"Картотека музыкально - дидактических игр"
картотека на тему
игры для развития музыкальности у детей 3-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
музыкально - дидактическая игра | 272.97 КБ |
музыкально - дидактическая игра | 404.84 КБ |
музыкально - дидактическая игра | 411.21 КБ |
музыкально - дидактическая игра | 283.12 КБ |
музыкально - дидактическая игра | 358.18 КБ |
музыкально - дидактическая игра | 733.02 КБ |
музыкально - дидактическая игра | 243.17 КБ |
музыкально - дидактическая игра | 105.65 КБ |
музыкально - дидактическая игра | 256.97 КБ |
музыкально - дидактическая игра | 388.08 КБ |
музыкально - дидактическая игра | 449.99 КБ |
музыкально - дидактическая игра | 125.77 КБ |
музыкально - дидактическая игра | 511.46 КБ |
музыкально - дидактическая игра | 116.29 КБ |
музыкально - дидактическая игра | 367.62 КБ |
музыкально - дидактическая игра | 311.5 КБ |
музыкально - дидактическая игра | 332.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«БУДЕМ ПЕТЬ МЫ ВОТ ТАК»
(5-6 лет)
Цель: развивать навык выразительного пения.
Оборудование: карточки, отображающие особенности музыкального звука по количеству участников.
Ход игры:
Познакомить с изображением высоты, динамики, длительности звуков и их изображении на карточках. Спеть по каждой карточке. Итог пение по показу без перерыва.
Предварительный просмотр:
«БУРАТИНО»
(2-4 ГОДА)
ЦЕЛЬ: развивать музыкальную память, закреплять программный репертуар.
ОБОРУДОВАНИЕ: мешочек (коробка), иллюстрации музыкальных произведений раздела «Восприятие музыки», Буратино – кукла.
ХОДИ ИГРЫ Буратино привез в подарок детям музыку, надо отгадать, о чем она рассказывает. Итог- подвижная игра от Буратино.
Предварительный просмотр:
«ВОЛШЕБНЫЙ ВОЛЧОК»
(3-6 лет)
ЦЕЛЬ: развивать музыкальную память, логическое мышление, фантазию; закрепить умение различать жанры танцевальной музыки; различать и называть средства музыкальной выразительности; развивать умение использовать музыкальные инструменты по своему выбору; поощрять проявление интереса к музыке; закрепить знания о видах музыкальной деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ: планшет со стрелкой, иллюстрации музыкальных произведений раздела «Восприятие музыки», «Пение».
ХОД ИГРЫ: Раскручивая стрелку, ведущий-ребенок называет произведение, беседа о характере музыки, средствах музыкальной выразительности (младший возраст – о ком или о чем рассказывает музыка). Выбранное произведение дети слушают или исполняют (песня, инсценировка).
Предварительный просмотр:
«ГДЕ МОИ ДЕТКИ?»
(3-4 ГОДА)
ЦЕЛЬ: Развивать
звуковысотный слух,
закрепление программного
материала.
ОБОРУДОВАНИЕ:
карточки по количеству
участников с изображением
взрослых животных и их малышей; шапочки для подвижной игры. Фортепиано, металлофон.
ХОД ИГРЫ: «Мамы» гуляли со своими малышами, налетел ветер, все спрятались, а потом не смогли друг друга найти. Педагог играет на фортепиано (усложненный вариант – на металлофоне) до1. Дети, с карточкой «мамы» поют вопрос: «Где мои, утята, малые ребята?», во время звучания до 2 – игроки с карточками «малышей» отвечают звукоподражанием.
Предварительный просмотр:
«КОЛОБОК»
(5-6 ЛЕТ)
ЦЕЛЬ: развивать динамические слух, артикуляционный и голосовой аппарат, закрепление программного репертуара раздел «Пение».
ОБОРУДОВАНИЕ: планшет ЛЕС, персонажи сказки для настольного театра.
ХОД ИГРЫ: ведущий-ребенок не знает, где дети спрятали колобок. Он должен отыскать его ориентируясь на пение участников игры (тихо-нет колобка, громко-здесь колобок.
Предварительный просмотр:
«КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?»
(5-6 лет)
ЦЕЛЬ: Совершенствование звуковысотного, ритмического слуха, артикуляционного аппарата. Развитие навыка игры на металлофоне, клавишных и ударных инструментах. Совершенствование умения графически записывать звуки разных по высоте и длительности.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки по количеству игроков: «Музыкальное дерево», медведь, человек, птица, ритмические полоски. Планшет Теремок.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Знакомство с понятием «высота и длительность музыкального звука», «Нотный стан», набор карточек для отображения длительности звука.
ХОД ИГРЫ:
Первый этап.
Дети знакомятся с персонажами игры, мелодией и ритмическим рисунком песенки:
Мед – ведь
Че – ло – век
Пти – чка не – ве – ли – чка.
Обратить внимание на одинаковую форму изображения звуков у разных персонажей. Чем они могут отличаться? Высотой звучания. На планшете «Музыкальное дерево» найти место для медведя (низкие звуки), человека (средние звуки) и птицы (высокие). Дети поют песенку своего персонажа и выставляют на нужной высоте. По показу педагога находят нужный звук на металлофоне, клавишном инструменте.
Второй этап.
Герои игры подружились и разучили все песенки. Дети поют и отстукивают ритм:
Я медведь, я медведь, громко я могу реветь.
Человечек небольшой, подружитесь вы со мной.
Чик-чи-рик я пою, пойте песенку мою.
Педагог поет песенку, дети-участники (кто быстрей) находят нужную карточку и повторяют песенку.
Третий этап.
Дети выбирают карточки, ведущий-ребенок показывает палочкой дирижера кто исполняет свою песенку. Итог – все участники поют общую песенку на высоте, которую сами выбирают:
Хорошо мы живет, мы играем и поем.
Четвертый этап.
Целый день друзья пели и играли, и совсем забыли кто где живет в теремке. Педагог без слов поет песенку персонажа, дети (кто быстрей) находят нужную карточку. Итог – подвижная игра «Займи свой домик»: 1 часть – прогулка в лесу, 2 часть – музыка звучит на низких звуках (дети приседают), музыка на средней высоте (замереть стоя), на высоких звуках (сидя на стуле поднять ноги).
ПРИМЕЧАНИЕ:
Игра проводится в свободное время подгруппой пять человек. Каждый этап рассчитан на проведение игры в течение одной недели.
Предварительный просмотр:
«ЛЕСЕНКА»
(4-5лет)
Цель: различать движение
вверх и вниз.
Оборудование: металлофон,
магнитная доска с изображением
нот, лесенка.
Ход игры:
Педагог с детьми поет песенку:
Вот иду я вверх, Вот идее я вниз.
Пение сопровождается движением руки в нужную сторону. Когда песенка прозвучит правильно предложить детям найти лесенку на музыкальном инструменте и сыграть.
Вариант: педагог поет песню не до конца, дети находят последний звук и поют его. На магнитной доске выложить лесенку и спеть по записи.
Предварительный просмотр:
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЛЯНА»
(5-6 ЛЕТ)
ЦЕЛЬ: развивать ритмический слух, слуховое внимание, мышление, умение анализировать; закрепить понятие ЖАНР в танцевальной музыке.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с изображением ритмического рисунка полки, марша, вальса с акцентом на сильной доле по количеству игроков. Фонограммы танцевальной музыки.
ХОД ИГРЫ: Повторить ритмический рисунок по карточке, выделяя акцент. Слушать музыкальную запись, найти нужную картинку. Дети повторяют ритмический рисунок, используя по своему выбору знакомые танцевальные элементы.
Предварительный просмотр:
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО»
(5-6 ЛЕТ)
развитие звуковысотного слуха, ритмического восприятия, умения различать несколько звуков по высоте. Совершенствование игру на ударных и клавишных музыкальных инструментах.
ОБОРУДОВАНИЕ: планшет НОТНЫЙ СТАН, металлофон, клавишный инструмент, набор «ноток» и карточки НОТНЫЙ СТАН по количеству участников.
ХОД ИГРЫ: ведущий – ребенок по своему выбору проигрывает на музыкальном инструменте мелодическую линию (восходящую, нисходящую, на одной высоте). Дети участники игры выкладывают ее с помощью «ноток» на карточках.
ВАРИАНТ: дети по своему выбору изображают мелодическую линию, обмениваются карточками и проигрывают ее на музыкальных инструментах.
Предварительный просмотр:
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПТИЧКИ»
ЦЕЛЬ: закрепление понятия о высоких и низких звуках, развитие звуковысотного слуха, творчества детей.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички – 5 шт.; набор шапочек для «птичек». Дерево и птички должны быть соразмерны, ветки – нотный стан, птички – ноты.
Ход игры:
1 вариант. Педагог: Наступила весна, вернулись из тёплых краёв птицы, свили гнёзда и вывели птенчиков. Обрадовались птенцы, что научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песни петь. Педагог выбирает несколько детей, надевает на них шапочки птички- мамы и птенцов и даёт им в руки изображения птиц.
Дети поют попевку:
Мы птенчики весёлые умеем мы летать
И с веточки на веточку нам весело порхать.
Ребёнок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поёт импровизированную песенку низким голосом.
А мамочка волнуется: лети-ка, птенчик, вниз!
Спою я колыбельную, и ты уснёшь, малыш!
Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и поют высокими голосами.
Не хочу к тебе лететь,
Буду здесь я песни петь.
2 вариант. Выбирается мама-птичка и птенчики. Дети-птенчики поют свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам, называя их по именам: птенчик Ре, птенчик Ми и т.д.
Предварительный просмотр:
«НАМ ИГРУШКИ ПРИНЕСЛИ»
(2 – 4 ГОДА)
Цель: Учить детей различать по звуку музыкальный инструмент и силу его звучания.
Оборудование: Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик,
музыкальный молоточек, игрушка КОШКА, коробка, ширма.
Ход игры:
Появляется игрушка КОШКА в сопровождении песни «Серенькая кошечка» Витлина. Она предлагает, отгадать на каком инструменте она поиграет. Дети отгадывают, и кошечка передает им отгаданный инструмент. Предлагаются для игры поочередно колокольчик, дудочка, музыкальный молоточек. Дети звенят, постукивают и встряхивают музыкальные инструменты, которые им удалось отгадать.
Предварительный просмотр:
«ПОВТОРИ ЗВУК»
(5-6)
ЦЕЛЬ: развитие звуковысотного слуха, умения графически изображать мелодическую линию, совершенствовать навык игры на детских музыкальных инструментах, развитие голосового и слухового аппарата.
ОБОРУДОВАНИЕ: планшет МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО, детские музыкальные инструменты.
ХОД ИГРЫ: Ведущий - ребенок проигрывает простейший ритмический рисунок на одном звуке, дети – игроки должны повторить. Ведущий – ребенок воспроизводит мелодию с изменением высоты звучания, дети повторяют. Ведущий – ребенок на планшете выстраивает пуговками направление мелодии, дети – участники игры проигрывают ее на металлофоне или фортепиано.
Предварительный просмотр:
«ПОЛЯНА ЭМОЦИЙ»
(5-6 лет)
ЦЕЛЬ: развивать ритмический слух, навык движения в соответствии с характером музыкального произведения. Воспитывать интерес к музыке. Развивать музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку. Разнообразить мимику и жесты детей. Расширять круг знакомых эмоций. Развивать навык сотрудничества. Воспитывать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки Музыкальная Поляна по количеству участников; фонограммы музыкального репертуара раздел «Восприятие музыки» и «Пение» НОД; детали сезонных иллюстраций (листья, бабочки, цветы, дождинки и т.п.); стихотворения; карточки Эмоции по количеству участников, игровой кубик; колечко – рамка.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Познакомить с жанрами музыки – марш, вальс, полька; понятием – мимика, жест, эмоция.
ХОД ИГРЫ:
Первый этап: педагог рассказывает о многообразии музыки: музыка для ходьбы, танцев. Музыку слушаем и можем нарисовать. Как нарисовать марш, вальс или польку? Рассмотреть карточки, обратить внимание на бабочку, которая выделила для нас самый сильный звук – акцент. Дети слушают фонограмму, передают метроритм хлопками, выделяют сильную долю притопом. Слушая фонограммы, дети (кто быстрее) находят нужную картинку. Педагог показывает картинку, дети называют жанр музыки.
Второй этап: Игра «Живая музыка». Педагог предлагает детям музыкальное произведение (марш) проиллюстрировать, собрать картинку из небольших деталей. Для усиления эмоционального воздействия использовать стихотворения (приложение).
Третий этап: Игра «Живая музыка». Педагог предлагает составить иллюстрацию для танцевальной музыки (полька, вальс) по выбору детей.
Четвертый этап: педагог : Много масок есть у нас и для вас, и для вас.
Разные эмоции покажу я вам сейчас.
Веселая и бодрая – эта маска добрая.
Удивленно посмотри – ничего не говори.
А эта маска злая, сердитая, плохая,
Печальная, с грустинкой,
слезу льет за слезинкой.
Этой лишь бы позевать, очень хочется поспать.
Эта маска любит всех, раздается звонкий смех.
О чем рассказывает музыка? Какой характер у музыки? Ответы найдем на Поляне Эмоций. Дети слушают фонограмму инструментальной музыки и выбирают (кто быстрее) нужную эмоцию и получают карточку для Большой Игры. Дети образуют круг, с помощью кубика выбирают жанр музыки (марш, полька, вальс) и в сопровождении мелодии передают рамку друг другу на акцентированный звук. После окончания музыки, ребенок с рамкой показывает свою карточку с эмоцией и предлагает соответствующее ей задание.
ПРИМЕЧАНИЕ: Игра проводится в свободное время в музыкальном зале в течение месяца, этап – неделя. Количество участников - 5 человек.
Предварительный просмотр:
«СЛУШАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО»
( 4-6 лет)
ЦЕЛЬ: развитие музыкальной зрительной памяти, тембрового слуха. Различать музыку разделов «Восприятие музыки» и «Пение песен». Совершенствование приемов игры на ударных и клавишных музыкальных инструментах.
ОБОРУДОВАНИЕ: ширма кукольного театра, фонограммы знакомых произведений, музыкальные инструменты карточки с изображением музыкальных инструментов по количеству игроков.
ХОДИ ИГРЫ: Ребенок – ведущий за ширмой воспроизводит простейший ритмический рисунок на музыкальном инструменте по своему выбору. Дети-игроки (кто быстрее) находят изображение нужного инструмента.
Вариант: за ширмой несколько человек играють сольно или в небольшом ансамбле, игрок определяет звучащие инструменты и называет количество играющих.
Предварительный просмотр:
«СОСТАВЬ РИТМ»
(5-6 лет)
ЦЕЛЬ: развитие звуковысотного, диатонического и ритмического слуха; слухового внимания, мышления. Закрепление понятие «Длительность». Совершенствовать навык игры на клавишных и ударных музыкальных инструментах.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки МУЗЫКАЛЬНОЕ ДЕРЕВО, сундучок с нитями, ритмическая полоска, музыкальные инструменты (по количеству участников).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Познакомить детей с понятием «музыкальный язык» (средствами музыкальной выразительности).
ХОД ИГРЫ:
Первый этап. Педагог предлагает записать музыку на карточке МУЗЫКАЛЬНОЕ ДЕРЕВО. Вытягивая нити, дети определяют длительность звука и находят нужную фигуру для записи. Полученную запись поем и играем на музыкальном инструменте по выбору детей. Повторить ритмическую дорожку на карточке с нотным станом, дети дополняют длительность звука высотой по своему выбору. Игра на внимание – педагог поет приветствие, ребенок продолжает песню исполняя свой вариант мелодии по записи (усложнить проигрыванием на музыкальном инструменте).
Второй этап. На основе песенки – приветствия оформить графическую запись (ритмическую полоску). Пение по записи и воспроизведение ритмического рисунка с помощью музыкальных инструментов:
Педагог: Здравствуйте, котята (собачки, мишки).
Ребенок: Здравствуйте (поет на любой высоте на одном звуке, выкладывает ритмическую дорожку и проигрывает на металлофоне)
Третий и четвертый этапы. Ребенок – ведущий поет и отстукивает ритмический рисунок песенки - приветствия, дети – участники выкладывают ритмическую дорожку на нужной высоте (кто быстрее).
Предварительный просмотр:
«ТЕРЕМОК»
(5-6 лет)
ЦЕЛЬ: развивать певческие навыки, звуковысотный слух, чувство ритма (акцент, трёхдольный размер музыки). Совершенствовать умение графически изображать ритмический рисунок. Способствовать проявлению творческих способностей. Воспитывать интерес к музыке. Развивать навык игры на металлофоне и клавишном инструменте индивидуально и в ансамбле.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карточки по количеству участников: петушок, утята, поросенок, «музыкальная поляна», «ритмические полоски», музыкальные инструменты.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Основные приемы игры на металлофоне и клавишных, «высота и длительность» музыкального звука, жанры музыки – вальс.
ХОД ИГРЫ:
Первый этап. Педагог – на музыкальной поляне собрались друзья, чтобы научиться петь и танцевать. Помогите им. Дети выбирают персонажи, определяют с высотой звучания каждой песенки. Педагог начинает – дети заканчивают музыкальную фразу:
Педагог: Ясное солнышко рано встает, песни петух на заборе поет!
Ребенок: кукареку, кукареку, кукареку, кукареку.
Педагог: Свинка на завтрак ведет поросят, круглые глазки как бусы горят!
Ребенок: Хрю-х-х, хрю-х-х ( 4 раза).
Педагог: Утки спешат искупаться в пруду,
желтой цепочкой по тропке идут.
Ребенок: Кря-кря-кря-кря-х-х (4 раза).
Второй этап. Чтобы не забыть песенку надо ее записать. Распределить роли, спеть песенку и выложить ритмическую дорожку. Повторить ритм на музыкальном инструменте (по выбору детей). Игра: педагог поет песенку, дети (кто быстрее) находят нужную карточку и повторяют песенку.
Третий этап. Однажды утром петушок, сидя на заборе, заметил на полянке Теремок. Кто в теремочке живет? Дети разыгрывают сюжет сказки с использованием песенки:
Педагог: Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не высок.
Петушок в тот теремочек идет, громко песенку свою он поет.
Петушок: кукареку (4 раза).
Поросенок, приходи, и на домик погляди!
Педагог и петушок:
Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не высок,
Поросенок в теремочек идет, громко песенку свою он поет.
Поросенок: Хрю… (4 раза)
Петушок и поросенок:
Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не высок,
К нам утенок приходи, и на домик погляди!
Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не высок,
Вот утенок в теремочек идет, громко песенку свою он поет.
Утенок: Кря…
Педагог: И стали они жить в теремочке вместе.
Четвертый этап. Дружно и весело живут в теремочке друзья. Дети поют по ритмической дорожке свою песенку, а потом придумали общую песенку.
Очень дружно мы живет, громко песенку поем.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, заходите к нам, друзья!
ПРИМЕЧАНИЕ: Игра проводится в свободное время, подгруппа детей 5 человек.
Предварительный просмотр:
«ЧТО ДЕЛАЮТ ЗАЙКИ»
(5-6 лет)
ЦЕЛЬ: развивать чувство ритма, фантазию, музыкальную память, интерес к музыцированию. Совершенствовать навык кукловождения.
ОБОРУДОВАНИЕ: фонограммы основных музыкальных жанров, планшет Теремок, карточки по количеству участников (что делает зайка), с изображением медведя, птицы, ежика, детские музыкальные инструменты. Ширма кукольного театра и куклы – медведь, ежик, зайка, птица.
ХОД ИГРЫ:
Первый этап. Педагог: Зайки в домике живут, танцуют весело, поют.
В окошко к ним заглянем, что они делают узнаем.
Дети слушают музыку, определяют характер, называют средства музыкальной выразительности, выбирают карточку (кто быстрее). Что делает зайка? – импровизация на фортепиано.
Второй этап. Ведущий – ребенок играет на фортепиано музыкальную загадку – что делает зайка? – дети участники (кто быстрее) находят нужную карточку.
Третий и четвертый этап. Зайки пригласили гостей в теремок. Кто к теремочку идет? Ребенок – ведущий играет импровизацию на фортепиано, дети участники (кто быстрее) находят нужную карточку. Роль ведущего исполняют все по-очереди. Использовать знакомые песенные и инструментальные произведения для проведения кукольного концерта.
ПРИМЕЧАНИЕ: игра проводится в свободное время с подгруппой детей (5 человек).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека музыкально-дидактических игр
Картотека музыкально-дидактических игр...
Картотека музыкально-дидактических игр
Картотека музыкально-дидактических игр для воспитателей и музыкальных руководителей...
Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.
Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....
Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей
Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...
Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей
Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...
Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии
Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....
Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...