Значение сказки в развитии детской эмоциональности
материал на тему

Цыкина Ольга Викторовна

При выборе сказок для детей обязательно надо учитывать их возраст. Сказки для годовалого малыша будут полезны, а вот для трехлетнего  ребенка могут принести вред. Рассказывать их надо на языке ребенка, понятно и выразительно. В сказке самое главное победа добра над злом, все образы должны быть одухотворены. Надо больше самим сочинять сказки и подстраивать их под своего ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ20.41 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ТЕМА: «Значение сказки в развитии детской эмоциональности».

Воспитатель:

Цыкина О.В.

пгт Серышево

     Известный психолог и психотерапевт Д. Бретт пишет: «Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему – либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Обучаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на котором они лучше отзываются, - на языке детской фантазии и воображении».

     Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие сферу их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального, существует волшебный мир приключений и побед.

     Именно через сказки, обращенные к сердцу (Андерсен, братья Гримм) он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.

     Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное время препровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке, «О трех жадных медвежат»,  пугливому и робкому- «О трусливом зайце», шаловливому и доверчивому – «Приключение Буратино», капризным – «Принцессу на горошине», активному и подвижному непоседе - «Кота в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей и т.д.

     Почувствуйте и догадайтесь об эмоциональной проблеме вашего малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где героям, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.). Придумайте фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами, волосами) и характером (робкий, драчун и т.д.) похожее на ребенка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей и выборов для преодоления препятствий. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из ситуации. Рассказывая ребенку сказку, обязательно ее закончите сразу, старайтесь говорить своим обычным голосом и языком, доступным ребенку, усвоенным в  реальном общении с родителями.

     Выбирая сказки для детей, обязательно учтите, что в силу особенностей психоэмоционального развития, необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна, безразлична или даже вредна. Остановимся на нескольких из них. Вспоминаем сказку «Курочка Ряба».

     Очень милая, распевная, убаюкивающая сказка. Давайте посмотрим, какова же ее функция в плане психоэмоционального развития ребенка.

     Для 1 – 1,5 годовалого малыша смысл пока еще совершено не ясен. Однако ее плавность, чуть – чуть знакомые слова : «дед», «баба», «мышка», «курочка» - делают сказку для малыша приятной, успокаивающей перед сном, убаюкивающей. А вот 2 – годовалому ребенку уже знакомы слова «бил», «плачет», «упало», «разбилось». Внутренний негативный смысл этих слов, связанный уже с личным опытом малыша, делают сказку подсознательно тревожной, неосознанно напрягающей эмоциональное восприятие ребенка. Обратите внимание, с каким грустным выражением лица 2-2,5-летний ребенок дослушивает эту сказку. И даже, казалось бы, оптимистическое общение курочки снести другое яичко не радует ребенка. Что же он чувствует, откуда такое интуитивно – осторожное восприятие безобидной сказки? Скоро это станет совсем понятным. Отмети только, что 3-летний и более старший ребенок слушает эту сказку с полным безразличием. А теперь давайте разберемся, в чем же на самом деле смысл этой древней, по настоящему мудрой и эмоциональной насыщенной сказки. Во – первых, эта сказка была предназначена взрослым и, являлась частью богатого русского народного взрослого фольклора, в первоначальном варианте звучала и толковалась несколько иначе. В Древней Руси даже дети знали и понимали ее символический смысл. Золотое яйцо – символ смерти получали старые люди, когда приходило им время умирать. Пестрая курица – посредник между небом и землей – обозначала возможность выбора и перемен. И поэтому те, кому удавалась разбить золотое яйцо, оставались жить, а простое яичко – символ новой жизни. Сказка как бы успокаивала взрослых, давала им возможность не горевать из-за неизбежной старости символизирующая поеду жизни над смертью, продолжение ее в детях. Теперь вам понятна тревожность 2 – летнего ребенка. А почему же она не воспринимается эмоционально 3 – летним? Да потому, что в восприятии современного малыша дезинформатична. Он, уже научившись усваивать элементы причинно – следственных связей, не в состоянии увидеть в ней, зная истинного ее смысла, логики происходящего и эмоциональных переживаний героев. Ребенок еще может допустить, что курочка снесла золотое яичко. Ему не совсем понятно, почему же Дед и Баба стали его бить. Они -  сильные не разбили, а маленькой мышке с хилым хвостиком это удалось. Странно, ну ладно, ведь в сказке все бывает. А ведь дальше совсем не понятно. Почему они плачут, ведь сами же его били, они хотели этого?  Ребенок окончательно запутывается в ходе событий и не понимает, что ему делать- сочувствовать или радоваться.

     Именно поэтому данная сказка 3 летнему ребенку не только не полезна,    но и вредна. Она не позволяет прочувствовать эмоциональное состояние героев, не оставляет в душе ребенка никакого следа.

     А всем уважаемый «Колобок»? В самом раннем возрасте эта сказка безобидна, потому что рассказывается на распев мамой или бабушкой, успокаивает своей плавностью, навевая сон.

     В 2,5 года что-то в этой сказке настораживает. В 3 года ребенок может заплакать оттого, что Хитрая Лиса съела Колобка. В этом возрасте подсознательно улавливается ребенком негативный предостерегающий смысл сказки. Некоторые психоаналитики так ее толкуют.

     Долго жили Дед и Баба без детей. И вот захотелось Деду сыночка. По сусекам поскребли, по амбару помели и сделали Колобка. Нет бы сидеть и любоваться на него, так они оставили его на окне в полно одиночестве да и  забыли про него напрочь до конца сказки. Скучал – скучал бедный Колобок, Спрыгнул с подоконника и покатился один – одинешенек в лес – символ тайны, страхов и неожиданностей. Все ему по дороге угрожали, но Колобок, как мог пытался сохранить свою жизнь. Однако мал был еще и не опытен, естественно, что его мудрая взрослая Лиса и съела. Вот так и закончилась грустное, одинокое детство не любимого сына Колобка. Весело вам о такой сказки?  Вот и малышу тревожно.

     Понимая символический смысл сказок, вы научитесь выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребенка. Старайтесь рассказывать ребенку волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом.

     В них главной идеей является победа добра над злом, все образы одухотворены. Энергетика сказочного образа накапливается через словесную энергетику. Число героев невелико, сюжетные повороты мягкие, спокойные, красивые. Автор считает, что для того чтобы вызвать образ на фоне словесного описания, не должно быть стрессовых накалов и взрывов, страхов и ужаса. Возможны только усиливающие эмоциональные ожидания и вера в добро.

    Появление «темных сил» смягчается элементами света (месяц, звезды, заря). Сказки должны быть эмоционально «экологичны», бережливы по отношению к хрупкому душевному миру ребенка, не нести мрачности и тревожности.

     Поэтому мудро выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте те сказки, которые близки и полезны именно вашему ребенку. Сочиняйте и рассказывайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в развитии детской эмоциональности.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент развития....

Значение сказки для развития детской эмоциональности

Значение сказки для развития детской эмоциональности      Все дети любят сказки. Сказки расширяют детский кругозор и познания, дают понять, что кроме реального существует волшебны...

Роль сказки в развитии детской эмоциональности

Роль сказки в развитии детской эмоциональности...

РОЛЬ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ.

РОЛЬ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ.Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир пр...

"Значение сказки в развитии детской эмоциональности"

Сказки очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей....

Роль сказки в развитии детской эмоциональности

Материал раскрывает механизм развития в ребенке тонкого понимания мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. О том, как ребенок учится понимать внутренний мир героев, ...

Значение сказки для развития детской эмоциональности

Значение сказки для развития детской эмоциональности     Все дети любят сказки. Сказки расширяют детский кругозор и познания, дают понять, что кроме реального существует волшебный ...