3 хитрых приема, которые помогут ребенку победить даже самый сильный страх.
консультация

Грицюк Ольга Григорьевна

Страшное надо сделать смешным или ничтожным, а себя — большим и сильным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strahi.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

3 хитрых приема, которые помогут ребенку победить даже самый сильный страх.

Страшное надо сделать смешным или

 ничтожным, а себя — большим и сильным.

Как понять, что ребенка мучают страхи?

Малыш не всегда говорит открыто о своих страхах — иногда просто потому, что еще не умеет разговаривать. Необязательно сразу идти к психологу, потому что любой родитель может заметить это сам, присмотревшись к поведению ребенка.

Например, известный своими трудами по изучению привязанности родителя и ребенка английский психолог Джон Боулби описывал систему внешних признаков, которые назвал «индикаторами страха»: осторожное всматривание, сочетающееся с подавлением двигательной активности, испуганное выражение лица, поиск контакта с кем-либо.

В старшем возрасте страх может маскироваться различными телесными недугами.

Часто от ребенка можно услышать, что у него болит голова, живот, поднялась температура.

Реальное наличие или отсутствие этих симптомов принципиального значения не имеет, факт остается фактом: за реальным или мнимым их наличием скрывается страх, о котором ребенок не может или не хочет говорить открыто.

Есть такая экспресс-диагностика эмоционального состояния. Например, в течение 3-5 дней родитель должен отслеживать у ребенка следующие проявления:

• беспокойство, нервозность в течение всего дня;

• проблемы с концентрацией внимания на чем-либо;

• напряжение мышц лица, шеи;

• плаксивость, капризность;

• проблемы со сном и засыпанием.

Если хотя бы что-то из перечисленного проявляется систематически, то необходимо обратиться к специалисту за более тщательной диагностикой.

3 приема

Ребятам далеко не всегда просто раскрыться и перешагнуть через свои страхи и переживания. Для работы с такими ситуациями мы используем эти простые приемы.

• Движение маленькими шажками

Принцип, что человека, который боится плавать, можно выбросить на середину озера, конечно, работает, но иногда заканчивается плачевно. Ребенок, испытавший ужас в попытке преодолеть свой страх, вряд ли захочет в ближайшее время попробовать снова, не говоря уже о том, что сам этот опыт может остаться травмой на всю жизнь.

Поэтому для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная стратегия движения к своей цели. Например, дети боятся животных, и из-за этого не хотят участвовать в конных прогулках. Тогда предлагаем просто издалека посмотреть на лошадей в леваде, посчитать их количество, выбрать ту, которая больше всего нравится своей расцветкой. После этого предлагаем зайти на конюшню и посмотреть на них там, если захочется — погладить или даже покормить. Когда все эти шаги пройдены, то предлагаем сесть на лошадь, если и это уже больше не страшно — то проехать на ней.

Так, страх может быть разбит на этапы, где финальное решение — попробовать или нет — остается за ребенком.

• Взрослый всегда рядом

Ребенку важно иметь взрослого, у которого в случае необходимости можно попросить помощи и поддержки. Традиционно в младшей детской группе есть ребята, которые боятся засыпать даже с ночниками, требуют оставить включенным основное освещение. Им всегда рассказывают, что рядом, буквально в шаговой доступности, есть взрослый, к которому они могут подойти и попросить о помощи.

Бдительные дети первое время проверяют после отбоя его присутствие, а потом уже спят самостоятельно.

Взрослый может быть не только гарантом безопасности, но и активным участником игры, позволяющей преодолеть страх.

Например, если ребенок боится каких-то природных явлений (гром, молния), то можно устроить грозу в квартире. Взять кастрюли, фонарики, включать-выключать свет, а потом рассказать ребенку о том, что такое гроза и как она появляется, как правильно себя вести в этот период и почему нет никаких поводов для беспокойства.

• Ребенок должен сам принять ситуацию

А для этого взрослому очень важно вернуть ему впечатление о том, что с ним произошло.

Одна из девочек панически боялась высоты, поэтому посещение веревочного парка со своими сверстниками было ей неинтересно. Но постепенно, шаг за шагом она добралась до уровня с заданиями, где смогла пройти половину этапов, и решила остановиться на этом.

После этого родители рассказали ей о том, как они наблюдали за ее мужественным переходом с этапа на этап, просили поделиться тем, что она чувствовала и как она на это все-таки решилась.

Задавали все те вопросы, которые позволяют поверить в то, что это сделал именно ты.

Вспомните, когда вы в последний раз становились свидетелями успеха своего ребенка? Если последний раз это была давно, то удивляться появлению каких-то страхов у ребенка нет смысла.

Ему просто необходима ваша поддержка.

Эти три принципа несут в себе огромный практический потенциал, который подстраивается уже под каждого конкретного ребенка. Ведь даже простая игра в «Жмурки» или совместный просмотр мультфильма «Корпорация монстров» могут быть отличными лекарствами против страха.

В заключение мне хотелось бы вернуться к уже упомянутому выше Джону Боулби, который считал, что возникновение страхов имеет две причины. Первая — присутствие чего-то угрожающего, а вторая — отсутствие того, что обеспечивает безопасность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 секретов, которые помогут Вам победить тревогу!

Консультация с практическим материалом...

Психологические приемы, которые помогут воспитателям дисциплину поддерживатьв группе

Рекомендации воспитателям какие психологические приемы они могут использовать, приучая детей дошкольников к дисциплине. Специальные иргы на освоение правил, сплочениу и умение взаимодейтсвовать....

Приемы, которые могут победить даже самый сильный страх у детей дошкольного возраста

Как показывает психологическая практика, наиболее «благодарным» возрастом для работы со страхами является дошкольный и младший школьный возраст....

Приемы, которые помогут наладить контакт с ребенком

Какие приемы необходимо использовать родителям для  того, чтобы научиться пониманию своего ребенка....