Способы привлечения внимания ребёнка младшим воспитателем.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Младший воспитатель- это уже не просто няня, это главный и первый помощник воспитателя не только в организации режимных моментов , но и помощник в организации непосредствено образовательной деятельности. Поэтому знания основ детской возрастной психологии младшему воспитателю необходимы. Материал посвящён обзору методов и способов привлечения внимания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mladshij_vosp_vnimanie.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 33 «Аленький цветочек»
:
« Способы привлечения внимания ребёнка младшим воспитателем»
Подготовила
педагог-психолог
Хвастунова О. А.
п. Газырь
2017
Младший воспитатель, как первый помощник, очень сильно влияет на детей. Её речь поведение, поступки, манера держаться – всё является примером для детей.
Острая восприимчивость и наблюдательность детей, их стремление быть похожими на взрослых обязывает и педагога , и младшего воспитателя быть достойными подражания.
Вот почему является важным то, чтобы между младшим воспитателем и воспитателем установился тесный контакт, чтобы у них был единый подход к детям. Постоянно находясь в группе, наблюдая за работой воспитателей, младший воспитатель на практике получает многие необходимые навыки и приёмы работы . Он видит, что педагоги используют разный подход к детям: один ребёнок лучше откликается на ласку, а с другими нужно обойтись построже, робкий ребёнок или пришедший в группу новичок пользуются большим вниманием воспитателя.
Чтобы младший воспитатель мог быть настоящим помощником воспитателя, он обязан хорошо знать организацию всех режимных моментов.
Младший воспитатель и воспитатель должны с полуслова понимать друг друга. Утром, пока воспитательница беседует с родителями, младший воспитатель приветливо встречает детей. Ребята делятся с ней новостями, а она внимательно выслушивает их.
Единство требований в подходе к детям со стороны воспитателя и младшего воспитателя содействует быстрому приобщению детей к коллективу, прочному усвоению правил поведения. Исходя из циклограммы работы младшего воспитателя, во второй половине дня по заданию воспитателя младший воспитатель организует деятельность детей. И, чтобы привлечь внимание к определённому виду деятельности, а, тем более, удержать внимание на этой деятельности младшему воспитателю необходимо вспомнить основы возрастной психологии.
Интеллектуальная активность , эмоциональная отзывчивость в процессе общения младшего воспитателя с детьми является фактором, обеспечивающим заинтересованность, а соответственно и внимание детей. Если дети часто отвлекаются и болтают на занятиях, то чаще всего причина этого- скука из-за плохо подобранного наглядного материала, отсутствие интригующего момента, неинтересного или не соответствующего возрасту материала и т. д. Важно учитывать это и не перетруждать детей. Поскольку у детей детского возраста сильнее развито непроизвольное внимание, младшей воспитатель должен опираться на непроизвольное внимание в своей работе.
Итак, какова природа и как формируется детское внимание? В чём отличие детского внимания от взрослого? Взрослый довольно легко может заставить себя удерживать своё внимание на мало интересных ему вещах. Ребёнок не может долго удерживать своё внимание на вещах, которые ему попросту не интересны. Всё очень просто. Внимание ребёнка работает не совершенно, потому что нервная система находится в процессе созревания. Чем младше ребёнок, тем меньше объём его внимания, тем меньше способность концентрироваться на чём-то одном длительное время. И для удержания внимания ему требуются дополнительные стимулы, потому что волевые процессы также находятся ещё в процессе становления.
Обычные тревоги родителей: "Долго не может усидеть на месте", "занимается одним делом, тут же бросает и переключается на новое и т.д.". Так и на занятиях в группах встречаются такие "егозы", которые не сидят на месте, а бегают в поисках нового объекта исследования.
"...Внимание ребёнка работает не совершенно, потому что
нервная система находится в процессе созревания."
Кроме силы воли, у взрослого человека достаточно хорошо развита мотивация, в то время как мотивация ребёнка оставляет желать лучшего. Ожидать от ребёнка, что он будет делать что-то мало интересное, но то, что позволит узнать что-то новое, чтобы во-время научиться читать, успешно пройти тестирование в школе, быть всесторонне развитым, не стоит. Кроме незрелости познавательных процессов, на уровень развития внимания ребёнка накладывается неумение контролировать своё поведение.
Кроме того, довольно часто мы видим детей, о которых говорят "непоседа", "гиперактивный". Таким детям трудно усидеть на месте и, не смотря на то, что мыслительные процессы у них протекают быстро, они имеют большие трудности с концентрацией и удержанием внимания.
Итак, задачей младшего воспитателя является: привлечение, концентрация и удержание внимания детей в группе.
Какие же существуют ПРИЁМЫ и МЕТОДЫ удержания детского внимания:
1. ГОЛОСОВАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ МОДУЛЯЦИЯ
Пожалуй, один из самых ярких инструментов удержание внимания - это ГОЛОС. Следите за громкостью голоса, тихий и монотонный голос не будет привлекать внимания. Равно как и постоянно громкий голос может напугать и оттолкнуть малышей. Идеально придерживаться принципа "то тише, то громче". А вот интонация, эмоциональная окраска и тембр голоса очень важны для детей. От того, как вы говорите, зависит, будут ли вас слышать дети или нет. Порой они не понимают, что вы им хотите сказать, но по интонации должно быть ясно: либо это запрет, либо предложение помощи, либо побуждение к действию, либо просто похвала, ласковое слово.
Итак, практикуемся:
- принцип "тише - громче"
- меняем интонацию, тембр, высоту голоса
- выдерживаем паузы и резко меняем темп речи
Ещё пару верных способов удержания внимания:
- прерывание речи на словах, достаточно очевидных детям данного возраста, с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь
- "провалы в памяти" - "забывание" достаточно очевидных фрагментов речи с просьбой напомнить слов
- чтение сказки, с намеренными ошибками
2. МИМИКА И ПАНТОМИМИКА
Также способом не только привлечения, но и удержания внимания детей является мимика и пантомимика. Живой и яркий интерес можно вызвать у детей благодаря правильной и, в меру эмоциональной мимикой. Главное не переусердствовать, т.к. излишняя жестикуляция может привести к быстрому утомлению и отказу от деятельности.
Итак, практикуемся:
- жесты должны быть широкие и свободные, ладони открыты
- отсутствие агрессивной жестикуляции и мимики
- поднимаем и двигаем руками для привлечения внимания
- "играющие руки" - руки, которые движутся в процессе вашего выступления в разном ритме, привлекают внимание, добавляют эмоции
Отличной "фишкой" может служить какой-либо сказочный предмет в руке, например, ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА.
3. ВНЕШНИЙ ВИД (ОДЕЖДА) МЛАДШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ
При нахождении с детьми долгое время, желательно использовать одежду приятных пастельных тонов, т.к. яркие, кричащие цвета через некоторое время могут вызывать переутомление и раздражение Хорошо использовать яркие небольшие детали в гардеробе, причёске или украшениях - , шейный платок или бусы привлекают внимание малышей.
4. ДВИГАТЬСЯ
Конечно, занятие с детьми не статично - это сплошное движение. Это вам не урок в классе, где можно посидеть за столом, подиктовать. Здесь и хороводы нужно водить, и петь, и танцевать.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Чем младше ребёнок, тем быстрее наступает усталость. Физкультминутки помогают переключить внимание, снимают напряжение и повшают настроение. Поэтому, настоятельно рекомендуется включать в занятие физкультминутки.
6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Очень хорошо использовать что-либо, что может привлечь внимание детей. Это может быть карандаш или яркая указка, яркие тематические картинки. Игрушки и прочий тематический реквизит, который можно использовать на занятиях, также относятся к специальным предметам, без которых провести занятие ох, как тяжело!
"...От того, как вы говорите, зависит, будут ли вас слышать дети или нет"
Есть ещё множество приёмов, которые можно удачно использовать для удержания внимания детей .
Это может быть ЭФФЕКТ НЕОЖИДАННОСТИ - всегда что-то новое и неожиданное, как нельзя лучше привлекает малышей. Чем младше возраст детей, с которым работает педагог, тем чаще нужно придумывать и УДИВЛЯТЬ.
Нельзя забывать и о таких простых вещах, как ЧАСТАЯ СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и обычное проветривание. В душных помещениях внимание детей невозможно удержать никакими хитростями!
Также способом привлечения и организации внимания могут быть:
- Например сигналом "Внимание" может стать один и тот же жест (рука вверх или что-то другое). Вы можете использовать его, когда хотите напомнить детям, что нужно слушать. постепенно дети привыкнут к этому жесту, и это позволит Вам лишний раз не отвлекаться от темы.
- Во время начала занятия не дожидайтесь полной тишины в группе, обязательно найдутся те дети, которые будут вертеться и разговаривать. Чтобы привлечь внимание детей, сначала можно повысить голос, но потом, как только заметите, что дети угомонились и стали слушать, говорите спокойным и тихим голосом.
- Ребят,которые обычно вертятся и отвлекают друг друга, рассадите подальше. Сами распределяйте кто и где будет сидеть, но не делайте это постоянно, каждый ребенок должен знать свое рабочее место.
- Если кто-то из детей пытается перебить вас во время проведения занятия не по теме в первый раз, не обращайте внимания (конечно если он не просится в туалет или не возникло что-то непредвиденное). Следует реагировать только на вторую попытку. Позже, в течение дня, поговорите с ним, обсудите с ним как он мог поступить иначе, чтобы не перебивать Вас и не отвлекать других.
- С часто отвлекающимися и непослушными детьми можно поиграть в игру- предложить им побыть в роли воспитателя и провести занятие с детьми или куклами, а самое главное- самим в процессе этого занятия решать, что будет происходить в это время, в какой последовательности и т. д.
Ну и, наконец, нельзя забывать про самый обычный СМЕХ и ЮМОР! Смех - первое средство от плохого настроения. С помощью забавных сюжетов можно не только привлечь и удержать внимание ребёнка, но и "вылечить" его.
Таким образом, чтобы привлечь внимание, удержать его и вызвать желание участвовать в подготовленном вами мероприятии, необходимо учитывать все эти приёмы и правила в совокупности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические подсказки для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира
Консультация посвященна методическим подсказкам для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира...
Методические рекомендации для воспитателей по привлечению внимания родителей и обучению дошкольников безопасному поведению на дороге.
В методических рекомендациях для воспитателей собран материал по привлечению внимания родителей и обучению дошкольников безопасному поведению на дороге.В сообщении рассказывается о причина...
Ненасильственные способы привлечения внимания детей
Статья пригодится начинающим воспитателям, которые хотят стать профессионалами...
Способы привлечения и удержания внимания дошкольников на занятии
Если дети болтают, отвлекаются от занятия значит им скучно из- за плохо подобранного материала, который или не соответствует возрасту или мало наглядности, может нужен интригующий момент....
Способы привлечения и удержания внимания дошкольников.
Способы привлечения и удержания внимания дошкольников....
Консультация для воспитателей "Природоохранная деятельность в ДОУ как способ привлечения внимания детей и родителей к проблемам окружающей среды"
Развитие экологического сознания и мышления- единственный для человечества выход из экологических проблем и катастроф....
Эффективные способы привлечения ребёнка к домашней работе
Даже если в вашей семье взрослые отличаются завидной аккуратностью и домовитостью, не ждите, что отпрыск автоматически унаследует эти замечательные качества. Желание помогать маме, как и ...