Выступление на городском методическом объединении на тему: "Креативность как профессиональная значимость педагогов".
методическая разработка на тему

Харитонова Олеся Вячеславовна

   В настоящий момент есть большая потребность в том, чтобы педагоги-воспитатели в новых меняющихся условиях развития образования, понимали важность развития у детей креативного подхода к решению задач и творческого мышления как такового. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gorodskom_metodicheskom_obedinenii.docx47.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                     «Детский сад «Золотая рыбка»

д. 6 «а», 2-й микрорайон, г. Уварово Тамбовской области, 393460.

тел. (07558) 4-16-89

Доклад на городское методическое объединение

на тему:

 «Креативность как профессиональная значимость педагогов».

Подготовила

воспитатель

I квалификационной

категории

Харитонова

Олеся Вячеславовна

2016 год

   В настоящий момент есть большая потребность в том, чтобы педагоги-воспитатели в новых меняющихся условиях развития образования, понимали важность развития у детей креативного подхода к решению задач и творческого мышления как такового.

   Так, например, проблема творчества и креативности в отечественной педагогике не ставилась в принципе, несмотря на всю богатую историю и результативность отечественной педагогике, творческая деятельность ребёнка отводилась на второй план.

   Так отмечает данную проблему М. М. Зиновкина: «В отечественной педагогике почти нет исследований по формированию и развития опыта профессионально-творческой деятельности человека на основе формирования и развития его профессионально-творческого потенциала.  Традиционно профессиональный опыт определяют, как интеграцию знаний, умений и навыков. При этом подразумевается, что формирование опыта происходит само собой в процессе овладения деятельностью.  Вопрос обучения опыту творческой деятельностью не ставиться вообще».

   Таким образом, в педагогике возникает потребность в рассмотрении данной проблемы, установление важной роли творческой и креативной деятельности и определении и переосмысление роли педагога в развитии творчества и креативности у ребёнка.

  Мышление является высшей формой восприятия реальности и объективности восприятия процессов, происходящих вокруг человека и воспринимаемых им. Реализующаяся в целенаправленности и обобщенности в познавательном процессе, установлении связей между явлениями и протекающими процессами. Творческое мышление является наиболее активной формой мышления, заключающейся в реализации человеческого потенциала и направленной деятельности на решение задач и создания новых решений с учётом и базисной основой других исторически верных и неверных вариантов решения задач.

   Креативность в свою очередь является тем переработанным историческим знанием и опытом, который впоследствии переработанный будет использован для создания нового.

   Креативность в данном случае становиться важным связующим звеном, которое будет использовано педагогом-воспитателем и ребёнком для указания направления, обозначения вектора по которому будет двигаться ребёнок для реализации своих способностей и решения задач.

   У ребёнка в креативной педагогике ключевым является понимание и рассмотрение творчества, которое можно подразделять на следующие формы проявления:

  • форма всеобщего развития;
  • форма трудовой деятельности;
  • форма создания нового;
  • форма реализации внутренних потребностей и мотивов;
  • форма мировоззрения и миропонимания (философская форма).

   Некоторые зарубежные педагоги-исследователи, например, Джон Гауэн, предполагают, что в развитии креативности необходимо создавать условия руководства в творческом процессе и организовывать деятельность ребёнка. Так, он утверждал, что необходимо комплексно понимать творческий процесс и само творчество ребёнка. Исходя из его позиции, следует, что для поддержания творческих способностей ребёнка и стремлений к творчеству необходимо быть соучастным к их деятельности, а также необходимо уделять должное внимание к «победам и поражениям» ребёнка. Не оказывать не одобрения и не оценивать творческую ребёнка негативно, не оказывать давления на ребёнка и позволять ему выбирать и решать направление своей творческой деятельности, потому что большой надзор способен навредить и затруднить творческое развитие. Содействовать и оказывать помощь в творческом поиске ребёнка, оказывать поддержку в ситуациях, когда ребёнок нуждается в ней, например, помочь преодолеть сомнения и препятствия, оказав поддержку, педагог-воспитатель даёт определённую мотивацию для дальнейших творческих поисков, который нуждается в поощрении, чтобы преодолеть переживания и получить признание окружения. Педагог-воспитатель должен показать творческий потенциал ребёнка, который находится в поиске и помочь ему оценить самому свои творческие способности и потенциал, опять же посредством поддержки, ограничив или исключив критику первых «поражений» и неудачного опыта, потому что педагог-воспитатель должен понимать, что ребёнок занимается творчеством не только для себя, но и для ближайшего окружения и общественного одобрения, и поощрения. Педагог-воспитатель должен создать условия для ребёнка, стремящегося к творчеству, обеспечив «плацдарм» для дальнейшей творческой деятельности, чтобы раскрыть творческий потенциал, присутствующий у ребёнка.

   Стремление к креативности находится под влиянием большого спектра внешних факторов:

  • наличие или отсутствие критики;
  • стрессовые ситуации;
  • присутствие негативных или позитивных оценок окружения, и т.д.

   В программах обучения для дошкольников необходимо наличие условий для реализации   и   развития   творческого   потенциала.  Для развития творческой личности необходимо использовать определённую модель формирования этой личности.

  Так, например, от системного, много экранного мышления, инерции мышления, творческих способностей и воображения и т.д., производится постепенный переход к следующему этапу, где выше упомянутая совокупность элементов сочетается в блоке «творческого мышления», который в свою очередь связан с непосредственно конкретным знанием, опытом и навыками.

   Данная взаимосвязь даёт толчок к творческим устремлениям и стремлению в удовлетворении творческого потенциала и потребности. Это побуждает ребёнка к действию, а точнее к мотивации овладения определённым знанием и навыком для творческой   деятельности, и   овладением   определённым   инструментарием.

   Следующий этап ознаменуется как коллективной творческой деятельностью, так и пониманием, и принятием участия в творческой деятельность ближайшего окружения и   соучастия   их.  

   Далее   вырабатываются   квалифицированные   знания   и профессиональные умения с параллельно оформившимся внутренним миром, нравственными принципами, физическим здоровьем –совокупность двух этих равноценных блоков означают полноценно сформированную творческую личность.

   Важное значение в становлении и развитии творческого потенциала у ребёнка заключается в методе преподавания ТРИЗ, которое позволяет раскрыть и развить этот потенциал.

   Одно из ведущих элементов раскрытия творческого потенциала и творческого мышления заключается в организации педагогом-воспитателем благоприятной обстановке, создания определённой атмосферы и установление у ребёнка ощущения психологической защищенности, благоприятствующей его творческому развитию.

   Для развития мотивации у ребёнка педагогу-воспитателю необходимо поощрять стремление ребёнка решать сложные задачи. Таким образом, создание у ребёнка ощущения незащищенности и открытого порицания становиться ведущим средством для подавления творческого потенциала и способностей ребенка, критика также способна снизить уровень мотивации, что также вредоносно для творческого потенциала.

   Поощрение педагогом-воспитателем наоборот может привести к большей мотивации в творческом процессе.

   Выше сказанное позволяет заключить, что при развитии креативности и творческого мышления способно осуществить лишь при поощрении инициатив и творческих стремлений ребёнка, причём эта инициатива должна полностью принадлежать ребёнку. Именно педагоги-воспитатели в своей педагогической деятельности должны исходить из того, что ребёнок должен сам выбирать пути решения поставленной перед ним задачи, а педагог-воспитатель должен воздействовать на ученика косвенными средствами, обеспечивая тем самым свободу выбора, оставляя творческое развитие в свободной взаимосвязи.

   Руководство и шествие педагога-воспитателя в творческой деятельности заключается в самообогащении ребёнка от творческого процесса, но также должно соответствовать возрастным возможностями способностям ребёнка. Также необходимым является создание «плацдарма», при котором будут созданы широкие и прочные условия и раскрыт базовый потенциал для креативного и творческого решения задач.

   Чем больше информации и знаний получает ребёнок, чем больше возможностей у него есть для того, чтобы оперировать этими знаниями и информацией, чем больше ребёнок узнал и усвоил, тем большее количество информации, знаний и опыта ребёнок способен преобразовать и проецировать на значительные проблемы и искать путь решения новых задач, различными способами, что становиться более продуктивным и более значительным для самого ребёнка при решении задачи.

   Поддержка  и  создание  условий  педагогом  воспитателем  можно  определить следующим образом: «первичных условий, в том числе эмоционального фона, для того  чтобы  учащийся  в  той  или  иной  жизненной  ситуации  смог сознательно  и самостоятельно  осуществить  адекватный  выбор  поведения  и/или  источников информации,  не  противоречащий  ни  его  личностно  значимым  ценностям,  ни культурным  традициям;  вторичных  условий,  чтобы  дошкольник  мог  самостоятельно действовать сообразно ситуации этого выбора даже если в чем-то затрудняется. В каждом конкретном случае педагог вынужден мгновенно оценить ситуацию и разобраться, какая поддержка нужна ученику «здесь и сейчас».  

   Педагогическая поддержка оказывается, как по просьбе обучающихся, так и в том случае, если учитель видит, что ученик может справиться с ситуацией сам, но не уверен в своих силах.

   Осуществляя педагогическую поддержку, педагог должен ориентироваться на: создание    условий    для    позитивно-рефлексивного    опыта    общения    и жизнедеятельности;   поддержания   комплекса   отношений   обучающегося   с окружающим  миром;  непрерывность  и  преемственность,  которые  обеспечиваются согласованностью программ и проектов социальной деятельности для обучающихся различных  возрастных  групп  с  учётом  их  индивидуальных  особенностей;  учёт специфики изменчивости социальных характеристик обучающегося в процессе его развития и взросления».

   Педагогическая   поддержка   предполагает «систему   средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе –нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности».

   При этом ребёнок способен развивать концепцию собственного решения задач, а также использовать и развивать в новых условия, при чём равную или нет по сложности –значение не имеет, так как ребёнок, основываясь на прошлом творческом и креативном опыте способен выработать свой собственный подход к задаче. Это решение, продуцируемое им самим посредством собственного творческого мышления, впоследствии образует различные креативные подходы.

   Ребёнок   способен   развивать   креативные   подходы   в   неограниченных количествах и намного больше, чем взрослый человек, поскольку для взрослого уже есть выработанные в ограниченном количестве, основанные на опыте и регулярно им применяемые решения задач и проблем, возникающие перед ним. Ребёнок в свою очередь не ограничен узкими рамками, но он более склонен доверять результатам своей творческой деятельности и креативности при этом малоспособен к контролю результатов своей творческой и креативной деятельности. А потому роль педагога-воспитателя в данном случае заключается:

  • разъяснение важной функции контроля и подконтрольности результатов;
  • выработке у ребёнка осознания и способности контролировать результаты и творческие процессы;
  • прививание ребёнку осознания ответственности за свою творческую деятельность и результаты;
  • выработке у ребёнка осознания важности и полезности его творческой деятельности;
  • установление понимания у ребёнка общественной важности его достижений;
  • нацеливание деятельности ребёнка на социальную важность его творческих достижений и деятельности.

   В данном случае выделены главенствующие в деятельности педагога факторы, которые должны присутствовать в развитии у ребёнка креативности и творческого мышление и как следствие результатов его деятельности.

   Однако это должно быть ведущим в роли педагога-воспитателя в развитии креативности и творческого мышления у ребёнка, важен ещё и фактор понимания педагогом-воспитателем намерений и стремлений самого ребёнка, который ищет решения поставленных задач, понимать те комбинации и варианты, которые предлагает ребёнок для решения этих задач. Это должно способствовать становлению креативной и творческой личности.

   Становление креативной личности –это «формирование и развитие совокупности устойчивых креативных качеств человека, характеризующих его индивидуальность при обучении творчеству и творческой само актуализации».  

   В свою очередь становление творческой личности –это «формирование и развитие творческой личности на основе обучения её творчеству и передаче ей опыта объективной профессионально-творческой деятельности».  

   Все это является неотъемлемой частью развивающейся личности и роли педагога-воспитателя в этом процессе. Таким образом, определяется и переосмысляется роль педагога-воспитателя и направление его деятельности в развитии креативности и творчества. Необходимо уделять первостепенное внимание роли педагога-воспитателя и его связям с ребёнком и сложившимися окружающими условиями, в которых развивается творческая и креативная личность, важным является заблаговременно уделять внимание тем факторам, которые способны подавить творческий потенциал и роль педагога-воспитателя в данном случае заключается в устранении этих факторов.

   Следует выделить и то, что необходимо уделять внимание ещё и связями взаимосвязям ребёнка и окружающего пространства, близкого окружения, чтобы благоприятные условия способствовали и дальнейшему развитию творческого мышления и креативности.  Создание благоприятной обстановки способствует психологической уравновешенности и дальнейшего успешного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление в городском методическом объединении по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Нижнекамска

Выступление в городском методическом объединениипо экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Ниж...

Выступление в городском методическом объединении педагогов дошкольного образования в рамках проведения единого методического дня с докладом "Пепси-кола и вода"

Выступление в городском методическом объединении педагогов дошкольного образования в рамках проведения единого методического дня с докладом "Пепси-кола и вода"...

Консультация для учителей-логопедов и педагогов-психологов "Определение и характеристика развития детей с ОНР "- выступление на городском методическом объединении

Данная консультация может быть полезная педагогам-психологам и учителям-логопедам, так как в ней рассматриваются особенности развития детей с ОНР разных уравней....

Выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов ДОУ «Становление функций программирования и контроля»

К вашему вниманию предлагается опыт работы по формированию произвольности. В частности описывается система работы с детьми 5-7 лет по становлению функций программирования и контроля....