Влияние общения со взрослым на формирование устойчивой познавательной активности детей
учебно-методический материал на тему
Проблема подготовки ребенка к школе и развития познавательной активности неразрывно связаны между собой. Сформулированы понятия познавательного интереса и познавательной активности и определены педагогические условия формирования познавательной активности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnaya_aktivnost_2.docx | 23.3 КБ |
poznavatelnaya_aktivnost_-.pdf | 457.77 КБ |
pozn._akt.2.pdf | 156.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
Школа №1056
Выступление на вебинаре
«Развитие познавательной активности дошкольника»
Тема: Влияние общения со взрослым на формирование устойчивой
познавательной активности детей
Подготовила: ст. воспитатель Иванова Е.В.
Москва, 2017 г.
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению активности в решении жизненно важных проблем. Основы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном возрасте. Одной из важнейшей задачей педагогов является развитие личности ребенка, готовой к школьному обучению.
Проблема развития ребенка, подготовки его к школе, сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.
Что же мы вкладываем в понятие «познавательная активность» и «познавательный интерес»?
Определение познавательной активности в толковом словаре Ожегова нет, но можно найти два определения ее составляющих:
Познание – приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.
Активность – оживление, интенсивность, подъем, всплеск, инициативность, предприимчивость, энергичность.
Таким образом, Познавательная активность – это приобретение знаний через оживленный подъем интенсивности.
В педагогике Познавательная активность определяется:
- Как черта личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности;
- Как формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности.
Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.
Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, более интенсивно, плодотворно.
Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.
Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.
Познавательный интерес в соответствии с работами Владислава Борисовича. Бондаревского, Галины Ивановны Щукиной является внешним стимулом этих процессов, средством активизации познавательной деятельности обучающихся и эффективным инструментом педагога. Благодаря познавательному интересу педагогический процесс становится привлекательным, вызывает непроизвольное внимание обучающихся к поставленным задачам.
В процессе обучения детей дошкольного возраста познавательный интерес является средством обучения – т.е. средством привлечения внимания к обучению. Активизации мышления детей, как средство, заставляющее ребенка волноваться, переживать, увлеченно работать. В таком случае можно говорить о занимательности обучения.
Назначение «занимательности обучения» состоит в следующем:
- Первоначальный толчок к познавательному интересу;
- Опора для эмоциональной памяти, средство запоминания;
- Своеобразная «разрядка» напряженности на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
- Средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.
Познавательный интерес выступает и как мотив к формированию учебной деятельности. В младшем дошкольном возрасте достаточно внешних воздействий (занимательности), а в старшем дошкольном возрасте мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, занимательность.
В работе над формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы.
- Создание благоприятного психологического климата в группе; обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку.
- Стимулирование. Включение ребенка в деятельность (игровую, познавательную, продуктивную и др.);
- Включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительное, тактильное, слуховое, вкусовые).
Одним из источников развития познавательного интереса старших дошкольников, как справедливо доказывают в своих исследованиях Василий Васильевич Давыдов и Николай Евгеньевич Веракса, выступает творческое начало в личности творческого человека. Творчество рассматривается как деятельность человека, создающего новые материальные и духовные богатства, обладающие общественной значимостью, где новизна и общественная значимость выступают основными критериями творчества.
Светлана Викторовна Кожакарь и Светлана Акимовна Козлова выявили педагогические условия, обеспечивающие достаточно устойчивые интересы дошкольников:
- создание обогащенной предметно-пространственной среды начала развития интереса;
- организация познавательного поиска детей;
- вовлечение в выполнение творческих заданий;
- интеграция разнообразной деятельности;
- формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности;
- создание проблемно-поисковых ситуаций;
- включение занимательности в содержание;
- стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности,
- использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса.
Предметная среда способствует развитию познавательного интереса ребенка только в том случае, если он:
- увлечен изучаемым материалом;
- стремиться выполнить разнообразные, особенно сложные задания;
- проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;
- обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими из познавательный интерес.
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большей мере зависит от воспитателя, поэтому к нему предъявляют особые требования: воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. По мнению К.Д. Ушинского, только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.
Воспитатель, как личность, состоится в том случае, если он:
- делает все для того, чтобы укрепить в каждом ребенке веру в свои силы;
- развивает у них чувство собственного достоинства;
- развивает творческие силы детей;
- поощряет их за продвижение;
- не ослабляет деятельности детей недоверием, негативными оценками;
- использует приемы, способствующие двигательной энергии.
Большое значение имеет профессиональное мастерство педагога, который должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него (педагога), а не опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным. Только те знания ценны, которые добыты собственным трудом! Педагог не должен давать готовых знаний, образцов, определений. Он должен:
- стимулировать каждого ребенка на поиск;
- создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы использовать прошлый опыт;
- организовывать поисковую деятельность;
- ставить простейшие опыты;
- формировать умение спрашивать, наблюдать.
Таким образом, показателем познавательного интереса, будет, если дети:
- думают (анализируют, обобщают, доказывают);
- удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
- внимательны, целеустремленны, настойчивы. Проявляют волю;
- фантазируют (предвосхищают, создают новые образы)
Важнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов в образовательном процессе:
- внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов;
- коллективных форм выполнения заданий, путешествий, КВН, конкурсов смекалистых, игр – соревнований, головоломок.
Поддерживают у детей интерес к деятельности:
- художественное слово (сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки, пословицы);
- выражения («Следите за моей мыслю!», «Продолжи мою мысль», «Обратись к свой «копилке» - памяти», «Завяжите узелок на память»).
Задача воспитателя не просто познакомить с художественным словом, а обратить внимание, для чего нужны эти знания, где их можно применить.
Действенным приемом развития познавательного интереса у дошкольников является умело поставленный вопрос, заставляющий думать, размышлять, находить. Вопросы можно сгруппировать по цели взаимодействия:
Для развития познания приемлемы следующие задания: соотнесите, перечислите, сформулируйте, назовите, вспомните, опишите;
Для развития понимания – расскажите своими словами, опишите, что вы чувствуете, объясните смысл.
С целью развития способности применять полученные знания: объясните для чего, откуда это взялось.
Для развития мыслительных процессов: объясните причину. Сравните, расположите по порядку, объясните, как и почему. Что произойдет, если, а есть ли другая причина.
Для анализа деятельности: приятно ли тебе было работать, интересно ли тебе было работать, а хотите узнать, понравилось ли (мне, герою, персонажу) с вами заниматься, что вы думаете о..
Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому принцип сотрудничества с семьей необходимо рассматривать в двух направлениях:
- Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения.
- Организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей;
- Семейные праздники и развлечения, проводимые в группе за самоваром и домашней выпечкой;
- Оформление уголков для родителей, где они могут получить информацию об особенностях развития ребенка;
- Совместный труд родителей, детей, воспитателей.
- Повышение педагогической культуры родителей:
- Родительские собрания на различные тематики;
- Консультации, семинары - практикумы, игровые тренинги. Где родители могут поделиться своими проблемами, достижениями в развитии ребенка, ощутить себя на месте ребенка в процессе специально организованных игр.
Таким образом, познавательная активность - сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).
Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач. Они востребованы в обществе.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние малых фольклорных форм на формирование речевой активности детей раннего возраста
Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца...Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих д...
Влияние взрослых на формирование речи у детей
Консультация для родителей...
«Влияние общения в семье на формирование речи ребенка»
Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом - ок...
Азбука молодого родителя Влияние общения в семье на формирование речи ребенка
консультация для родителей по решению проблемы общения детей со сверсниками в детском саду....
Консультация для родителей на тему: «Влияние общения в семье на формирование речи ребенка»
Цель: показать важность влияния общения в семье на формирование речи ребенкаСмотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Вы первые ...
Консультация для родителей «Влияние общения в семье на формирование речи ребенка»
Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его - вот то, в чем нуждается ребенок. Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом - ок...
Влияние общения в семье на формирование речи ребенка
Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом - ок...