страна - Россия. Символика страны"

Материал-задание для воспитателей  логопедической подготовительной группе по тематической недели: отрабока пословиц о Родине, работа над слоговой сртуктурой слова, развитие мелкой моторики и отра...