"Значение сказки в развитии детской эмоциональности"
консультация на тему
Сказки очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_skazki_-_razvitie_emotsionalnosti.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"Значение сказки в развитии детской эмоциональности"
Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие сферу их познания и кругозор, показывающие, что, помимо реального, существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, они (сказки) все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности.
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяприпровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому – «Приключения Буратино», капризуле – «Принцессу на горошине»,активному и подвижному непоседе – «Кота в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей и .д.
Почувствуйте и догадайтесь об эмоциональной проблеме вашего малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость). Придумайте фантастическое существо, слегка внешне и характером похожее на ребенка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей и выборов для преодоления препятствий. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребенку сказку, обязательно ее закончите сразу, старайтесь говорить своим обычным голосом и языком, доступным ребенку, усвоенным им в реальном общении с родителями.
Выбирая сказку для своего малыша, обязательно учтите, что в силу особенностей психоэмоционального развития, необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна, безразлична и даже вредна. Например, «Курочка Ряба» - милая, распевная, убаюкивающая сказка. Для 1-1,5-годовалого малыша смысл сказки пока совершенно не ясен. Однако ее плавность, чуть-чуть знакомые слова – делают сказку для малыша приятной, успокаивающей перед сном, убаюкивающей. А вот ребенку 2 лет уже знакомы слова «бил», «плачет», «упало», «разбилось». Внутренний негативный смысл этих слов, связанный уже с личным опытом малыша, делает сказку подсознательно тревожной, неосознанно напрягающей эмоциональное восприятие ребенка. Обратите внимание, с каким грустным выражением лица 2-2,5-летний ребенок дослушивает эту сказку. И даже, казалось бы, оптимистичное обещание курочки снести другое яичко не радует ребенка. А вот более старшие дети слушают эту сказку с полным безразличием. Почему? Да потому, что в восприятии современного малыша дезинформатична. Ребенок не понимает логики происходящего. Еще может допустить, что курица снесла золотое яйцо. Ему не совсем понятно, почему же Дед и Баба стали его бить. Они – сильные- не разбили, а маленькая мышка с хилым хвостиком – разбила. Почему же они плачут, ведь сами же его били-били, они же хотели этого? Ребенок окончательно запутывается в ходе событий и не понимает, что ему делать – сочувствовать или радоваться. Именно поэтому сказка эта позволяет ребенку прочувствовать эмоциональное состояние героев, не оставляет в душе ребенка никакого следа.
Ведь эта сказка имеет определенный смысл. Придумана она была еще в Древней Руси. Золотое яйцо – символ смерти , когда приходило время умирать, пестрая курица – посредник между небом и землей, т.е. возможность выбора. Сказка как бы успокаивала взрослых, давая им возможность не горевать из-за старости, символизируя победу жизни над смертью, продолжение в детях. Примером правильного половозрастного выбора может служить сказка Ш.Перро «Красная Шапочка». Милая сказка полезна и интересна девочкам в 3-4 года. Мораль сказки проста – девочка должна слушаться маму, не то на пути ее повстречается зло , и мама уже ничем не поможет.
Понимая символический смысл сказок, вы научитесь выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребенка. Старайтесь рассказывать ребенку добрые волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом. В них главной идеей является победа добра над злом, все образы одухотворены. Число героев невелико, сюжетные повороты мягкие, спокойные, красивые. Ведь для того чтобы вызвать образ на фоне словесного описания, не должно быть стрессовых накалов и взрывов, страхов и ужаса. Возможны только усиливающиеся эмоциональные ожидания и вера в добро.
Сочиняйте и рассказывайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сказки в развитии детской эмоциональности.
Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент развития....
Значение сказки для развития детской эмоциональности
Значение сказки для развития детской эмоциональности Все дети любят сказки. Сказки расширяют детский кругозор и познания, дают понять, что кроме реального существует волшебны...
Роль сказки в развитии детской эмоциональности
Роль сказки в развитии детской эмоциональности...
РОЛЬ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ.
РОЛЬ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ.Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир пр...
Роль сказки в развитии детской эмоциональности
Материал раскрывает механизм развития в ребенке тонкого понимания мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. О том, как ребенок учится понимать внутренний мир героев, ...
Значение сказки для развития детской эмоциональности
Значение сказки для развития детской эмоциональности Все дети любят сказки. Сказки расширяют детский кругозор и познания, дают понять, что кроме реального существует волшебный ...
Значение сказки в развитии детской эмоциональности
При выборе сказок для детей обязательно надо учитывать их возраст. Сказки для годовалого малыша будут полезны, а вот для трехлетнего ребенка могут принести вред. Рассказывать их надо на языке ре...