План экспериментальной деятельности в подготовительной группе
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. Дети любят ставить эксперименты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_eksperim_deyat.docx | 39.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Месяц | Игры - эксперименты | Дидактические игры | Наблюдения |
сентябрь | «Песок и его свойства» Цель: Установить свойства песка (сыпучесть, вязкость). «Свойства воды» Цель: Познакомить детей со свойствами воды (не имеет запаха, вкуса, цвета). «Мокрый песок» Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка. «Воздух» Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха (прозрачный, бесцветный, невидимый). | «Осенние слова» Цель: упражнять в подборе прилагательных. «Земля, вода, огонь» Цель: закреплять знания детей об обитателях различных стихий. «Что лишнее?» Цель: закреплять знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. «Мое облако» Цель: развивать воображение, образное восприятие природы. «Игра в загадки» Цель: расширять словарный запас детей. «Закончи предложение» Цель: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов. | Строение растений. Цветок. Цель: знакомить детей со строением растений. Насекомые около клумбы. Цель: знакомить с жизнью насекомых; развивать наблюдательность. Наблюдение за сезонными изменениями. Цель: закреплять знания о взаимодействии живой и неживой природы. Наблюдение за песком Цель: закрепить свойства песка. Наблюдение за водой Цель: научить детей аккуратно обращаться с водой. |
октябрь | «Свойства почвы» Цель: Познакомить с состоянием почвы (сухая, влажная). «Свойства глины» Цель: Познакомить со свойствами глины (водонепроницаемость, сохранение формы) «Свойства бумаги» Цель: Расширять и уточнять знания детей о свойствах бумаги (гладкая, тонкая, цветная, шероховатая, прозрачная, белая). «Эта удивительная соль» Цель: Изучения особенностей соли, её свойств и качеств. | «Что растет в лесу?» Цель: закреплять знания о лесных (садовых) растениях. «Где что можно делать?» Цель: активизировать в речи детей глаголы. «Живая и неживая природа» Цель: систематизировать знания детей о живой и неживой природе. «Когда это бывает?» Цель: уточнить знания детей о сезонных изменениях; развивать внимание. «Составь предложение» Цель: научить составлять предложение с заданным словом. «Грибная полянка» Цель: закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах. «Отгадай, какая птица?» Цель: учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням. | Наблюдение за перелетными птицами. Цель: закреплять знания о перелетных птицах. Наблюдение за березой. Цель: продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года. Наблюдение за облаками. Цель: развивать наблюдательность. Наблюдение за бумагой. Цель: определить, какая бумага размокает быстрее. Наблюдение за солнцем. Цель: обратите внимание, что солнце все реже появляется на небе, меньше греет. |
ноябрь | «Чудо магнит» Цель: Познакомить со свойствами магнита. «Камни» Цель: Показать разнообразие камней по внешним признакам. «Металл» Цель: Познакомить детей с металлом, его свойствами, значением в жизни человека «Дерево» Цель: Знакомить детей со свойствами деревянных предметов. | «Поймай рыбку» Цель: развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов применения магнитов. «Добавлялки» Цель: развивает речевое творчество детей. «Живая и неживая природа» Цель: систематизировать знания детей о живой и неживой природе. «Узнай по описанию» Цель: учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию. «Что из чего сделано?» Цель: активизировать произношение прилагательных. «Скажи, какой?» Цель: учить детей выделять признаки предмета. | Наблюдение за погодой. Цель: определение состояние погоды. Наблюдение за деревьями. Цель: обратите внимание детей на то, что листьев на деревьях, кустарниках осталось мало. Наблюдение за грузовым транспортом. Цель: учить отличать грузовой автомобиль от легкового. Наблюдение за изморозью и инеем. Цель: обратить внимание детей на то, что изморозь появляется при понижении температуры воздуха. Наблюдение за синицей. Цель: продолжать вызывать интерес к пернатым. |
декабрь | «Вода и снег» Цель: закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния. «Стекло» Цель: Познакомить детей со стеклом, его свойствами. «Снег и его свойства» Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. «Свет повсюду» Цель: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна) и искусственные (лампа, свеча). | «Отгадай предмет по названиям его частей» Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов. «Я начну, а ты закончи» Цель: активизировать в речи предлог У. «Кто больше увидит и назовёт» Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки. «Угадай, чей голосок» Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств «Что ты делаешь?» (Народная игра) Цель: активизировать употребление глаголов и глагольных форм, обозначающих проф. действия. «Кто больше?» Цель: упражнять в подборе определений к существительным. (Снег какой? (холодный, мокрый, белый). | Наблюдение за ветром. Цель: учить определять наличие и направление ветра. Наблюдение за солнцем. Цель: обратить внимание, что солнце светит все реже, поднимается невысоко. Наблюдение за птицами. Цель: уточнить, какие птицы остались зимовать. Наблюдение за снегом. Цель: определить, какой снег тает быстрее - рыхлый или утрамбованный. Наблюдение за температурой воздуха. Цель: обратить внимание, что понижение температуры приводит к заморозкам. |
январь | «Зависимость таяния снега от температуры» Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег. «Путешествие капельки» Какие предметы могут плавать? Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. | "Вчера, сегодня, завтра". «Четвертый лишний» Цель: закреплять знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. «Подбери слово» Цель: упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными. «Кто больше?» Цель: упражнять в подборе определений к существительным. «Кто больше?» Цель: упражнять в подборе определений к существительным. (Снег какой? (холодный, мокрый, белый). « Назови три предмета». Цель: упражнять детей в классификации предметов.
| Наблюдение за метелью Цель: дать представление о движении снега в ветреную погоду. Наблюдение за легковым транспортом Цель: закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению. Наблюдение за снежинками Цели:
|
февраль | «Свет и тень» Цель:познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. «Замерзшая вода» Цель:выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. «Разноцветные шарики» Цель: получить путем смешивания основных цветов «Слушай во все уши» | «Скажи по-другому» Цель: учить детей подбирать слова-синонимы, слова, близкие по значению. «Кто больше знает?». Цель: развивать память, находчивость, сообразительность. «Отгадайте, что за растение?» Цель: учить узнавать растение по описанию. «Угадай, что в мешочке?» Цель: учить описывать признаки, воспринимаемые на ощупь. «Подбери слово» Цель: упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными. «Скажи, какой?» Цель: учить детей выделять признаки предмета. | Наблюдение за снегом Цель: формировать представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы. Наблюдение за облаками. Цель: развивать наблюдательность. Наблюдение за бумагой. Цель: определить, какая бумага размокает быстрее. Наблюдение за трудом дворника Цели:продолжать наблюдения за работой дворника;воспитывать любовь и уважение к работе дворника; |
март | «Таинственные картинки» Цель:показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. «Испарение» Цель: познакомить детей с превращениями воды из жидкого состояния в газообразное. «Ткани» Цель: Познакомить с различными видами тканей. «Нужен ли корешкам воздух?» Цель: Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. | «Что это такое?» Цель: учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов; развивать фантазию. «Земля, вода, огонь» Цель: закреплять знания детей об обитателях различных стихий. «Что лишнее?» Цель: закреплять знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. «Скажи, какой?» Цель: учить детей выделять признаки предмета «Что лишнее?» Цель: закреплять знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. | Наблюдение за ветром Цель: Повторить понятие «ветер». Уточнить зависимость между деревьями, их состоянием и ветреной погодой. Наблюдение за таянием снега Цель: показать детям места, где снег и лед тают быстрее, предложить подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают? Наблюдение за небом и облаками. Цель: закрепить представление о весне. Обратить внимание на изменения, происшедшие на небе. Наблюдение за капелью Цель: расширить представление детей о весне, обогатить их знания новыми словами и понятиями |
апрель | «Как образуется тень» Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. «Как влияет солнце на растение» Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. «Разноцветные шарики» Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой | «Отгадай-ка!». Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет «Лесник». Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена). «Найди пару». Цель: развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность. «Кто больше слов придумает». Цель: активизировать словарь; расширять кругозор. | Наблюдение за кошкой Цели: продолжать закреплять знания о домашних питомцах, их поведении; учить делиться впечатлениями от общения с ними, воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них. Наблюдение за ветром Цели: уточнять и расширять знания детей об окружающем мире, о воздухе, о ветре; знакомить с причинами его возникновения. Наблюдение за березой (кора дерева) Цели: расширять знания о растительном мире Прививать любовь к Родине. |
май | «Для чего корешки?» Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; «Камни». | «Что это такое?» Цель: учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов; развивать фантазию. «Земля, вода, огонь» Цель: закреплять знания детей об обитателях различных стихий. «Что лишнее?» Цель: закреплять знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. «Мое облако» Цель: развивать воображение, образное восприятие природы. «Игра в загадки» Цель: расширять словарный запас детей. «Закончи предложение» Цель: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов. | Строение растений. Цветок. Цель: знакомить детей со строением растений. Насекомые около клумбы. Цель: знакомить с жизнью насекомых; развивать наблюдательность. Наблюдение за сезонными изменениями. Цель: закреплять знания о взаимодействии живой и неживой природы. Наблюдение за песком Цель: закрепить свойства песка. Наблюдение за водой Цель: научить детей аккуратно обращаться с водой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
План работы на год....
План опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
План по эксперементальной деятельности в подготовительной группе,с указанием цели....
Учебно – тематический план работы по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе
Экспериментальная деятельность...
Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
опыды и эксперементы в подготовительной группе...
Перспективный план экспериментальной деятельности в подготовительной группе
Перспективный план экспериментальной деятельности в подготовительной группе...
Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
опыды и эксперементы в подготовительной группе...
План опытно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе
Представлен примерный план работы с детьми подготовительной к школе группы по формированию опытно - экспериментальной деятельности, развитию познавательных интересов детей....