Выступление на городском методическом объединении на тему: "Креативность как профессиональная значимость педагогов".
методическая разработка на тему
В настоящий момент есть большая потребность в том, чтобы педагоги-воспитатели в новых меняющихся условиях развития образования, понимали важность развития у детей креативного подхода к решению задач и творческого мышления как такового.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_gorodskom_metodicheskom_obedinenii.docx | 47.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотая рыбка»
д. 6 «а», 2-й микрорайон, г. Уварово Тамбовской области, 393460.
тел. (07558) 4-16-89
Доклад на городское методическое объединение
на тему:
«Креативность как профессиональная значимость педагогов».
Подготовила
воспитатель
I квалификационной
категории
Харитонова
Олеся Вячеславовна
2016 год
В настоящий момент есть большая потребность в том, чтобы педагоги-воспитатели в новых меняющихся условиях развития образования, понимали важность развития у детей креативного подхода к решению задач и творческого мышления как такового.
Так, например, проблема творчества и креативности в отечественной педагогике не ставилась в принципе, несмотря на всю богатую историю и результативность отечественной педагогике, творческая деятельность ребёнка отводилась на второй план.
Так отмечает данную проблему М. М. Зиновкина: «В отечественной педагогике почти нет исследований по формированию и развития опыта профессионально-творческой деятельности человека на основе формирования и развития его профессионально-творческого потенциала. Традиционно профессиональный опыт определяют, как интеграцию знаний, умений и навыков. При этом подразумевается, что формирование опыта происходит само собой в процессе овладения деятельностью. Вопрос обучения опыту творческой деятельностью не ставиться вообще».
Таким образом, в педагогике возникает потребность в рассмотрении данной проблемы, установление важной роли творческой и креативной деятельности и определении и переосмысление роли педагога в развитии творчества и креативности у ребёнка.
Мышление является высшей формой восприятия реальности и объективности восприятия процессов, происходящих вокруг человека и воспринимаемых им. Реализующаяся в целенаправленности и обобщенности в познавательном процессе, установлении связей между явлениями и протекающими процессами. Творческое мышление является наиболее активной формой мышления, заключающейся в реализации человеческого потенциала и направленной деятельности на решение задач и создания новых решений с учётом и базисной основой других исторически верных и неверных вариантов решения задач.
Креативность в свою очередь является тем переработанным историческим знанием и опытом, который впоследствии переработанный будет использован для создания нового.
Креативность в данном случае становиться важным связующим звеном, которое будет использовано педагогом-воспитателем и ребёнком для указания направления, обозначения вектора по которому будет двигаться ребёнок для реализации своих способностей и решения задач.
У ребёнка в креативной педагогике ключевым является понимание и рассмотрение творчества, которое можно подразделять на следующие формы проявления:
- форма всеобщего развития;
- форма трудовой деятельности;
- форма создания нового;
- форма реализации внутренних потребностей и мотивов;
- форма мировоззрения и миропонимания (философская форма).
Некоторые зарубежные педагоги-исследователи, например, Джон Гауэн, предполагают, что в развитии креативности необходимо создавать условия руководства в творческом процессе и организовывать деятельность ребёнка. Так, он утверждал, что необходимо комплексно понимать творческий процесс и само творчество ребёнка. Исходя из его позиции, следует, что для поддержания творческих способностей ребёнка и стремлений к творчеству необходимо быть соучастным к их деятельности, а также необходимо уделять должное внимание к «победам и поражениям» ребёнка. Не оказывать не одобрения и не оценивать творческую ребёнка негативно, не оказывать давления на ребёнка и позволять ему выбирать и решать направление своей творческой деятельности, потому что большой надзор способен навредить и затруднить творческое развитие. Содействовать и оказывать помощь в творческом поиске ребёнка, оказывать поддержку в ситуациях, когда ребёнок нуждается в ней, например, помочь преодолеть сомнения и препятствия, оказав поддержку, педагог-воспитатель даёт определённую мотивацию для дальнейших творческих поисков, который нуждается в поощрении, чтобы преодолеть переживания и получить признание окружения. Педагог-воспитатель должен показать творческий потенциал ребёнка, который находится в поиске и помочь ему оценить самому свои творческие способности и потенциал, опять же посредством поддержки, ограничив или исключив критику первых «поражений» и неудачного опыта, потому что педагог-воспитатель должен понимать, что ребёнок занимается творчеством не только для себя, но и для ближайшего окружения и общественного одобрения, и поощрения. Педагог-воспитатель должен создать условия для ребёнка, стремящегося к творчеству, обеспечив «плацдарм» для дальнейшей творческой деятельности, чтобы раскрыть творческий потенциал, присутствующий у ребёнка.
Стремление к креативности находится под влиянием большого спектра внешних факторов:
- наличие или отсутствие критики;
- стрессовые ситуации;
- присутствие негативных или позитивных оценок окружения, и т.д.
В программах обучения для дошкольников необходимо наличие условий для реализации и развития творческого потенциала. Для развития творческой личности необходимо использовать определённую модель формирования этой личности.
Так, например, от системного, много экранного мышления, инерции мышления, творческих способностей и воображения и т.д., производится постепенный переход к следующему этапу, где выше упомянутая совокупность элементов сочетается в блоке «творческого мышления», который в свою очередь связан с непосредственно конкретным знанием, опытом и навыками.
Данная взаимосвязь даёт толчок к творческим устремлениям и стремлению в удовлетворении творческого потенциала и потребности. Это побуждает ребёнка к действию, а точнее к мотивации овладения определённым знанием и навыком для творческой деятельности, и овладением определённым инструментарием.
Следующий этап ознаменуется как коллективной творческой деятельностью, так и пониманием, и принятием участия в творческой деятельность ближайшего окружения и соучастия их.
Далее вырабатываются квалифицированные знания и профессиональные умения с параллельно оформившимся внутренним миром, нравственными принципами, физическим здоровьем –совокупность двух этих равноценных блоков означают полноценно сформированную творческую личность.
Важное значение в становлении и развитии творческого потенциала у ребёнка заключается в методе преподавания ТРИЗ, которое позволяет раскрыть и развить этот потенциал.
Одно из ведущих элементов раскрытия творческого потенциала и творческого мышления заключается в организации педагогом-воспитателем благоприятной обстановке, создания определённой атмосферы и установление у ребёнка ощущения психологической защищенности, благоприятствующей его творческому развитию.
Для развития мотивации у ребёнка педагогу-воспитателю необходимо поощрять стремление ребёнка решать сложные задачи. Таким образом, создание у ребёнка ощущения незащищенности и открытого порицания становиться ведущим средством для подавления творческого потенциала и способностей ребенка, критика также способна снизить уровень мотивации, что также вредоносно для творческого потенциала.
Поощрение педагогом-воспитателем наоборот может привести к большей мотивации в творческом процессе.
Выше сказанное позволяет заключить, что при развитии креативности и творческого мышления способно осуществить лишь при поощрении инициатив и творческих стремлений ребёнка, причём эта инициатива должна полностью принадлежать ребёнку. Именно педагоги-воспитатели в своей педагогической деятельности должны исходить из того, что ребёнок должен сам выбирать пути решения поставленной перед ним задачи, а педагог-воспитатель должен воздействовать на ученика косвенными средствами, обеспечивая тем самым свободу выбора, оставляя творческое развитие в свободной взаимосвязи.
Руководство и шествие педагога-воспитателя в творческой деятельности заключается в самообогащении ребёнка от творческого процесса, но также должно соответствовать возрастным возможностями способностям ребёнка. Также необходимым является создание «плацдарма», при котором будут созданы широкие и прочные условия и раскрыт базовый потенциал для креативного и творческого решения задач.
Чем больше информации и знаний получает ребёнок, чем больше возможностей у него есть для того, чтобы оперировать этими знаниями и информацией, чем больше ребёнок узнал и усвоил, тем большее количество информации, знаний и опыта ребёнок способен преобразовать и проецировать на значительные проблемы и искать путь решения новых задач, различными способами, что становиться более продуктивным и более значительным для самого ребёнка при решении задачи.
Поддержка и создание условий педагогом воспитателем можно определить следующим образом: «первичных условий, в том числе эмоционального фона, для того чтобы учащийся в той или иной жизненной ситуации смог сознательно и самостоятельно осуществить адекватный выбор поведения и/или источников информации, не противоречащий ни его личностно значимым ценностям, ни культурным традициям; вторичных условий, чтобы дошкольник мог самостоятельно действовать сообразно ситуации этого выбора даже если в чем-то затрудняется. В каждом конкретном случае педагог вынужден мгновенно оценить ситуацию и разобраться, какая поддержка нужна ученику «здесь и сейчас».
Педагогическая поддержка оказывается, как по просьбе обучающихся, так и в том случае, если учитель видит, что ученик может справиться с ситуацией сам, но не уверен в своих силах.
Осуществляя педагогическую поддержку, педагог должен ориентироваться на: создание условий для позитивно-рефлексивного опыта общения и жизнедеятельности; поддержания комплекса отношений обучающегося с окружающим миром; непрерывность и преемственность, которые обеспечиваются согласованностью программ и проектов социальной деятельности для обучающихся различных возрастных групп с учётом их индивидуальных особенностей; учёт специфики изменчивости социальных характеристик обучающегося в процессе его развития и взросления».
Педагогическая поддержка предполагает «систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе –нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности».
При этом ребёнок способен развивать концепцию собственного решения задач, а также использовать и развивать в новых условия, при чём равную или нет по сложности –значение не имеет, так как ребёнок, основываясь на прошлом творческом и креативном опыте способен выработать свой собственный подход к задаче. Это решение, продуцируемое им самим посредством собственного творческого мышления, впоследствии образует различные креативные подходы.
Ребёнок способен развивать креативные подходы в неограниченных количествах и намного больше, чем взрослый человек, поскольку для взрослого уже есть выработанные в ограниченном количестве, основанные на опыте и регулярно им применяемые решения задач и проблем, возникающие перед ним. Ребёнок в свою очередь не ограничен узкими рамками, но он более склонен доверять результатам своей творческой деятельности и креативности при этом малоспособен к контролю результатов своей творческой и креативной деятельности. А потому роль педагога-воспитателя в данном случае заключается:
- разъяснение важной функции контроля и подконтрольности результатов;
- выработке у ребёнка осознания и способности контролировать результаты и творческие процессы;
- прививание ребёнку осознания ответственности за свою творческую деятельность и результаты;
- выработке у ребёнка осознания важности и полезности его творческой деятельности;
- установление понимания у ребёнка общественной важности его достижений;
- нацеливание деятельности ребёнка на социальную важность его творческих достижений и деятельности.
В данном случае выделены главенствующие в деятельности педагога факторы, которые должны присутствовать в развитии у ребёнка креативности и творческого мышление и как следствие результатов его деятельности.
Однако это должно быть ведущим в роли педагога-воспитателя в развитии креативности и творческого мышления у ребёнка, важен ещё и фактор понимания педагогом-воспитателем намерений и стремлений самого ребёнка, который ищет решения поставленных задач, понимать те комбинации и варианты, которые предлагает ребёнок для решения этих задач. Это должно способствовать становлению креативной и творческой личности.
Становление креативной личности –это «формирование и развитие совокупности устойчивых креативных качеств человека, характеризующих его индивидуальность при обучении творчеству и творческой само актуализации».
В свою очередь становление творческой личности –это «формирование и развитие творческой личности на основе обучения её творчеству и передаче ей опыта объективной профессионально-творческой деятельности».
Все это является неотъемлемой частью развивающейся личности и роли педагога-воспитателя в этом процессе. Таким образом, определяется и переосмысляется роль педагога-воспитателя и направление его деятельности в развитии креативности и творчества. Необходимо уделять первостепенное внимание роли педагога-воспитателя и его связям с ребёнком и сложившимися окружающими условиями, в которых развивается творческая и креативная личность, важным является заблаговременно уделять внимание тем факторам, которые способны подавить творческий потенциал и роль педагога-воспитателя в данном случае заключается в устранении этих факторов.
Следует выделить и то, что необходимо уделять внимание ещё и связями взаимосвязям ребёнка и окружающего пространства, близкого окружения, чтобы благоприятные условия способствовали и дальнейшему развитию творческого мышления и креативности. Создание благоприятной обстановки способствует психологической уравновешенности и дальнейшего успешного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.
Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...
Выступление в городском методическом объединении по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Нижнекамска
Выступление в городском методическом объединениипо экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Ниж...
Выступление в городском методическом объединении педагогов дошкольного образования в рамках проведения единого методического дня с докладом "Пепси-кола и вода"
Выступление в городском методическом объединении педагогов дошкольного образования в рамках проведения единого методического дня с докладом "Пепси-кола и вода"...
Консультация для учителей-логопедов и педагогов-психологов "Определение и характеристика развития детей с ОНР "- выступление на городском методическом объединении
Данная консультация может быть полезная педагогам-психологам и учителям-логопедам, так как в ней рассматриваются особенности развития детей с ОНР разных уравней....
Выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов ДОУ «Становление функций программирования и контроля»
К вашему вниманию предлагается опыт работы по формированию произвольности. В частности описывается система работы с детьми 5-7 лет по становлению функций программирования и контроля....