Эмоционально - игровая методика развития восприятия цвета у детей.
консультация на тему
Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у детей дошкольного возраста, как умения называть различные цвета и оттенки, группировать их по разным признакам, умения видеть и понимать гармонию цветов, настроение цветовых соотношений в живописи и природе, всё это играет огромную роль в развитии ребёнка. Ведь чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребёнке особые эмоциональные психические состояния, развивает мышление, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, память, волю и другие психические процессы. Поэтому развитие восприятия цвета одна из важнейших педагогических проблем, которая требует решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalno.docx | 15.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоционально- игровая методика развития восприятия цвета у детей.
Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у детей дошкольного возраста, как умения называть различные цвета и оттенки, группировать их по разным признакам, умения видеть и понимать гармонию цветов, настроение цветовых соотношений в живописи и природе, всё это играет огромную роль в развитии ребёнка. Ведь чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребёнке особые эмоциональные психические состояния, развивает мышление, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, память, волю и другие психические процессы. Поэтому развитие восприятия цвета одна из важнейших педагогических проблем, которая требует решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне.
Эмоционально-образное восприятие цвета - это способность человека соотносить цвета, с какими- либо собственными эмоциями, уметь воспринимать, идентифицировать и называть цвета и их оттенки. Оно индивидуально для каждого человека, так как зависит от многих факторов. Способность воспринимать мир образно открывает ребёнку возможности интерпретации информации, развивает способности формировать свои чувства и мысли с помощью изобразительного языка, выбирать и осуществлять поиск необходимых средств выразительности. Это подтверждает необходимость создания тех методов, которые развивают эмоционально-образное восприятие цвета. Образное восприятие развивается постепенно, и лишь при целенаправленном обучении детям становится доступно всё многообразие цветовых тонов и их оттенков. Поэтому, для того чтобы ребёнок научился адекватно воспринимать окружающий мир, необходимо развивать его восприятие с первых лет жизни.
По мнению А.Г. Маклакова: «восприятие - сложный, но вместе с тем единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на человека». Наблюдая за развитием образного восприятия у дошкольников, можно понять всю сложность этой формы чувственного познания. При изучении восприятия у детей дошкольного возраста установлено, что цвета предметов для детей являются основным признаком только в том случае, когда другой признак, к примеру форма, по какой-то причине не получает сигнального значения.
Цвет - это одно из наиболее ярких выразительных средств. Пользуясь цветом, дети передают свои чувства и отношение к тому, что изображают в своих работах: рисунке, аппликации. Мышление ребёнка более конкретно и эмоционально, чем у взрослых, поэтому дети используют творчество (лепку, рисование, аппликации и др.) как способ уяснения своих взаимоотношений с действительностью. Цвет выступает в роле помощника в общении и взаимодействии детей с взрослыми и сверстниками. Все люди, а в особенности дети реагируют на цветовые сигналы окружающей среды, будь то явления природы или же новая игрушка. Поэтому мы можем сказать, что цвет является самым ярким и чаще всего определяющим признаком предметов и явлений. Но всё многообразие цвета открывается детям не сразу, а в определённой последовательности. Сначала ребёнок может воспринимать лишь тёплые цвета: оранжевый, жёлтый, красный. Затем с развитием психических реакций дети начинают воспринимать и холодные: синий, зелёный, фиолетовый, голубой. Так постепенно развиваясь, дети открывают для себя всё больше новых цветов, а в конечном итоге им будет доступно всё многообразие цветовых тонов спектра. Знакомство с красками – это большое событие в жизни ребёнка. Вид необычных красочных пятен, разнообразных цветных каракулей, штрихов, появляющихся на листочке, кажется чудом. Дети увлекаются, пробую подряд все цвета, но не замечают, что их рисунки ничего не изображают.
Ян Амос Коменский огромное значение отдавал формированию чувства цвета в процессе восприятия дошкольниками произведений живописи. «Чувство цвета – это умение различать, называть и использовать различные цвета и их оттенки; умение дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний.». В основное определение чувства цвета входит умение видеть, «чувствовать» глазами именно физические, изобразительные свойства цветов и их оттенки, умение различать цвета по основным характеристикам: светлоте, яркости, насыщенности.
Эмоционально-образное восприятие дошкольника развивается в ходе разнообразной деятельности, а особенно художественной: во время слушания музыки, занятий танцами, пением, при знакомстве с произведениями живописи и произведениями прикладного искусства, а главным образом при рисовании, когда дети передают свои чувства, эмоции и впечатления на бумаге с помощью разнообразных красок.
Восприятие образного цвета у детей дошкольного возраста, с одной стороны, предполагает наличие соответствующего окружения, то есть среды, которая будет вызывать у детей яркие эмоции. С другой стороны, непосредственная художественная деятельность детей, которая проходит в форме занятий живописью, художественных игр и ситуаций, должна способствовать появлению эстетических переживаний. Главная роль в развитии эмоционально-образного восприятия цвета отведена искусству, а точнее её произведениям, которые несут в себе динамику художественного образа. Психологами было отмечено, что важным моментом в восприятии произведений искусства является то, что сохраняя переживание чувственного своеобразия красок, форм, линий, звуков, их очертаний и сочетаний, мы начинаем понимать, что эти краски, формы, звуки передают и отражают. Так формируется новый этап нашего познания при знакомстве с произведениями искусства и восприятие в них художественных образов. Но восприятие детей дошкольного возраста ещё несовершенно. Дошкольники, в силу возрастных особенностей, ещё не могут осознанно воспринимать художественный образ. Поэтому одна из главных задача воспитателя, это помочь ребёнку в эмоционально - образном восприятии цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Развитие восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста"
Цвет является одним из самых доступных средств выразительности для ребенка дошкольного возраста. Данная методическая разработка поможет построить работу по данной теме....
Дидактические игры и упражнения по развитию восприятия цвета у детей 3-4 лет.
Цель: развивать у детей зрительную ориентировку при восприятии цвета. Учить узнавать и называть красные цвета. Упражнять в выделении красного цвета из множества разноцветных ( синих, желтых, зеленых)....
«РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельнос...
Развитие восприятия цвета у детей младшего дошкольного возраста
Из опыта работы по развитию цветовосприятия у младших дошкильников...
Дидактическая игра для развития восприятия цвета для детей раннего возраста "Подбери наряд по цвету".
Данная игра направлена на развитие восприятия цвета у детей раннего возраста. Игру можно включить как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в совместную деятельность взрослы...
Дидактическая игра для развития восприятия цвета для детей раннего возраста "Одень ребят по цвету".
Данная игра направлена на развитие восприятия цвета у детей раннего возраста. Игру можно включить как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в совместную деятельность взрослы...