Статья "Дидактические игры по мотивам народного творчества"
статья по рисованию на тему

Тараканова Анастасия Михайловна

Опыт работы представлен на педагогических чтениях в форме мастер - класса по  теме "Дидактические игры по мотивам народного творчества, как эффективное средство социализации ребёнка в условиях реализации ФГОС ДО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по мотивам народного творчества  как эффективное средство социализации ребёнка в условиях реализации ФГОС ДО

Тараканова Анастасия Михайловна

Воспитатель

МБДОУ Детский сад № 3

        В современных условиях  у детей часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях со сверстниками, нет  интереса    к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа, мало приобщены к этническим ценностям родной культуры.

        В соответствии с этим в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности должно быть уделено более пристальное внимание социализации детей.  

        Основной целью в этом направлении является - становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям, достояниям истории и культуры, к людям и окружающему миру.

        Установлено, что самой эффективной деятельностью для позитивной социализации, является игра.

        Народные игры помогают детям познавать окружающий мир, знакомят с действительностью и жизнью взрослых через активную деятельность самих детей и через предметный мир. Они предоставляют возможность самопознания, выявления своей роли среди сверстников. В народных играх происходит первый опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил. Через народные игры ребёнок приобщается к культуре своей страны, усваивает народные традиции, обычаи, тем самым воспитывается любовь к Родине, к окружающей природе. Всё это играет очень важную роль для социализации ребёнка

Дидактические игры по мотивам народного творчества

Дидактическая игра «Узнай элементы узора»

Задачи: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать

интерес к росписи .

Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью,  и свободные окошки. Маленькие карточки с отдельными элементами узора,  отличающиеся цветом, деталями.

Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с
изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной
карты.

Ход игры: получив большую карту и нескольких маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

Дидактическая игра «Домино»

Дидактические задачи: закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.      

Материал: карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора.

Игровые правилаигроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента  соответствовало тому же изображению другой карточки. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.

Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Все карточки выкладываются рисунками вниз. Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот, у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной карточки ребёнок пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек.

Вариант: игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название не верное, ход пропускается.

 Подвижная игра  «Угадай и расскажи» ( жмурки)

  Задачи: закрепить умения детей узнавать и называть ту или иную роспись, уметь обосновывать свой выбор,   выделять  элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край,   умение действовать в команде  развивать сообразительность, быстроту реакций, физически укреплять  ребенка. 

Материал: карточки (медальки) с изображением изделий народных промыслов.        

Игровые правила:  дети с медальками бегают по группе, их ловит жмурка и отгадывает,   какие  промыслы изображены.  Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т.е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.

Вариант  Подвижная игра  «Найди пару"

Материал: тот-же

Игровые правила: дети находят себе пару одинакового промысла .  

Подвижная игра   " Народный Твистер"

Задачи: закрепить умения детей узнавать и называть ту или иную роспись, воспитывать у детей чувство гордости за родной край -край умельцев и  мастеров. Воспитывать чувство ответственности перед коллективом, умение договариваться со сверстниками,  развивать сообразительность, быстроту реакций, физически укреплять  ребенка. 

Материал: коврик с народными промыслами и рулетка.

Игровые правила: один ведущий, который будет крутить рулетку, называть положения тел и  народные промыслы.  А   игроки выполняю задание.  

Данные  игры способствуют созданию между детьми отношений, основанных на эмоциональной отзывчивости,  сопереживании, доброжелательном общении; становление основ ценностного отношения к русской народной культуре (закрепляют знания о народной игрушки и об её особенностях, элементах росписи, воспитывают чувство гордости за родной край- край умельцев и мастеров)

        

        

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий проект"ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ "и дидактические игры по мотивам народного творчества.

Цель проекта:Создание условий для формирования и развития основ художественнойкультуры ребёнка через народное декоративно- прикладное искусство на примере Хохломского народного промысла.Способствовать...

Картотека "Дидактические игры по мотивам народного творчества для старшего дошкольного возраста"

Картотека "Дидактические игры по мотивам народного творчества для старшего дошкольного возраста" создана в рамках реализации проекта  "Золотые россыпи России" и содержит описание игр, дидактическ...

Журнал " Дидактические игры по мотивам народного творчества"

Журнал с дидактическими играми  " Дидактические игры по народному творчеству"  к опыту работы "Дидактические игры по мотивам народного творчества,  как эффективное средст...

Пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок.

      Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между  рукой и речевым центром. ...

Дидактические игры по мотивам народного творчества для старшего дошкольного возраста

Игры направлены на уточнение и закрепление представления об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реа...

Дидактические игры по мотивам народного творчества

Игры по мотивам народного творчества...

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....