Психологические приемы, которые помогут воспитателям дисциплину поддерживатьв группе
методическая разработка на тему
Рекомендации воспитателям какие психологические приемы они могут использовать, приучая детей дошкольников к дисциплине. Специальные иргы на освоение правил, сплочениу и умение взаимодейтсвовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические приемы, помогающие педагогам
контролировать дисциплину в группе
Что такое дисциплина
- «Строгость. Выдержанность» - в переводе с латинского языка.
- Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива
подчинение установленному порядку, правилам.
(Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова)
- Определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимися в обществе нормами права и морали или
требованиям какой-либо организации .
(Философский энциклопедический словарь).
- Система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, которая формирует у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствует его гармоничному развитию.
Что нужно, чтобы организовать дисциплину в группе. Чтобы создать и поддерживать дисциплину, разработайте вместе с детьми правила вашей группы. Они помогут отражать аспекты поведения: организационные (по лестнице идем друг за другом); коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается);
коммуникативно-организованные (если я тут играю, не убирайте).
Не стремитесь сразу придумать правила на все случаи. Они не могут быть универсальными, общими для всех – они рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки в группе. Когда будете формулировать и вводить правила в группе, соблюдайте девять несложных требований.
Если дети нарушили правило, обсудите с ними, к чему это привело
( к ссоре или травме). Напоминайте о правилах заранее, непосредственно перед ситуацией, к которой они относятся. Тогда дети вспомнят о них и попробуют поступить согласно правилам.
Чтобы сформировать и поддерживать дисциплину, определите, ка будете оценивать поведение детей. Для этого в группе можно сделать импровизированный светофор, с помощью которого фиксировать факты нарушения правил: красный – правило нарушается всегда, желтый – изредка, зеленый – не нарушается.
Кроме введения правил, обращайте внимание на эмоциональное и социальное развитие детей и систематически обсуждайте последствия поступков ребенка для другого человека и его чувства. Предлагайте игры на развитие эмоциональной сферы.
Еще один прием, который можно использовать с детьми в группе, - моделируйте совместную деятельность дошкольников с помощью игр на сплочение коллектива и формирование умения взаимодействовать, акцентируйте внимание на проявлении положительных качеств у дошкольников, обсуждайте в группе межличностные конфликты, предлагайте найти альтернативный выход, анализируйте его последствия.
ДЕВЯТЬ ТРЕБОВАНИЙ К ПРАВИЛАМ ГРУППЫ
- Четкость – формулируйте правила четко, учитывайте уровень развития детей.
- Без «не» - избегайте отрицательной частицы в формулировках, доказано – мозг ее не воспринимает.
- Эффективность – формулируйте небольшие по объему правила, тогда вам самим будет проще придерживаться и правило будет работать.
- Количество – предлагаете детям в группе не более 3 – 5 правил.
- Согласованность – согласовывайте правила с другими педагогами, которые работают с вашей группой, и между детьми.
- Тон обращения – сообщайте требования и запреты детям дружественно-разъяснительным тоном.
- Альтернатива – предлагайте детям в случае запрета альтернативные способы поведения.
- Повторяемость – периодически повторяйте с детьми правила группы.
- Наглядность – используете плакаты с изображением определенных ситуаций, чтобы дети лучше усвоили правила. Когда они надежно приживутся в группе, плакаты можно убрать.
А теперь поиграем
Игры на освоение правил
«Эстафета хороших известий»
В ходе игры следите за тем, чтобы ребенок принял в ней участие. Если группа большая – не допускайте, чтобы дети говорили слишком долго. Для игры понадобится мяч.
Воспитатель: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера в группе. Пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий – бросьте мячик кому-то другому, кто сидит не очень далеко от вас.
«Большие пальцы вверх, шепчем вместе»
Задайте несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все дети получают достаточно времени для размышлений и будет много вверх пальцев, начинайте считать: «Раз, два, три…» На счет «три" все дети должны прошептать ответ. (Вопросы могут быть самыми разными).
Игры на сплочение детей и умение взаимодействовать
«Связывающая нить»
Предложите детям сесть в круг, передавать друг другу клубок и рассказывать о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значит в этом целом.
«Волны»
Соберите детей вокруг себя и скажите: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны: будем двигаться так же, как они, а еще станем шуметь и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце».
Затем предложите всем желающим по очереди искупаться в море. «Купающийся» становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат
«Колдун»
Колдун заколдовывает одного из детей так, что он «теряет» способность говорить. Чтобы избавиться от колдовства, он должен объяснить с помощью жестов и мимики, как его расколдовать. Дети «переводят» рассказ и расколдовывают его.
Игры на развитие эмоциональной сферы
«Передай по кругу»
Дети встают в круг, передают мяч, который ведущий называет по-разному: «горячая картошка», «льдинка», «бабочка», «цветочек», «пушинка» и т.п. Дети при этом должны выразить разные эмоции.
«Обезьянки»
Дети делятся на две группы. Первая группа – «зеркала». Вторая – «обезьянки». «Обезьянки» производят различные движения, строят рожицы и гримасы. «Зеркала» должны повторить все в точности. Затем дети меняются ролями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семь советов, которые помогут воспитателям организовать итоговое родительское собрание в группе
Определите, в какой форме будете проводить собрание. Не все родители и не всегда приходят на собрания. Поэтому важно создать условия, чтобы привлечь как можно большее число ро...

Психологические приемы, которые помогут воспитателям организовать дисциплину в группе после зимних каникул.
Консультация для воспитателей...

3 хитрых приема, которые помогут ребенку победить даже самый сильный страх.
Страшное надо сделать смешным или ничтожным, а себя — большим и сильным....

Варианты психологических разминок, которые помогут восстановиться после последствий стресса на работе.
В течение дня педагоги испытывают стресс, последствия которого сказываются на здоровье. Как справиться с последствиями стресса и работать с удовольствием? Выполняя систематически специальные упражнени...

Психологические приемы, которые помогут воспитателям организовать дисциплину в группе после зимних каникул
-консультация для педагогов...

Приемы, которые помогут наладить контакт с ребенком
Какие приемы необходимо использовать родителям для того, чтобы научиться пониманию своего ребенка....