Проект " Огород на подоконнике"
проект (подготовительная группа) по теме
Прошлой зимой - весной, мы с моими ребятами подготовительной группы выращивали огород на подоконнике, это было очень интересно, увлекательно и познавательно. Вот такой, необыкновенно красивый огород красовался в нашей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_900202.pptx | 1.78 МБ |
ogorod_na_podokonnike.doc | 489.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вид проекта: познавательно – практический. Участники проекта : Воспитатель, воспитанники, родители Цель проекта: формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в совместных с детьми мероприятиях. Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, труд, чтение художественной литературы, музыка.
Задачи: - Формировать представления о работах проводимых в весенний и летний период в саду и огороде. - Расширять представление детей о жизни растений. - Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. - Учить детей делать выводы на основе наблюдений. - Участвовать в посильной практической деятельности. - Воспитывать бережное отношение к растениям. -Расширять, обогащать, активизировать словарь детей. -Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Этапы проекта: 1 Этап – подготовительный. В группе детского сада мы обустроили на подоконнике. Изготовили таблички-указатели с картинками растений.
2 Этап – исследовательский. Вместе с детьми мы наблюдали за ростом растений. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. На этом этапе дети познакомились с разнообразной художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Проводились разнообразные занятия, дидактические игры и беседы.
3 Этап – заключительный. На этом этапе мы подводили итоги проекта, оформляли выставки детских рисунков и работ. Предполагаемый результат: 1. Дети закрепляют знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают. 2. Дети получат представления о труде взрослых. 3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям. 4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов. А вот так необычно мы выращивали зелёный лук- настоящие русские берёзки получились!
По реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты: 1. Дети познакомились с культурными растениями 2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях 3. Дети увидели многообразие посевного материала 4. Дети стали бережнее относиться к растительному миру 5. В группе был создан огород на подоконнике 6. Дети стали более уважительнее относиться к труду
Предварительный просмотр:
Проект «Огород на подоконнике»
Вид проекта: творческо-исследовательский
Продолжительность: 2 месяца (февраль,март)
Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги
Образовательная область: социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая и физическая
Актуальность: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для исследовательско-творческой деятельности детей. К сожалению большинство современных детей редко общаются с природой и не имеют элементарных представлений, откуда появляются фрукты, овощи и другие продукты в магазине. Взрослые (родители) из-за своей загруженности не всегда могут донести до детей цикл развития растений от «семени к плоду». Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Воспитание у детей любви к природе.
Задачи образовательных областей:
1. Познавательное развитие:
- формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
- формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- развивать умение наблюдать, выделять предмет из окружающего пространства по определённым признакам. Обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
2. Речевое развитие:
- формировать у детей навыки культуры слушателя, развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ с опорой на схему, строить развернутое суждение, умозаключение.
- стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребѐнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками
3. Социально – коммуникативное развитие:
- развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- развивать познавательные и творческие способности.
- формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и со сверстниками.
- развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
- воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
4. Художественно – эстетическое развитие:
- рисование – учить детей рисовать овощи, которые будем растить; развивать творчество, закреплять умение рисовать красками, кистью.
- аппликация – учить передавать несложную композицию, составлять целый образ из деталей.
5. Физическая культура:
развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции.
Ожидаемые результаты.
Дети научатся сажать и ухаживать за растениями, растущими на огороде, познакомятся с условиями их содержания.
Появятся знания и представления о росте растений в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
Улучшится состояние высших психических функций: речь, мышление, воображение, память, внимание, восприятие.
Обогатится словарный запас по теме проекта, появится опыт коммуникативного общения при партнерских взаимоотношениях, появится навык свободного общения с людьми.
Основные формы реализации проекта:
- игровые занятия,
- работа с родителями,
- работа с художественной и познавательной литературой,
- работа с пословицами, художественное творчество,
- работа с дневником наблюдения,
- посадка рассады овощей, посадка лука, посадка зелени,
- решение проблемных ситуаций, игровые упражнения и дидактические игры.
Словарная работа
семена, почва, рассада, подкормка, всходы, росток, побег.
Материал и оборудование:
лоточки, земля, семена, совочки, лупа, лейка, игрушки (дед, бабка, корова, коза, кошка, волк, лиса, заяц, медведь) цветная бумага для изготовления лягушек и подсолнухов.
Работа с родителями.
Предложить родителям помочь в организации проведения проекта «Огород на подоконнике» – контейнеры, землю, семена для посадки.
Предполагаемый результат:
- дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
- с помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
- с помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
- у детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
- формирование у детей уважительного отношения к труду.
- создание в группе огорода на подоконнике.
- создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
- активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный:
- определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «Огороде на подоконнике», составление плана мероприятий по организации детской деятельности
2. Основной:
- проведение запланированных мероприятий для реализации проета: беседы, посев семян, опыты, эксперименты, уход и наблюдение за растениями, зарисовка в дневник наблюдений, использование интернет ресурса для получения информации, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы.
3. Заключительный
подводятся итоги, итоговая беседа, анализ результативности
Этапы реализации проекта
№ | Мероприятия | Цели | Ответственные | ||
1 этап подготовительный | |||||
1 | Беседа с родителями на тему «Огород на подоконнике» | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | воспитатели | ||
2 | Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение семян, рассады и необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике». | Воспитатели, родители | ||
2 этап основной | |||||
1 | Чтение книг, рассматривание иллюстраций о растениях. | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений. | воспитатели | ||
2 | Беседа «Дикорастущие и культурные растения» «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы». | Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком), познакомить с интересными представителями мира растений. | воспитатели | ||
3 | Практическая деятельность: посадка лука, зелени петрушки, укропа, пшеницы | Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. | воспитатели | ||
4 | Наблюдение за ростом лука, зелени петрушки, укропа, пшеницы | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна и зелени | воспитатели | ||
5 | Труд в уголке природы. | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | воспитатели | ||
6 | Рассматривание овощных и цветочных семян через лупу | Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам | воспитатели | ||
7 | Практическая деятельность: выращивание рассады (помидоры, огурцы, кабачки). | Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. | воспитатели | ||
8 | Наблюдения: за тем, как растут наши растения | Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. | воспитатели | ||
Дидактическая игра «Угадай название овоща», «Угадай на ощупь», «Узнай на вкус». | Закреплять умение различать овощи, называть их быстро, находить нужный овощ среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, где растут. | ||||
3 этап заключительный. | |||||
1 | Обработка и оформление материалов проекта в виде фотографий. | воспитатели | |||
2 | Анализ результативности | воспитатели |
План реализации проекта:
Организационный этап.
Подбор художественной литературы: стихи и загадки, пословицы и поговорки, рассказы и сказки об овощах, экологические сказки. Подбор раскрасок на тему: «Что растет на грядке». Подбор картин и иллюстраций о растениях, растущих в огороде, о труде взрослых по уходу за ними.
Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике».
Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе».
Домашнее задание для родителей:
— изучить с детьми растения, которые выращивает семья у себя на огородах;
— собрать информацию об их выращивании;
— произвести вместе с детьми посадку лука в разных условиях (выращивание в темноте, на свету и в воде);
— составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей о применении зеленого лука в пищу.
Выбор растений, для выращивания в группе на подоконнике.
Приобретение посадочного материала: лук, семена петрушки. Приготовление емкостей для посадки (бросовый материал — тара из — под «минеральной воды», контейнеры, стаканы), земли. Приобретение земли, агроткани.
Изготовление табличек — указателей с имени ребенка (ответственного за растение) и указателей — условий для выращивания их.
Изготовление основы для дерева из пластиковой бутылки.
Подбор орудий труда, необходимых в процессе работы на огороде.
Исследовательский этап:
Рассматривание лука и семян петрушки.
Опытно-экспериментальная деятельность: посадка лука в землю, в стаканчик с водой.
Посадка семян петрушки. Цикл наблюдений за посадками (сравнение, анализ).
Ведение журнала наблюдений за ростом посадок.
Регулярный уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы).
Занятия с детьми: «Растительный мир», «Посадка овощей», «Полезная пища», «Загадки с грядки»
Проведение дидактических игр:
«Что лишнее?»,
«От какого овоща эта часть? »,
«Вершки и корешки»,
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах, фруктах и ягодах, чтение сказок об овощах.
Беседы о том, как выращивают овощи на огороде, в теплице и оранжереях.
Театрализованная игра: «Огород».
Подвижные игры: «Баба сеяла горох»,
Игра – хоровод «Кабачок».
Заключительный этап.
Сбор урожая. Беседа с детьми о достигнутых результатах.
Подведение итогов реализации проекта: анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Оформление выставки рисунков детей «Загадки с грядки», коллективная работа по лепке «Лучок на грядке», «Наш урожай».
Составление рассказов детей о том, как ухаживать за растениями.
Описание проекта.
Работа по усвоению первоначальных представлений социального характера и включение детей 6-7 лет в систему социальных отношений осуществляется в повседневной жизни путем участия в коллективных мероприятиях. На основе взаимодействия со сверстниками и взрослыми развиваются собственные позиции, оценки. Это дает детям возможность занять определенное положение в обществе и является одним из видов из составной успешности социализации.
В основе проекта «Огород на подоконнике» лежит исследовательский поиск в различных направлениях (способность к началам анализа, синтеза, самооценки, наблюдениям), а также стремление к совместной творческо-исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей.
В основе проекта «Огород на подоконнике» лежит исследовательский поиск в различных направлениях (способность к началам анализа, синтеза, самооценки, наблюдениям), а также стремление к совместной творческо-исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей. Родители оказались активными участниками проекта и единомышленниками своих детей. Многие из них по собственной инициативе подключились к работе: приобретали необходимый материал, вместе с детьми ставили эксперименты дома (выращивали лук на свету и в темноте, выращивали лук разного цвета: белый, фиолетовый, обычный), охотно делились знания и опытом по работе на огороде, рисовали с детьми, сочиняли рассказы.
Работа в рамках проекта способствовала формированию коммуникативных навыков, умению сотрудничать детей и взрослых при достижении единых задач в уходе за огородом на подоконнике.
Дети узнали много нового о растениях, растущих на подоконнике, и осознали, что их объекты исследования — живые, что они не могут жить сам по себе, они обитают в определенной среде и их жизнь зависит от многих факторов. У детей сформировалось представление о взаимодействии с окружающей средой, создали замечательные рисунки, сочинили рассказы, поделки, которые были представлены на выставке, пополнили активный словарь, совершенствовали навыки диалогической речи в совместной деятельности участников проекта.
Заключение.
В данном проекте была сделана попытка по развитию у детей 6-7лет исследовательско-творческого интереса в ходе деятельности с взрослыми. Дети приобрели навык публичного предъявления своих мыслей, научились открыто выражать их не бояться вступить в диалог. А в семье формировались партнерские детско-родительские отношения: ребенок становился содержательно интересен родителям, а родители ребенку. Реальная жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым новым содержанием и деятельностью. Коллективная посадка лукового дерева очень понравилась детям.
Список литературы
- Иванова А.И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
- Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду
- Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
- Сигимова М.Н. Познание мира растений.
- Рыжова Н.А. «Наш дом – природа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект "Огород на подоконнике"
Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как детей та...
Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."
Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...
Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» (Возраст детей 2-3 года)
Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательск...
Конспект познавательно-исследовательского досуга в рамках проекта «Огород на подоконнике» для детей средней группы с использованием песочной терапии Тема: « Мы ходили в огород»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитиеИспользуемые технологии: игровая, сказкотерапия...
Проект огород на подоконнике " Во саду ли в огороде".
Проект огород на подоконнике "Во саду ли в огороде"...
Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород»
Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород»...