Публичное выступление Проект «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Росинка»
Публичная презентация
Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Воспитатель: Чебунина Т.В.
Тарбагатай
2016
Введение
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Сухомлинский В.А.
Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе воспитания.
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.. Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания
дошкольников.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсомоторного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сроки реализации проекта:
Проект краткосрочный октябрь 2015г – февраль 2016г.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители и воспитатели.
Актуальность
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Насколько хорошо будет развит ребенок в дошкольном детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в дальнейшем.
Проблема
В сентябре 2015года я набирала детей в возрасте 2-3 лет и столкнулась с такой проблемой что, у детей очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выяснялось в ходе наблюдений за детьми и в совместных играх. Поэтому, одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук.
Цель: Формирование и развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений
Задачи:
- Проанализировать литературу по данной теме;
- Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;
- Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр;
- Выявить уровень сформировавшихся представлений о сенсорных эталонах;
- Обогатить представление родителей о сенсорном развитии детей;
- Пополнить предметно – развивающую среду группы;
- Разработать методические рекомендации для родителей;
- Выступить с темой по самообразованию на педсовете;
- Провести итоговое открытое занятие для воспитателей ДОУ.
- Оценить результаты проделанной работы
Условия реализация проекта:
- Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих
эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего и дошкольного возраста;
- Разработка дидактического материала и дидактических игр;
- Разработать методические рекомендации для родителей;
- Возможность использования проекта педагогами.
Направления работы:
-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
-обучение способам обследования предметов
-развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина)
Этапы реализации проекта
I этап: информационно-аналитический(подготовительный) .
Включает:
• Планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.
Реализация:
• Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;
• Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми;
• Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.
II этап: творческий (основной).
Включает:
• Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
• Оформление стендов для родителей по теме проекта;
• Консультации для родителей.
Реализация:
• Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
• Проведение собрания с родителями на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;
• Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
• Проведение игр-занятий.
III этап: заключительный.
Включает:
• Подведение итогов.
Реализация:
• Самооценка, выводы.
Целевые ориентиры:
• Разработка системы сенсорного развития детей раннего возраста;
• Дети могут получить представления о форме, величине, цвете предметов;
• Группировать предметы по заданному признаку;
• Могут освоить навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве;
• Родители могут получить необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимать активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.
Основное содержание проекта
В нашем дошкольном учреждении сенсорное развитие детей осуществляется в различных формах образовательной деятельности. Одной из таких форм являются дидактические игры. Такие игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операции.
Дидактические игры и упражнения проводятся с помощью материалов сенсорного уголка в группе.
Для реализации нашего проекта, в группе созданы дидактические ширмы со съемными фигурами различного цвета и собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра.. Многие дидактические игры и пособия созданы своими руками, так например игра «Чудесные прищепки», «Волшебные бусы», «Цветовая мозаика», «Чудесные цветы», «Разноцветные крышечки», «Спрячь мышку», «Цветовой коврик» и т. д.
Для развития всех органов чувств у ребенка в группе подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения. Иногда используется бросовый материал, например цветные крышки от бутылок.
Так как одна из целей сенсорного развития – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают младших дошкольников. Закономерно проведение игр-экспериментирований, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного, как в группе так и на территории детского сада.
По завершению проекта была проведена диагностика уровня развитие детей в 1 младшей группе по теме «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр и пособий». Результаты были успешными: дети с низким уровнем развития поднялись до среднего, а некоторые из детей - сразу на высший уровень.
Было выяснено из бесед с родителями, что дома они мало обращают внимание детей на качественные признаки предметов. Поэтому возникла необходимость подготовить ряд консультаций, памяток, информационных бюллетеней по данной проблеме для родителей. На протяжении всей работы большое внимание уделялось детям с низким уровнем развития. Для них использовались игры с более упрощенным вариантом. Родителями этих детей давались советы. Постепенно дети стали активны на занятиях, охотно выполняли задания.
Успешным результатом способствовало то, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста осуществлялось как непосредственно в образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Но, главное были созданы соответствующие условия и развивающая среда в группе. Самооценка и выводы:
• В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;
• У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
• Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;
• В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:
-«Деревянные бусины»;
-«Цветные счетные палочки»;
-«Логические блоки Дьенеша»;
-«Вкладыши»;
-«Воздушные шары»;
-«Чудо – дерево»;
-«Большой, поменьше, маленький»;
-Оборудован дидактический стол.
Перспективы развития проекта
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Приложение.
Занятие 1. «Соберем бусы для куклы».
Цель: развивать сенсорное восприятие детей. Яркие красочные бусы, в виде фруктов и животных, развивает творческие способности и моторику рук. Вызвать желание помочь кукле, собрать бусинки на нитку.
Материал: деревянные бусы с отверстием внутри, шнурки и кукла.
Ход занятия: воспитатель показывает детям куклу и читает стихотворение.
Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь.
Сразу глазки открывает, только на руки берешь.
Я надену кукле бусы, платье новое сошью.
Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою.
Воспитатель: «Ребята, наша кукла очень расстроена. У нее порвались бусы, и все бусинки рассыпались, давайте поможем кукле. Соберем бусинки на шнурки. Посмотрите, у нас есть шнурки, разноцветные животные и фрукты».
Воспитатель показывает детям, как нужно нанизать бусины на шнурки, и предлагает детям сделать это самостоятельно. Вот какие красивые бусы получились!
«Теперь наша кукла очень рада, ребята, и благодарит вас за помощь! »
Занятие 2. «Цветные счетные палочки».
Цель: способствовать развитию речи, памяти, внимания; различению цвета, размера; продолжать учить понятия «больше - меньше».
Материал: цветные счетные палочки.
Ход занятий:
Для начала надо познакомить ребенка с палочками. Выложить перед ним набор и дать ему возможность изучить их.
Игры:
• Выкладывание по образцу и самостоятельно простейших изображений: «стул», «домик», «цветочек», «дорожки»;
• Сравнение палочек по длине, по высоте, количеству (одна, много) ;
• Выкладывание квадратов, прямоугольников, треугольников.
Занятие 4. «Большой, поменьше, маленький».
Цель: продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
Материал: набор геометрических фигур.
Ход занятия:
Игра проводится с 2-3 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета» и т. д.
Занятие 5. «Воздушные шары».
Цель: продолжать знакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу: «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый»; учить подбирать предметы одинакового цвета.
Материал: наклеенные на картон узкие полоски цветной бумаги шести цветов, круги такого же цвета.
Ход занятия:
Детям раздаются цветные карточки с полосками, и дети, говорят какого цвета у них нитки от шарика. Воспитатель предлагает найти по цвету потерявшийся воздушный шар.
Игру можно усложнить, поменяв у детей ниточки от воздушных шаров.
Занятие 6. «Чудо-дерево».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; расширить и закрепить представления о временах года.
Материал: зайчик, картинки с иллюстрации времена года, макет дерева, листочки, цветочки, снежинки и яблоки.
Ход занятия:
К ребятишкам в гости приходит зайчик, и хочет проверить знают ли дети, как называются времена года. Дети должны не только отгадать загадку, но и отыскать нужную картинку, соответствующую отгаданной загадке.
Дел у меня не мало: я белым одеялом всю землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома, зовут меня… (зима).
Я раскрываю почки в зеленые листочки, деревья одеваю, посевы поливаю. Движением полна, зовут меня… (весна) .
Я соткана из зноя, несу тепло с собою, я реки согреваю, купайтесь, приглашаю. И любите за это вы все меня, я… (лето).
Несу я урожай, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь сосен и елочек я… (осень).
Если дети затрудняются в отгадывании загадок, воспитатель приходит на помощь. Выслушиваются ответы детей, уточняются признаки, по которым дети определяют время года, и воспитатель предлагает детям нарядить дерево.
Игру можно усложнить, по мере фантазии воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность
Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, ...
Игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста
На мой взгляд, сенсорное развитие малышей - это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствов...
Дидактические игры по развитию сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста
Диагностика уровня сенсорного развития через игру....
Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»...
«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами дидактического материала"
Педагогическая целесообразность моей работы заключается в изучении содержания различных дидактических игр и упражнений, в которых вариативность и многофункциональность, а также применение их на ...
Игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста.
В материале представлены различные дидактические игры на различение величины , формы предметов, цвета., которые могут использовать как педагоги в своей работе , так и родители....
Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру
Как развивать сенсорные способности у детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры....