«Духовно-нравственное воспитание детей» - приобщение к истокам народной культуры и православию.
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад «Рябинка» города Балашова Саратовской области»
Консультация для педагогов
«Духовно-нравственное воспитание детей» - приобщение к истокам народной культуры и православию.
Подготовила:
Алешина Н.В.
Г. Балашов
2015г.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.
Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» (образовательная область «Социализация»), экспериментальной программе по православной культуре «Мир – прекрасное творение», автор Любовь Петровна Гладких.
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.
Задачи:
- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
- активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,
- формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
- создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
В ДОУ оборудован уголок православной культуры, где собран теоретический и практический материал:
- литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения, );
- литература для родителей и педагогов;
- аудиокассеты и видеоматериалы:
- демонстрационный материал для проведения занятий;
- игры по духовно-нравственному воспитанию;
- иллюстрации;
- иконы.
Под руководством методиста мы подбирали и анализировали материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей, которые систематизировались в по разделам:
- православные праздники в детском саду;
- продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;
- консультативный и информационный материал для родителей;
- игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании. Организовывались открытые показы, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.
Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:
- игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.
дидактических: «Православные праздники»
конструктивных: «Выложи из палочек», «Моделирование храма».
словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.
В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…)
В группе оформлен православный уголок для детей.
Россия, Родина, родной край… до боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека.
В православном уголке для детей, в оформлении использованы элементы православной культуры: колокола, иконы, подсвечник. Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, подобраны детские православные журналы, православные календари для детей, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики: («Храмы России», «Святые места России», «Православные святые»).
Планируем оформлять для родителей православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагать литературу для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей. Периодически проходят тематические выставки поделок, рисунков..
В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них ( Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Троица)
- тематические выставки детского творчества.
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как
часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
- экскурсии на природу (красота Божьего мира);
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:
- анкетирования по выявлению сформированности знаний детей о маме и отношения к ней, анализа вместе с детьми их ответов;
- чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.
- бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»
- занятий: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы», «От Матери земной до Матери небесной»;
- заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;
- творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;
- совместные мероприятия детей и мам.
В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.
Реализуем рабочую программу «Приобщение к истокам русской национальной культуры», которая представлена следующими разделами:
- «Как жили люди на Руси»;
- «Декоративно-прикладное искусство»;
- «Устное народное творчество»;
- «Народная игра»
Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты».
Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.
Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей.
В течение года обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица.
Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в Храм..
Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.
Слово «икона» значит «образ». Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют красками) на доске. Иконой или образом называют изображения Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых людей. Икона сопровождает человека во всех местах и делах. Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди. Мы часто видим икону в автомашине. Многие люди носят икону на груди - это нагрудная икона. Икона чем-то похожа на священную книгу. Только в священной книге мы читаем святые слова, а на иконе видим святые лица, которых мы просим о помощи и защите.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам,
на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем.
Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 53% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
Список использованной литературы:
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
- Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -
- С-Пт., 2005
- Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008
- Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
- Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010
- Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.
Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...
«Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувств...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...
Духовно - нравственное воспитание посредством приобщения к истокам народной культуры «Бабушкин сундучок»
Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал,Ты вспоминаешь родину - такую,Какой ее ты в детстве увидал.К. СимоновАктуальность мини-музея :В наши дни, дети очень мало получают ...
Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...