Арт – терапевтические техники в совместной деятельности детей и родителей
план-конспект занятия на тему

Суматохина Вера Александровна

Материал детско-родительского занятия в родительском клубе. Содержание материала будет интересно педагогам, работающим в детском саду, начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида второй категории «Улыбка» п.

Бабынино Бабынинского района Калужской области

Арт – терапевтические техники в совместной деятельности детей и родителей

(детско-родительское занятие

во второй младшей группе)

Подготовили:

педагог-пихолог

Суматохина Вера Александровна

        Воспитатель

Жукова Анна Григорьевна

Мастер-класс для родителей второй

младшей группы «Арт-терапевтические техники

в совместной деятельности родителей и детей»

Цель: знакомство родителей с арт-терапевтическими техниками.

Задачи: 1. Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.

2. Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.

3. Формировать положительные эмоции, положительный психологический климат.

4. Активизировать желания и умения совместно с детьми творить, переживая радость творчества.

Материалы: крашенные пищевыми красителями рис и манная крупа, клей, кисти, свечи, акварельные краски, картон.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители!

У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие, которые хочется вспомнить, заново пережить, и может, по-новому осмыслить, но доступ к ним «за семью замками».  Арт-терапия – это ключик.

Сегодня мы поговорим с вами о использовании арт-терапии в совместной деятельности с детьми. Арт-терапия - это терапия изобразительным творчеством, имеющая в себе цель – воздействие  на психоэмоциональное состояние человека. Направлений в арт-терапии много, и сегодня мы хотели познакомить вас с некоторыми из них, которые больше всего подходят для работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Цель арт-терапии с детьми: снятие эмоционального напряжения, развитие детского воображения, ребенок учится жить в гармонии с окружающем миром. Надо отметить, что терапевтических целях реализуются  различные программы коррекции состояний.

Направления арт-терапии: цветотерапия и изотерапия, манная арт-терапия.

Цветотерапия и изотерапия

Гёте отмечал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость». Каждый цвет оказывает свое специфическое воздействие на организм человека, в том числе на его психоэмоциональное и физиологическое состояние.

Дело в том, что наш мозг воспринимает цвет точно так же, как желудок еду. Ученые выяснили, что цвет оказывает сильнейшее влияние на самочувствие человека, его работоспособность и настроение.

ЦВЕТ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА – очень важен, так как цвета влияют на его настроение и поведение. Одни цвета успокаиваю, другие – возбуждают. Одни вызывают улыбку, другие – пугают. Цвета могут рассказать о характере ребенка, его тревогах и переживаниях, рассказать о его будущем. Кроме того, цвета могут оказывать терапевтический эффект.

ПЕРВЫЕ ЦВЕТА. Считается, что ребенок в первые месяцы жизни видит мир только в черно-белых тонах. Однако офтальмологи это опровергают. Новорожденный видит те же цвета, что и взрослый, но фокусировать взгляд младенец начинает избирательно, постепенно вычленяя из окружающей действительности те или иные цвета.

Первые шаги к умению обращаться с цветом, различать и оттенки и опознавать цвета, ребенок учится в возрасте года - полутора.

Замечено, что к годику малыш чаще всего предпочитают желто-зеленые тона. Оттенки окружающей обстановки, игрушек в этот период должны быть спокойными, даже однотонными. Например, первые пирамидки для ребенка до полутора лет изготавливают из колец одного цвета, и ребенок охотно возится с этой игрушкой, не замечая однообразия. Для ребенка в возрасте 2–3 лет можно рекомендовать игрушки разного цвета, но желательно, чтобы не было обилия цветов – достаточно, если это будут красный, зеленый, желтый, синий цвета. К шестилетнему возрасту малыши, обычно, начинают предпочитать яркие краски.

Красный цвет - используют активные, непоседливые дети. Они живые, непослушные, неугомонные.

Оранжевый цвет дети – весельчаки. Они шалят, кричат, веселятся без особых на то причин.

Желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией. Это дети–мечтатели. Они легко придумываю себе увлекательные развлечения, даже играя в одиночестве.

Зеленый цвет используют дети, которым не хватает материнской заботы. Такие дети спокойны. Для них важно ощущение безопасности, защищенности. Они тактичны и общительны.

Голубой цвет предпочитают спокойные дети. Они тихие, спокойные, уравновешенные.

Синий цвет выбирают спокойные, уравновешенные дети. Они все делаю не торопясь и обстоятельно.

Фиолетовый цвет выбирают «загадочные дети». Они чуткие, нежные, ранимые и очень эмоциональные. Это цвет духовного развития, творчества и чувственности. Поэтому сентиметальные, ранимые детки любят этот цвет и именно дети отдаются чувствам в отличие от взрослых, которыми управляет разум.

Черный цвет выбираю дети, подвергшиеся стрессу.

Упражнение 1.

Ведущий: А сейчас я предлагаю  вашему вниманию следующее задание.

(звучит спокойная музыка)

Попробуйте представить, какого цвета было ваше настроение утром? Как оно менялось в течение дня? Каким цветов вы представите ваше настроение сейчас?

У вас на столах стоит тарелочка с цветным рисом. Какого цвета зерна риса? Потрогайте его наощупь? Какой он? Возьмите горсть риса в кулачок? Высыпьте его на дощечку и разделите рис  по цветам при помощи пальцев рук. (как только рис будет разделен, с ним можно работать, можно сделать, используя заготовки – панно, или нарисовать рисунок).

Упражнение 2. «Снеговик»

Техника акварель и воск.

Ведущий: Это упражнение относится к изотерапии. В изотерапию входит всем известное рисование пальчиками, воском, красками на морских камешках.

Для этой техники вам понадобятся лист бумаги, свеча, широкая кисть и  акварельные краски. При помощи свечи наносим рисунок на лист бумаги (у нас это будет снеговик), не забудьте нарисовать ему морковку и глаза восковым карандашом. Затем покрываем лист краской акварельной при помощи широкой кисти, стараясь наносить краску одним  слоем.

При нанесении краски будет проявляться след от воска.

Это  упражнение очень нравится детям, так как присутствует эффект неожиданности.

 Ведущий: Следующая часть нашего занятия посвящена манной терапии. Для этого нам понадобятся мисочки с манной крупой.

  Минутка вхождения: «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три четыре, пять

(Загибают пальчики по одному, погрузив руки в манку)

Мы во двор пошли гулять.      

(Идут по манке указательными и средними пальцами.)

Бабу снежную лепили,            

(Лепят комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили,  

(Крошат манку всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,  

(Ведут пальцами по манке)

А еще в снегу валялись.          

(Ладошки кладут на манку)

Все в снегу домой пришли.      

(Отряхивают ладони на манку).

    2. Игра с манкой (мы используем, окрашенную пищевыми красителями, манку)

Ведущий: А сейчас я предлагаю поиграть вам с манной крупой (предлагаем детям и родителям задания)

1. Создай самую высокую горку.

2. Песочный дождь (низкий, средний, высокий).

3. Сделай блинчик толщиной с мизинчик.

4.  Распиши блинчик тарелочку каким-то узором.

      Ведущий: Сейчас мы проведем небольшой практикум по рисованию. Родителям предлагают при помощи клей ПВА изобразить сюжет картины. А детям предлагают выбрать манку любого цвета и нарисовать рисунок.

   

Заключительная часть

           Подведение  итогов. Просмотр детских картин (рисунков). Все работы родители забирают с собой на память


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»

Консультация для родителей«Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»                        ...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

Советы родителям по использованию нетрадиционных способов рисования. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомы...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

Рисование для маленького ребенка - это не только серьезный труд, но это - и большая радость. Рисуют дети на стекле Рисуют дети на асфальте, Возводят город на песке, - Такого нет еще на карте. ...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

Рисование для маленького ребенка - это не только серьезный труд , но это - и большая радость .Рисуют дети на стеклеРисуют дети на асфальте,Возводят город на песке, -Такого нет еще на карте.В руках мел...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

Рисование для маленького ребенка - это не только серьезный труд , но это - и большая радость .Рисуют дети на стеклеРисуют дети на асфальте,Возводят город на песке, -Такого нет еще на карте.В руках мел...

Арт – терапевтические техники в совместной деятельности детей и родителей

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида второй категории «Улыбка» п.Бабынино Бабынинского района Калужской области...