«Взаимодействие детского сада и семьи»
консультация по теме
Для того чтобы пребывание ребенка в детском саду было комфортным, полноценно развивались его духовные и физические силы, необходимо наладить взаимодействие педагога с родителями.
Татьяна Николаевна Доронова использует термин “Взаимодействие“ детского сада и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами. Родители выступают в позиции партнеров а не учеников воспитателей.Почему необходимо устанавливать контакт с семьей? Один из важных механизмов социализации ребенка по И.С. Кону д.п.н.- это повторение одних и тех же требований к ребенку изо дня в день, единство воспитательных воздействий и их последовательность со стороны педагогов и родителей. Если это нарушается то у ребенка начинается дискомфорт, он плохо усваивает правила поведения, начинает приспосабливаться, хитрить.
М.И. Лисина выделяет факторы влияющие на успешность воспитания ребенка, к ним относятся:
- Предоставление ребенку возможности активно действовать со многими предметами, полноценное участие взрослого в этот процесс.
- Показать значимость и важность правильного развития ребенка.
Вовлечение родителей в жизнь группы важный момент значимости и важности общения с ребенком, повышение педагогического уровня и педагогической культуры родителей.
Последние десятилетия актуальными задачами взаимодействия детского сада и семьи остаются:
- Индивидуальная работа.
- Дифференцированный подход к семьям имеющим различный социальный статус и материальную возможность.
Последние время многие ученые педагоги занимаются проблемой вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада, налаживание взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. С.В. Глебова д.п.н. считает - фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влечением. Потому то что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки оказываются более прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Большое значение на развитие ребенка оказывает семья. Исследования Л.С. Выготского, Л.С. Лисиной показали, что существенным фактором, влияющим на благополучие ребенка является семья и главным образом качество общения ребенка с родителями.
В беседах с родителями важно подчеркнуть, что уже с раннего возраста необходимо проектировать будущее своего ребенка, ясно представлять какого человека они хотят вырастить, какие черты характера в нем сформировать.
Т.Н. Доронова считает воспитатель должен заострить внимание родителей на том что дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий; ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия взаимных симпатий.
Понимание того что развитие детей может быть эффективным только при непосредственном участии семьи, позволило определиться с основными положениями, рекомендациями по налаживанию контакта с семьей:
- Т.Н. Доронова - активные формы привлечения родителей в образовательный процесс, участие родителей в составления индивидуального плана развития ребенка.
- А.В. Козлова – сотрудничество всех участников образовательного процесса, установления равноправных отношений между ними.
Анализ изученности теоритических предпосылок дал возможность определить ряд положений важных и значимых для работы с родителями. Цель заключается в формировании равноправных доверительных отношений с семьей. Для решения поставленных целей определенны следующие задачи:
- Изучение семьи и ее индивидуальных особенностей.
- Сформировать потребность субъектной позиции родителей в развитие детей.
- Предоставить всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установление контакта с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка, было проведено анкетирование родителей “Сотрудничество детского сада и семьи”. На основе собранных данных осуществлен анализ особенностей интересов детей и семьи, их традиций. Выработала тактику общения с каждым родителем, что помогло в лучшей ориентировке педагогических потребностях семьи. В учете ее индивидуальных особенностей и возможностей был разработан критерий “Включенность родителей в образовательный процесс”. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях;
- Посещение родительских собраний и консультаций.
- Присутствие родителей на детских праздниках.
- Участие в выставках, тематических встречах, в анкетирование.
- Помощь родителей в оснащение педагогического процесса.
Позднее были выделены качественные показатели – инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Анализ полученных результатов позволил выделить три группы родителей.
Родители лидеры - которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно - образовательном процессе.
Родители исполнители – которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители сторонние наблюдатели.
Таким образом появилась возможность дифференцированного подхода к родителям, в выборе проведения активных форм работы.
Выделены наиболее эффективные формы работы:
- Общие и групповые родительские собрания.
- Консультации, также индивидуальные.
- Выставки детских работ с участием родителей.
- Дни добрых дел.
- Участие родителей в подготовке к праздникам.
- Работа с родительским комитетом группы.
- Наглядная пропаганда.
- Тематические встречи.
- Совместное создание предметно- развивающейся среды.
На сегодняшний день сложилась определенная система в работе с родителями. Использование активных форм работы дало определенные результаты; родители стали активными участниками встреч и партнерами воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Определились единые цели и подходы в разработках индивидуальных маршрутов развития ребенка, активное участие в создание портфолио. Позиция родителей как партнеров стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
По результатам моего наблюдения нет родителей наблюдателей, на 30 % выросло число родителей лидеров и до 70 % выросло число родителей исполнителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие детского сада и семьи»
Для того чтобы пребывание ребенка в детском саду было комфортным, полноценно развивались его духовные и физические силы, необходимо наладить взаимодействие педагога с родителями.
Татьяна Николаевна Доронова использует термин “Взаимодействие“ детского сада и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами. Родители выступают в позиции партнеров а не учеников воспитателей.
Почему необходимо устанавливать контакт с семьей? Один из важных механизмов социализации ребенка по И.С. Кону д.п.н.- это повторение одних и тех же требований к ребенку изо дня в день, единство воспитательных воздействий и их последовательность со стороны педагогов и родителей. Если это нарушается то у ребенка начинается дискомфорт, он плохо усваивает правила поведения, начинает приспосабливаться, хитрить.
М.И. Лисина выделяет факторы влияющие на успешность воспитания ребенка, к ним относятся:
- Предоставление ребенку возможности активно действовать со многими предметами, полноценное участие взрослого в этот процесс.
- Показать значимость и важность правильного развития ребенка.
Вовлечение родителей в жизнь группы важный момент значимости и важности общения с ребенком, повышение педагогического уровня и педагогической культуры родителей.
Последние десятилетия актуальными задачами взаимодействия детского сада и семьи остаются:
- Индивидуальная работа.
- Дифференцированный подход к семьям имеющим различный социальный статус и материальную возможность.
Последние время многие ученые педагоги занимаются проблемой вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада, налаживание взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. С.В. Глебова д.п.н. считает - фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влечением. Потому то что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки оказываются более прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Большое значение на развитие ребенка оказывает семья. Исследования Л.С. Выготского, Л.С. Лисиной показали, что существенным фактором, влияющим на благополучие ребенка является семья и главным образом качество общения ребенка с родителями.
В беседах с родителями важно подчеркнуть, что уже с раннего возраста необходимо проектировать будущее своего ребенка, ясно представлять какого человека они хотят вырастить, какие черты характера в нем сформировать.
Т.Н. Доронова считает воспитатель должен заострить внимание родителей на том что дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий; ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия взаимных симпатий.
Понимание того что развитие детей может быть эффективным только при непосредственном участии семьи, позволило определиться с основными положениями, рекомендациями по налаживанию контакта с семьей:
- Т.Н. Доронова - активные формы привлечения родителей в образовательный процесс, участие родителей в составления индивидуального плана развития ребенка.
- А.В. Козлова – сотрудничество всех участников образовательного процесса, установления равноправных отношений между ними.
Анализ изученности теоритических предпосылок дал возможность определить ряд положений важных и значимых для работы с родителями. Цель заключается в формировании равноправных доверительных отношений с семьей. Для решения поставленных целей определенны следующие задачи:
- Изучение семьи и ее индивидуальных особенностей.
- Сформировать потребность субъектной позиции родителей в развитие детей.
- Предоставить всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установление контакта с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка, было проведено анкетирование родителей “Сотрудничество детского сада и семьи”. На основе собранных данных осуществлен анализ особенностей интересов детей и семьи, их традиций. Выработала тактику общения с каждым родителем, что помогло в лучшей ориентировке педагогических потребностях семьи. В учете ее индивидуальных особенностей и возможностей был разработан критерий “Включенность родителей в образовательный процесс”. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях;
- Посещение родительских собраний и консультаций.
- Присутствие родителей на детских праздниках.
- Участие в выставках, тематических встречах, в анкетирование.
- Помощь родителей в оснащение педагогического процесса.
Позднее были выделены качественные показатели – инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Анализ полученных результатов позволил выделить три группы родителей.
Родители лидеры - которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно - образовательном процессе.
Родители исполнители – которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители сторонние наблюдатели.
Таким образом появилась возможность дифференцированного подхода к родителям, в выборе проведения активных форм работы.
Выделены наиболее эффективные формы работы:
- Общие и групповые родительские собрания.
- Консультации, также индивидуальные.
- Выставки детских работ с участием родителей.
- Дни добрых дел.
- Участие родителей в подготовке к праздникам.
- Работа с родительским комитетом группы.
- Наглядная пропаганда.
- Тематические встречи.
- Совместное создание предметно- развивающейся среды.
На сегодняшний день сложилась определенная система в работе с родителями. Использование активных форм работы дало определенные результаты; родители стали активными участниками встреч и партнерами воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Определились единые цели и подходы в разработках индивидуальных маршрутов развития ребенка, активное участие в создание портфолио. Позиция родителей как партнеров стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
По результатам моего наблюдения нет родителей наблюдателей, на 30 % выросло число родителей лидеров и до 70 % выросло число родителей исполнителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет в детском саду "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с с...
Педсовет в детском саду (ДОУ) "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
quot;Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полно...
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе....
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. ...
Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»
Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группыМБДОУ детского сада «Сайзанак» в соответств...
Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»
Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы м...
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического р...