Музыкальное воспитание дошкольников и интернет
статья на тему
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей, – формирование ведущего компонента музыкальности, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 18.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Музыкальное воспитание дошкольников и интернет.
Каждый день встречаю ребятишек в детском саду и проживаю вместе с ними эту маленькую очень важную часть их жизни – дошкольное детство. В детский сад приходят разные дети: озорные и тихие, контактные и замкнутые. Я стараюсь помочь каждому ребенку самореализоваться, дать ощутить его, пусть маленький, но успех, чтобы он почувствовал в себе уверенность, силу и желание творить.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей, – формирование ведущего компонента музыкальности, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся инновационные технологии проведения занятия. В этом большая помощь от информации, полученной из интернета: общение с коллегами, обмен опытом, поиск необходимых музыкальных произведений, обмен сценариями и теоретическими знаниями.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:
1. Коммуникативные танцы: Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи: развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации, развития чувства ритма. Например: танец «Здравствуй», «Я от тебя убегу, убегу».
2. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые): Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Например: «В домике скворечнике», «Обезьянки и тигр», «Карусели».
Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
3. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые): Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмозвуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст
находит здесь не буквальное отражение: определённая жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений) ; повышают общий уровень организации ребёнка; направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.
4. «Хор рук»: Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие: координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.
5. Ритмодекламация под музыку: Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить, как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить, а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым). До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. В дальнейшем эти навыки позволяют детям принимать активное участие в музыкальных гостиных, где умение сочетать музыкальный фон и декламацию очень важны.
6. Игры звуками: В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления: звучащие жесты и музыка моего тела; шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.
Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.
7. Элементарное музицирование: В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!
Общение детей с музыкальными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра, которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте). Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий. Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
- удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
- удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;
- дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
- музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера). Как известно, особый ребёнок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых танцах-играх дети получают радость оттого, что у них всё получается, от возможности себя выразить. Это даёт прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю).
Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, я способствую их возможности участвовать в детских конкурсах исполнительского мастерства, повышать свое исполнительское мастерство, выступать на большой аудитории, самосовершенствоваться и утверждаться. Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.
Но, говоря о положительных моментах интернета, нельзя не обратить внимание на некоторое неудобство при работе с материалами некоторых сайтов, которые блокируются правообладателями или мешают ненужной рекламной информацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение новых методик и технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. Автор О.П.Радынова "Музыкальные шедевры"
"Музыкальные шедевры" Автор О.П.РадыноваТехнология развития творческого слушания музыки, формирование основ музыкальной культуры у детей ...
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания дошкольников. Консультация для воспитателей.
Консультация для воспитателей....
Конспект НОД по музыкальному воспитанию в средней группе «Оздоровительная функция музыки, как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников»
Конспект занятия в средней группе....
«Сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном воспитании дошкольников»
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях...
Музыкальные игры. Классификация. Роль в музыкальном воспитании дошкольников.
Краткое содержание консультации:1. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника2. Классификация игр3. Музыка и движение4. Музыкальные игры, их задачи, виды5. Примеры музыкальных игр...
Консультация для воспитателей "Сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном воспитании дошкольников"
Консультация для воспитателей...
Проект по музыкально-патриотическому воспитанию детей на тему: «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников».
laquo;Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща.Она призвана отражать и преломлять в себекрупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себеи тонкую лирику, и героику, и гражданственность».А.Ф...