План экспериментальной деятельности в подготовительной группе
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Дунаева Екатерина Юрьевна

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.  Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. Дети любят ставить эксперименты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_eksperim_deyat.docx39.51 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

Игры - эксперименты

Дидактические игры

Наблюдения

сентябрь

«Песок и его свойства»

Цель: Установить свойства песка (сыпучесть, вязкость). 

 «Свойства воды»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды (не имеет запаха, вкуса, цвета).

«Мокрый песок»                      Цель: Познакомить детей со свойствами  мокрого песка.    «Воздух»        

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха (прозрачный,   бесцветный, невидимый).

«Осенние слова» Цель: упражнять в подборе прилагательных.        

«Земля, вода, огонь» Цель: закреплять знания детей об обитателях различных стихий.                                                                                                               «Что лишнее?» Цель: закреплять знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.                                                                                      «Мое облако»  Цель: развивать воображение, образное восприятие природы.                                                                                                                                      «Игра в загадки» Цель: расширять словарный запас детей.      «Закончи предложение» Цель: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Строение растений. Цветок.                         Цель: знакомить детей со строением растений.                                   Насекомые около клумбы.                        Цель: знакомить с жизнью насекомых; развивать наблюдательность.                      Наблюдение за сезонными изменениями.                                                Цель: закреплять знания о взаимодействии живой и неживой природы.                                                   Наблюдение за песком                                        Цель: закрепить свойства песка.                  Наблюдение за водой                                               Цель: научить детей аккуратно обращаться с водой.

 октябрь

«Свойства почвы»

Цель: Познакомить с состоянием почвы (сухая, влажная).

«Свойства глины»

Цель: Познакомить со свойствами глины (водонепроницаемость, сохранение формы)                        «Свойства бумаги»                                                      Цель:  Расширять и уточнять знания детей о свойствах бумаги (гладкая, тонкая, цветная, шероховатая, прозрачная, белая).

«Эта удивительная соль»

Цель: Изучения особенностей соли, её свойств и качеств.

«Что растет в лесу?» Цель: закреплять знания о лесных (садовых) растениях.                                                                              «Где что можно делать?» Цель: активизировать в речи детей глаголы.                                                                                                           «Живая и неживая природа» Цель: систематизировать знания детей о живой и неживой природе.                                                                      «Когда это бывает?»  Цель: уточнить знания детей о сезонных изменениях; развивать внимание.                                                      «Составь предложение» Цель: научить составлять предложение с заданным словом.                                                                       «Грибная полянка»  Цель: закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах.

«Отгадай, какая птица?» Цель: учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням.

Наблюдение за перелетными птицами.                                                               Цель: закреплять знания о перелетных птицах.                                Наблюдение за березой.                                           Цель: продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.                  Наблюдение за облаками.                                  Цель: развивать наблюдательность.         Наблюдение за бумагой.                  Цель: определить, какая бумага размокает быстрее.                                                    Наблюдение за солнцем.                              Цель: обратите внимание, что солнце все реже появляется на небе, меньше греет.

ноябрь

«Чудо магнит»                                                                    Цель: Познакомить со свойствами магнита.                                                                                  «Камни»                                                                                Цель: Показать разнообразие камней по внешним признакам.          «Металл»                                              Цель: Познакомить детей с металлом, его свойствами, значением в жизни человека                                                   «Дерево»                                                                           Цель: Знакомить детей со свойствами деревянных предметов. 

«Поймай рыбку» Цель: развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов применения магнитов.

«Добавлялки»  Цель: развивает речевое творчество детей.  «Живая и неживая природа» Цель: систематизировать знания детей о живой и неживой природе.                                                                                 «Узнай по описанию» Цель: учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию.                                                              «Что из чего сделано?» Цель: активизировать произношение прилагательных.                                                                                                    «Скажи, какой?» Цель: учить детей выделять признаки предмета.

Наблюдение за погодой.                                                          Цель: определение состояние погоды.     Наблюдение за деревьями.

Цель: обратите внимание детей на то, что листьев на деревьях, кустарниках осталось мало.                                                                              Наблюдение за грузовым транспортом.                                                                    Цель: учить отличать грузовой автомобиль  от легкового.

Наблюдение за изморозью и инеем.

Цель: обратить внимание детей на то, что изморозь появляется при понижении температуры воздуха.                            Наблюдение за синицей.

Цель: продолжать вызывать интерес к пернатым.

декабрь

«Вода и снег»

Цель: закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния.

«Стекло»

Цель: Познакомить детей со стеклом, его свойствами.

«Снег и его свойства»

Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

«Свет повсюду»

Цель: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна) и искусственные (лампа, свеча).

«Отгадай предмет по названиям его частей» Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

«Я начну, а ты закончи» Цель: активизировать в речи предлог У.

«Кто больше увидит и назовёт»  Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

«Угадай, чей голосок»  Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств

«Что ты делаешь?» (Народная игра) Цель: активизировать употребление глаголов и глагольных форм, обозначающих проф. действия.

«Кто больше?» Цель: упражнять в подборе определений к существительным. (Снег какой? (холодный, мокрый, белый).

Наблюдение за ветром.

 Цель: учить определять наличие и направление ветра.

Наблюдение за солнцем.

Цель: обратить внимание, что солнце светит все реже, поднимается невысоко. Наблюдение за птицами.

Цель: уточнить, какие птицы остались зимовать.

 Наблюдение за снегом.

Цель: определить, какой снег тает быстрее - рыхлый или утрамбованный.

Наблюдение за температурой воздуха.

Цель: обратить внимание, что понижение температуры приводит к заморозкам.

январь

«Зависимость таяния снега от температуры»

Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

 «Путешествие капельки»
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, расширить представления о значении воды для жизни человека.

Какие предметы могут плавать?

Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

"Вчера, сегодня, завтра".
Цель: учить правильно употреблять наречия времени.

«Четвертый лишний»

Цель: закреплять знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.  

  «Подбери слово»

Цель: упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными.

«Кто больше?»

Цель: упражнять в подборе определений к существительным.

  «Кто больше?» Цель: упражнять в подборе определений к существительным. (Снег какой? (холодный, мокрый, белый).

 « Назови три предмета».

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

                                                                         

Наблюдение за метелью

Цельдать представление о движении снега в ветреную погоду.

Наблюдение за легковым транспортом

Цель: закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению.

Наблюдение за снежинками

Цели:

  • обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме;
  • учить сравнивать, развивать познавательную активность.

                                                                                                февраль

«Свет и тень»

Цель:познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

«Замерзшая вода»

Цель:выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

«Разноцветные шарики»

Цель: получить путем смешивания основных цветов

«Слушай во все уши»        
Цель: Дать детям представление об органах Познакомить со строением уха человека и животного.

«Скажи по-другому»

Цель: учить детей подбирать слова-синонимы, слова, близкие по значению.

«Кто больше знает?».

Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.

«Отгадайте, что за растение?»

Цель: учить узнавать растение по описанию.

«Угадай, что в мешочке?»

Цель: учить описывать признаки, воспринимаемые на ощупь.

«Подбери слово»

Цель: упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными.

«Скажи, какой?» Цель: учить детей выделять признаки предмета.

Наблюдение за снегом

Цельформировать представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы.

Наблюдение за облаками.                                  Цель: развивать наблюдательность.         Наблюдение за бумагой.                  Цель: определить, какая бумага размокает быстрее.

Наблюдение за трудом дворника

Цели:продолжать наблюдения за работой дворника;воспитывать любовь и уважение к работе дворника;

март

«Таинственные картинки»

Цель:показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

«Испарение»                   Цель: познакомить детей с превращениями воды из жидкого состояния в газообразное.

«Ткани» Цель: Познакомить с различными видами тканей.

«Нужен ли корешкам воздух?»

Цель: Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

«Что это такое?» Цель: учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов; развивать фантазию.                                                                                                            «Земля, вода, огонь» Цель: закреплять знания детей об обитателях различных стихий.                                                                                                               «Что лишнее?» Цель: закреплять знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.  

    «Скажи, какой?» Цель: учить детей выделять признаки предмета    

     «Что лишнее?» Цель: закреплять знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.                                                                                                                                                          

Наблюдение за ветром

Цель: Повторить понятие «ветер». Уточнить  зависимость между деревьями, их состоянием и ветреной погодой.

Наблюдение за таянием снега

Цель: показать детям места, где снег и лед тают быстрее, предложить подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают?

Наблюдение за небом и облаками.

Цель: закрепить представление о весне. Обратить внимание на изменения, происшедшие на небе.

 Наблюдение за капелью

Цель: расширить представление детей о весне, обогатить их знания новыми словами и понятиями

                                                                      апрель

«Как образуется тень»

Цель:   Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

«Как влияет солнце на растение»

Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста растений.

«Разноцветные шарики»

Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой

«Отгадай-ка!».

Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет

«Лесник».

Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена).

«Найди пару».

Цель: развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.

«Кто больше слов придумает».

Цель: активизировать словарь; расширять кругозор.

Наблюдение за кошкой

Цели: продолжать закреплять знания о домашних питомцах, их поведении; учить делиться впечатлениями от общения с ними, воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

Наблюдение за ветром

Цели: уточнять и расширять знания детей об окружающем мире, о воздухе, о ветре; знакомить с причинами его возникновения.

Наблюдение за березой (кора дерева)

Цели: расширять знания о растительном мире Прививать любовь к Родине.

май

«Для чего корешки?»              Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений;

«Камни». 
Цель: Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть

«Что это такое?» Цель: учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов; развивать фантазию.                                                                                                            «Земля, вода, огонь» Цель: закреплять знания детей об обитателях различных стихий.                                                                                                               «Что лишнее?» Цель: закреплять знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.                                                                                      «Мое облако»  Цель: развивать воображение, образное восприятие природы.                                                                                                                                      «Игра в загадки» Цель: расширять словарный запас детей.      «Закончи предложение» Цель: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Строение растений. Цветок.                         Цель: знакомить детей со строением растений.                                   Насекомые около клумбы.                        Цель: знакомить с жизнью насекомых; развивать наблюдательность.                      Наблюдение за сезонными изменениями.                                                Цель: закреплять знания о взаимодействии живой и неживой природы.                                                   Наблюдение за песком                                        Цель: закрепить свойства песка.                  Наблюдение за водой                                               Цель: научить детей аккуратно обращаться с водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

План по эксперементальной деятельности в подготовительной группе,с указанием цели....

Перспективный план экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Перспективный план экспериментальной деятельности в подготовительной группе...

План опытно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Представлен примерный план работы с детьми подготовительной к школе группы по формированию опытно - экспериментальной деятельности, развитию познавательных интересов детей....