Выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов ДОУ «Становление функций программирования и контроля»
статья (старшая группа)

К вашему вниманию предлагается опыт работы по формированию произвольности. В частности описывается система работы с детьми 5-7 лет по становлению функций программирования и контроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Центр  развития  ребенка –  детский  сад   № 29»  г. Орла

Педагог-психолог    Лебедева И.В.

Выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов.

«Становление функций программирования и контроля»

Очень часто неуспешность обучения связана именно с недостаточной сформированностью произвольной регуляции.

Произвольная регуляция – это осознанное целенаправленное саморегулирование деятельности   (физической и психической)                                        и психических состояний.

Саморегулирование – это целесообразная активность по организации и управлению поведением, деятельностью, психическими состояниями и процессами.

 Причём саморегуляция включает в себя как осознаваемые, так и неосознаваемые процессы.

А нам важно формировать сознательное управление собственной деятельностью, которое в значительной степени опирается на речевые процессы.

Именно поэтому детям с речевой патологией часто  трудно управлять собственной деятельностью.

Этот процесс осложняется наличием у них таких специфических трудностей, как:

-  низкий уровень мотивации к вербальным видам деятельности;

- снижение направленности деятельности;

- устойчивость слухозрительного сосредоточения;

- трудности пространственного характера

- недостаточность анализа, осмысления, восприятия эталона и неумение удержать его до конца выполнения задания;

- несовершенство пооперационного, итогового контроля и планирования;

- трудности сохранения программы действий до конца задания;

В результате степень осознания, т. е. возможность дать полный речевой отчет реализации собственной деятельности у детей различается на разных её этапах

Этапы:

- целеполагание (наличие соответствующего мотива, без которого ни одна сознательная психическая деятельность невозможна);

- программа, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция (выработанная самостоятельно или данная в виде инструкции);

- контроль за выполнением программы (за последовательностью операций и результатами промежуточных фаз)

- контроль за окончательным результатом деятельности (для которого необходимо сличение реального результата с предварительно сформированным «образом результата»).

Итак:

- лучше всего осознаются цель деятельности и конечный результат;

- сам же процесс психической деятельности, как правило, протекает на бессознательном уровне.

Дети не способны следовать как вербальной инструкции, так и наглядно представленной программе и, тем более, не в состоянии  удержать в «рабочей памяти» сложную программу действий.

 Для них характерны необдуманные импульсивные ответы, отсутствие сверки результата с заданным образцом. И поэтому действия у них часто непоследовательны и хаотичны.

Это гиперактивные.

Но есть и другие дети, медлительные, вялые, рассеянные со сниженной мотивацией. Они сидят, никому не мешают но, при этом, ничего не делают.

Почему?  Да потому, что они так же не умеют организовать себя, сконцентрировать внимание на определенной задаче, переключаться от одной задачи к другой, следовать определенным правилам. Им сопутствует повышенная истощаемость, колебания работоспособности, обусловленные недостаточностью энергетического блока мозга.

В лучшем случае они срисовывают то, что делают их соседи.

Итак, на занятия я беру тех детей, которые имеют трудности программирования и контроля. Как гиперактивных, так и малоактивных.

 Подгруппа состоит из 6 человек. Больше – не эффективно.

Мотивация и целеполагание.

Хочу немного поговорить о первом этапе деятельности. Мы все знаем, что внимание напрямую зависит от целеполагания. Если нам удалось заинтересовать, замотивировать ребёнка, если он понимает, зачем ему это надо делать, то он будет внимательным и сосредоточенным. Это, кстати касается не только детей.

А к нам приходят дети со сниженной познавательной мотивацией. Что же делать? Мне очень интересно как вы мотивируете детей.

Я использую сказочки. В начале уч. года мы с ними говорим о волшебстве. Что это такое, бывает, не бывает. С помощью некоторых волшебных действий убеждаю детей, что мы можем делать чудеса, а значит мы все волшебники. И они тоже волшебники, они тоже умеют делать чудеса, только ещё маленькие.

Затем рассказываю сказку о маленьких волшебниках, которые после некоторых приключений, решают отправиться в волшебную страну знаний вместе с разными мультяшными персонажами в компании, чтобы стать настоящими волшебниками.

Но, волшебная страна знаний полна препятствий, гор с интересными названиями (Трудно, скучно, не получается или ошибка), на которые надо карабкаться, преодолевать их. Не всегда это получается и часто хочется сказать: не хочу, надоело, не буду. Вот они по неопытности своей и оказались в неприятной ситуации. Своими капризами вырастили странного Нехочуку, который бросается липучками-колючками. Отлепляются они тогда, когда получается справляться с неприятностями в пути, научиться чему-то новому, познакомиться с новыми знаниями, справиться с трудным заданием и конечно не забывать о правилах поведения.

Детям предлагается взять себе на поруки одного из персонажей и вместе с ним путешествовать по волшебной стране знаний, помогая ему во всех приключениях, помогая ему справляться с заданиями.

Вот она карта волшебной страны. Волшебный кристалл подсказывает куда, в какой уголок сегодня мы отправимся.

Это может быть волшебный огород.

В другой раз отправимся в деревню Шкапино. На ферму, где играем в игру-бродилку, получая задания от разных животных.

Зачем всё это делать. Ну, во-первых, чтобы помочь мультяшкам и маленьким волшебникам, спасти их от нехачуки и самим познакомиться с разными знаниями, которые обитают в этой стране. Тем более, что в укромном уголочке этой страны есть волшебный сад, в котором растут деревья успеха. Они исполняют желания. У каждого своё дерево. Только вот они пока без листьев, совершенно голые. За ними нужно поухаживать, чтобы они стали красивыми. Только тогда желания начнут исполняться. Как ухаживать? Поливать и подкармливать своими успехами, тогда на них могут появиться листочки и даже цветочки.

Листья у нас разного цвета. Зелёные вырастают у тех кто старается, у кого получается узнать что-то новое, справиться с заданием, жёлтые получают те, кто умеет дружить, а не ссориться или смеяться над неудачей товарища. Ну а красный получит тот, кто выполняет правила поведения.

Принципиальной  основой этих занятий  является организация совместной деятельности педагога и детей, позволяющая программу действий, которой вначале владеет педагог, постепенно сделать внутренним достоянием ребёнка.

Нам нужно помочь ребенку взять эту «программу».

С этой целью, занятия строятся в соответствии со следующими этапами

1. Этап совместного пошагового выполнения действия по речевой инструкции педагога.  Таким образом, здесь и программа, и контроль в руках взрослого.

Педагог развёрнуто руководит деятельностью ребёнка, контролируя каждый, даже самый мелкий шаг.

Речевая инструкция очень тяжело воспринимается детьми.

На этом этапе мы специально выделяем время для того, чтобы  активизировать словарь глаголами, которые нам понадобятся для понимания инструкции:  раскрасить, подчеркнуть, обвести, зачеркнуть, соединить.

Довольно часто дети, без дополнительного жеста эти глаголы не понимают.

Кроме того на первом этапе перед тем как выполнять задание на бланке индивидуально, мы выполняем его все вместе практически.

Затем уже дети индивидуально выполняют задание.

На этом этапе работа идёт очень медленно, но это того стоит.

Обязательно проговаривание детьми структуры и последовательности действий вслух, а затем про себя.

Таким образом, постепенно, инструкция педагога заменяется самоинструкцией.

К концу этапа дети должны понять, что для успешного выполнения любой деятельности необходим план, программа действий, которой они должны следовать, проверяя и контролируя себя.

2. Этап совместного пошагового выполнения действия по наглядной программе. 

Здесь уже появляются элементы  разделения в программировании и контроле  между педагогом и воспитанником. У ребёнка есть наглядная программа, с помощью которой можно самостоятельно контролировать свою деятельность.

Педагог организует следование программе и контрольные действия ребенка: сличение результата с программой – «пошаговый контроль» с поощрением самостоятельного пошагового контроля.

К концу этапа руководство педагога постепенно все более сворачивается и контролируется только общий результат.

3. Этап совместного выполнения действия по наглядной программе с переходом от пошагового выполнения программы к его более свернутым формам.

Руководство все больше сворачивается и основной контроль педагога  сосредотачивается на общем результате.

Программирование и контроль, становятся более свернутыми.

4. Этап самостоятельного выполнения действия по интериоризованной (внутренней) программе с возвращением к наглядной программе при затруднениях. 

Здесь предусматриваются самостоятельное выполнение действия и его контроль ребёнком, которые совершаются под наблюдением педагога, следящего за тем, обращается ли ребёнок при затруднениях к наглядной программе, и при необходимости напоминающего ему об этом.

5. Этап самостоятельного выполнения действия по внутренней программе или перенос ее на новый материал. 

Перенос программы на новый материал контролируется педагогом.

Чтобы успешно двигаться по этим этапам, необходимо:

-  во-первых,  вынести  программу  вовне, материализовать её (наглядно представить);

- во-вторых, нужна такая деятельность, которая позволит ребёнку перейти от развернутого поэлементного действия и его контроля к их свернутым формам.

Для этого как нельзя лучше подходит разработанная  Натальей Пылаевой и Татьяной Ахутиной  программа «Школа внимания». Я её использую более десяти лет. Довольна теми результатами, которые получаю в результате.

В эту программу входят постепенно усложняющиеся задания с числовым рядом.

Почему именно числовой ряд?

Во-первых, он является необходимым звеном учебного процесса.

Во вторых, числовой ряд, как никакой другой материал, позволяет выносить программу вовне.

 Кроме того, числовой ряд как раз помогает организовать совместные действия таким образом, чтобы обеспечить постепенное сокращение помощи взрослого и увеличение самостоятельности ребенка. При этом легко зафиксировать степень интериоризации, свёртывания программы – это можно увидеть наблюдая за тем, как часто ребенок обращается к программе.

Программа предусматривает широкое варьирование материала по сложности, позволяющее индивидуализировать задания.

Методика содержит свыше 50 бланковых заданий, разделенных на пять циклов:

-  числовой ряд в упроченных ситуациях;  

В качестве упроченных ситуаций выступают:

сюжеты сказок «Репка», «Теремок», где числовой ряд воспроизводился с самого начала, то есть максимально упрочено. При этом дети легко «берут» программу действий.

В ориентации нумерации этажей  можно воспроизводить ряд, как с самого начала, так и избирательно – подниматься с 3-го на 7-й этаж, затем спуститься и т.д. по ступенькам лестницы также можно шагать в разных направлениях, через ступеньку и т.д. При этом дети довольно часто  испытывают трудности включения и не могут затормозить проговаривание ряда.

При этом помогает наглядно представленный образец с выделением начала и конца ряда или программа  действия «через один». Это позволяет преодолеть указанные трудности.

Домики – отработка избирательной актуализации цифр ряда.

Задания предъявляются главным образом всей группе. Они  выполняются одновременно всеми детьми. Кроме того, есть и такие задания, которые необходимо выполнять по частям: один начинает, все следят, другой продолжает.

- числовой ряд в прямом порядке до 10.

Сюда входят задания на нахождение цифр, расположенных в случайном порядке в таблице  или неструктурированном поле - прокладывания пути. 

Указанные задания позволяют постепенно перейти от максимально развернутых совместных действий по составлению и контролю за выполнением программы к самостоятельному свернутому выполнению по интериоризованной программе.

Например, ребенку предлагаются  карточки с цифрами – «солдаты». Их нужно выстроить по порядку – это создаётся материализованная программа.

А затем развести по постам – выполнение программы, так же в материальном плане: ребёнок берёт в руки карточку с цифрой и находит соответствующую цифру в таблице. В целях обучения организованному поиску цифр «солдаты» двигаются к своим постам по определенному маршруту – слева направо и построчно вниз. Затем «солдаты» по порядку возвращаются в «строй» – в ячейки программы.

Здесь отсутствует пошаговая, поэлементная программа: дети переходят к целостной программе с постепенным переводом ее во внутренний план.

Белочка и краски – программа действий (цифровой ряд) вынесена наружу.

Буратино – программа даётся целостно и не материализовано.

Следует отметить, что обязательно необходимо  «оречевление» программы, формулирование  плана действий.

Переход от материализованного представления программы к речевому опосредованию облегчает перенос программы с одного задания на последующие.

Как и в предыдущих заданиях здесь также полезна работа и с полным, и с частичным, и с дискретным (четный и нечетный) рядами.

Смена материала позволяет каждый раз ломать стереотип, чтобы ребенок опять обращался к программе.

- количественный ряд в прямом порядке;

Это задания, где в пунктах маршрута или в ячейках таблиц Шульте находятся не цифры, а множество предметов – от 1 до 10.

При этом отрабатывается способность к одномоментному охватыванию количественных совокупностей.

В одних заданиях этого цикла («Грибки») ребенок находит минимальное число предметов, обозначает количество цифрой и переходит к следующему. В других заданиях этого цикла (варианты заданий с точками) ребенок лишается опоры на цифры.

- числовой ряд в обратном порядке 

Работа на материале обратного ряда показала, что наибольшую трудность для детей составляет начало программы, поэтому целесообразно начало программы особо выделять цветом, величиной, фиксировать начало при неполной программе. Полезно также более детально отработать этап материализованного действия, используя при этом «реальные» предметы, например, перемещая «бабочку» с 10-го цветка на 1-й.

Как и в предыдущих циклах, обратный порядок отрабатывался на материале полного и неполного или дискретного ряда.

- параллельные ряды 

Последний цикл проводится на наиболее сложном материале – параллельных рядах, требующих большего распределения внимания и, соответственно, большей опоры на программу.

Работа с параллельными и разнонаправленными рядами способствует преодолению трудностей переключения.

Задания с параллельными рядами предполагают одновременное выполнение двух подпрограмм. Они могут быть:

а) идентичными (два ряда цифр в прямом или обратном порядке);

б) аналогичными (таблица цифр двух цветов);

в) разнонаправленными (один ряд в прямом порядке, второй – в обратном).

Как всегда, новый тип заданий вводится в наиболее развернутом виде с опорой на материализованную форму программы и ее реализацию.

Например, ребёнку предлагается таблица с арабскими и римскими цифрами от 1 до 8 и два набора карточек с соответствующими цифрами. Работа начинается с раскладывания по порядку сначала  ряда арабских цифр, а под ним – римских. Все дети справляются с этим безошибочно. Далее психолог показывает порядок выполнения программы (1–1 – 2–2) и предлагает «прочитать» программу целиком, что дети так же делают без затруднений. После этого успешного пробного действия дети раскладывают карточки в таблицу таким же образом. В этом случае, они иногда соскальзывают, беря цифру нижнего ряда вместо верхнего. Далее дети должны вернуть цифры на место, следуя той же программе, но уже не представленной во внешнем плане. Возвращая цифры, дети соблюдают порядок от 1 до 8, но допускают соскальзывание чаще, чем в предыдущем варианте задания.

От цикла к циклу сложность программирования возрастает. Внутри одного цикла первые задания, более простые и развернутые, чем последующие.

Новый тип задания всегда вводится в наиболее развернутом виде с опорой на материализованную форму программы и ее реализацию.

Задача психолога - найти адекватную систему заданий, соответствующую возможностям ребенка. Темп продвижения от одного типа заданий к другому зависит от того как дети усваиваются и приобретает необходимые навыки выполнения такого задания: мы определяем нуждаются ли дети в многократном выполнении однотипных заданий или могут быстрее переходить к более сложным. Каждый раз выбирается необходимая мера помощи в зависимости от сегодняшних успехов ребенка.

Конечно, работа в группе  предъявляет повышенные требования к психологу, поскольку необходимо:

 - организовать работу нескольких детей; Это довольно сложно. Но в том и ценность подобных занятий – дети приучаются работать в коллективе и самостоятельно, насколько это возможно.

-  следить за выполнением задания каждым ребенком на наиболее сложном и в то же время еще доступном для него уровне и оказывать ему соответствующую своевременную помощь.

Предоставлять большую самостоятельность тем, кто освоил уже программу действий и буквально контролировать каждый шаг того ребёнка, который пока не в состоянии организовать себя.

Кроме того, для тех детей, которые медленнее остальных усваивают программу предусматриваются  индивидуальные занятия для того. Чтобы они могли двигаться вместе со всей группой, а остальным не приходилось повторять усвоенный ими уже материал.

В целом все дети осваивают программу к последнему заданию.

Они более последовательно реализовывают программу и лучше контролируют свои действия. Учатся ориентироваться на образец во время выполнения программы и самостоятельно составлять программу действий.

Одновременно автоматизируется счет в прямом и обратном порядке. Кроме того, разносторонняя работа с цифрами привела к упрочению зрительного образа цифр, исчезновению ошибок типа зеркальности, улучшению графических навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городское методическое объединение педагогов – психологов муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Новошахтинска.

Цель работы методического объединения: содействие профессиональному росту и самореализации педагогов – психологов МБДОУ, повышение профессиональной компетентности в рамках реализа...

«Основная документация педагога-психолога ДОУ» (Городское методическое объединение педагогов - психологов)

Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации....

Протоколы заседаний городского методического объединения педагогов-психологов

Протоколы, подтверждающие участие в открытых мероприятих...

Защита опыта на заседании городского методического объединения педагогов-психологов дошкольных учреждений г.Южно-Сахалинска.Презентация "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с помощью игры" .

ull;Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство...