Мастер- класс «Использование мультимедийного сопровождения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
методическая разработка на тему
Мастер- класс «Использование мультимедийного сопровождения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 34.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс «Использование мультимедийного сопровождения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
Автор: старший воспитатель Проняева О.В.
Цель мастер-класса:
Повышение у педагогов интереса к использованию мультимедийных презентаций в учебно-воспитательном процессе; расширить познания в области овладения ИКТ через использование мультимедийных программ Power Pоint, Киностудия повышение профессионального мастерства воспитателей – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.
Задачи мастер-класса:
1. Знакомство слушателей с приемами работы в программах Microsoft Power Point и Киностудия
2. Формирование умений создания и настройки презентаций, фильма.
3. Демонстрация мультимедийного сопровождения к НОД с участием родителей «Витаминка и ее друзья», презентация семейного клуба «Академия любящих сердец» поздравление выпускников с 1 сентября
4. Стимулировать внедрение современных информационных технологий в образовательно-воспитательный процесс педагогов
«Чтобы полноценно усваивать знания, нужно поглощать их с аппетитом»
А. Франс
Если в аудитории, где находится группа людей произнести слово «костёр», то часть присутствующих услышат треск поленьев в нём, другие увидят яркие языки пламени или летящие искорки, третьи вспомнят процесс закладки и разжигания костра.
Всё это не случайно, так как всю информацию об окружающем нас мире мы получаем с помощью пяти основных органов чувств. И у каждого из нас есть определенный излюбленный способ восприятия мира или ведущая модальность, — то, как нам легче и удобнее видеть мир и «укладывать» его в голове.
Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Мы сегодня сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не могу, я не умею». Причём если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня».
Причины такой интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру.
Слайд 1-2: Помочь преодолеть интеллектуальную пассивность, нежелание ребёнка искать и получать новые знания, на наш взгляд, может использование мультимедия
Для чего же нужно использовать информационно-компьютерные технологии в процессе обучения, что нового они привнесут в дошкольное образование, и будут ли эти новшества полезны? Этим вопросом сейчас задаются многие педагоги.
Слайд 2-3: Внедрение ИКТ в образовательную деятельность позволит:
- организовать нетрадиционный подход к воспитанию;
- преодолеть интеллектуальную пассивность детей;
- повысить активность у детей и сформировать представление об окружающей действительности, как необходимых составляющих формирования предпосылок к учебной деятельности, прописанных в п.4.6. ФГОС ДО;
- создать устойчивую мотивацию и потребность дошкольников в активном познании мира, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей.
- повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ, компетенции педагогов и родителей в вопросе повышения мотивации к подготовке детей старшего дошкольного возраста.
- обогатить и преобразовать развивающую предметную среду
Слайд 4: По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ.
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка;
- это отличное средство поддержания задач обучения и развития. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной активности детей;
- компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт ракеты или спутника и другие неожиданности, необычные эффекты).
Мультимедийные презентации могут использоваться для объяснения новой темы, контроля знаний, как средство информации..
Мультимедийные презентации помогают за короткий срок донести информацию до аудитории, наглядно показать объекты в трехмерном измерении.
ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. В образовательных ситуациях с использованием ИКТ дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы у детей повышается интерес к изучаемому материалу, эффективней пройдёт усвоение материала, разовьётся внимание и память, активно пополнится словарный запас, воспитается целеустремлённость и сосредоточенность, совершенствуется воображение и творческие способности.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в образовательной деятельности, но обязательно безусловное соблюдение физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций, требования СанПиН. НОД проводиться со всей группой, с подгруппой и индивидуально включает просмотр презентации, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и длится от 20 до 25 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут.
Роль педагога на занятиях с использованием ИКТ изменяется: педагог теперь не источник знаний, а менеджер педагогического процесса, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью детей и диагностика его психологического состояния. На данном этапе педагогу необходимо определиться с методикой диагностики и методом управления педагогическим процессом. Формы и место использования презентации зависят от содержания деятельности и цели, которую ставит педагог.
Слайд 5-6: Вместе с тем, основная цель педагога — игра, в соответствии с перспективным планом, темой и целей деятельности. Требуется продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, составление слайдов, необходимых для проведения занятия. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при "подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции.
Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.
Внедрение дает возможность создать богатый справочный и иллюстративный материал, представленный в самом разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, перцептивную, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний.
В процессе замысла, создания новых презентаций развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, вызывать у ребенка живой интерес, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям новые пути и средства педагогической работы.
Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на наш взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, позволило разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях.
Итак, рассмотрим универсальность компьютерной техники как средства с широкими демонстрационными возможностями – на НОД с участием родителей
Чаще всего презентации для детского сада создаются в Microsoft PowerPoint — самой популярной на сегодняшний день программе для создания и проведения презентаций, которая является частью Microsoft Office. Что же такое мультимедийная презентация?
Мультимедийная презентация (от лат. praesentatio — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного) — информационный или рекламный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через элементы управления. Сегодня мы с Вами практически попробуем освоить приемы создания презентации и фильма
Практическая работа «Создание мультимедийного сопровождения НОД».
Открываем программу Power Point, для этого заходим в меню Пуск/Программы.
1 шаг. Заполнение первой страницы – информационной.
1. Выполнить команду Главная/Создать слайд. Выбрать Титульный слайд;
2. заголовок слайда (название учреждения);
3. задать подзаголовок слайда (название презентации, ФИО автора);
2 шаг. Рисунок. Анимация
1. Выполнить команду Главная/Создать слайд. Выбрать Пустой слайд.
2. Вставить рисунок из файла
Для выбора рисунка нажмите на панели инструментов кнопку Вставка, Рисунок и далее выбираем файл рисунка на компьютере. При этом появится панель инструментов Формат, с помощью которой можно у рисунка изменить размер, обвести рамкой, отрегулировать яркость и контрастность и т.д.
3. Добавление эффектов анимации.
· выделить текст или рисунок;
· выполнить команду на строке меню Анимация/Настройка анимации/Добавить эффект;
· выбрать в появившемся списке подходящие эффекты.
3 шаг. Создание слайда – Полезные продукты
- Выполнить команду Главная/Создать слайд. Выбрать Пустой слайд;
- Вставить рисунок из файла – изображение продуктов, корзинки (желательно без фона).
- Добавить эффекты анимации к продуктам из категории «Полезно». Только выбрать эффект Пути перемещения/Нарисовать пользовательский путь/Линия.
- Добавить эффекты анимации к продуктам из категории «Вредно» . Анимация/Настройка анимации/Добавить эффект/ Выделение/Качание
4 шаг. Для того, чтобы нужные предметы двигались по вашему желанию –создаем «кнопку», при настройки анимации следует открыть окно запуска анимации и выбрать параметры эффекта
В открывшемся окне открыть вкладку Время/ переключатели/ начать выполнение эффекта при щелчке/ выбрать нужный рисунок
После этого чтобы убедиться, что при нажатии нужного рисунка «кнопки» происходит выбранная вами анимация – нажмите просмотр презентации
5 шаг. Создание слайда с гиперссылкой
1. Выполнить команду Главная/Создать слайд. Выбрать Пустой слайд;
2 . На слайде создать «Кнопки», при нажатии на которые произойдет переход в нужное место в презентации (на нужный слайд). Чтобы кнопка заработала, ставим на нее гиперссылку. Нажимаем правой кнопкой мыши на текст, в появившемся меню выбираем Вставка/Гиперссылка/Место в документе
Выбираем нужный слайд. Для того, чтобы вернуться к первому слайду, создаем на втором кнопку «ДОМОЙ» и также добавляем гиперссылку.
6 шаг. Презентация выиграет, если Вы будете использовать в ней звуковое сопровождение и видеоматериалы. Как же в PowerPoint вставить музыку?
В меню Вставка выберите команду Клипы мультимедиа/Звук, а затем - Звук из файла, организатора клипов, компакт-диска или записанный звук.
1. В окне Вставка звука выберите звуковой файл. Щелкните OK.
2. После закрытия окна программа предложит Вам автоматически запускать звуковой файл при демонстрации слайда. Если вы согласны, выберите пункт Да.
3. В противном случае звуковой файл будет запускаться только по команде пользователя. Для активизации звука в режиме Показа слайдов щелкните расположенный на слайде значок.
Чтобы настроить параметры воспроизведения звука в меню Анимация выберите Настройка анимации. В области задач Настройка анимации выделите имя звукового файла, для которого хотите произвести настройки. Щелкнув стрелку, расположенную справа от имени файла, можно раскрыть меню, с помощью которого настраиваются параметры запуска и времени воспроизведения звукового фрагмента.
Если на слайде имеется несколько объектов, для которых настраивается анимация, используйте кнопки Порядок, расположенные в нижней части области задач, чтобы изменить порядок анимации объектов.
7 шаг. Просмотр презентации
После создания презентации просмотрите ее в режиме показа слайдов. Для этого в строке меню выберете Показ слайдов - начать показ или нажмите на клавиатуре кнопку F5, чтобы начать просмотр с первого слайда. Если не требуется просматривать все слайды, нажмите клавишу ESC, чтобы вернуться в предыдущий режим PowerPoint.
8 шаг Сохранение презентации
Выполнить команду Office/Сохранить как...; Задать имя файла и «Сохранить».
Киностудия
Для начала работы скачиваем и устанавливаем киностудию на своем ПК. (http://soft.mydiv.net/win/download-Windows-Live-Movie-Maker.html)
Добавить проект нужные файлы - заходим во вкладку «Добавить видео и фотографии» В окне проводника необходимо будет выбрать нужные материалы, выделить их и нажать на кнопку «Открыть». Музыку добавляем таким же образом, зайдя во вкладку «Добавить музыку». Обязательно синхронизировать. В верхней панели «Темы автофильма» и выбираем любую понравившуюся. Посмотреть, как она будет выглядеть, можно в окне предпросмотра. Во вкладке «Форматирование» доступны все настройки по отображению текста. Здесь можно установить шрифт, размер, цвет фона, длительность показа и т. д.
Далее просматриваем, как будет выглядеть проект в окне предпросмотра и нажимаем на кнопку «Сохранить фильм»
С программой Киностудия вы сможете создавать красивые видеоролики из собственных фотографий, добавляя к ним множество спецэффектов, переходов и подходящую музыку.
Проблемы создания дидактических мультимедиа-средств
- Разработка занятия с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса.
- создание эффективных компьютерных средств обучения - достаточно сложная и трудоемкая работа.
- педагогу-создателю мультимедиа требуются не только профессиональные знания; необходимо иметь знания в области компьютерных технологий, дизайна, много других знаний и навыков, порой далеких от его основной профессии.
- необходимы современные инструментальные и программные средства, которые достаточно дороги.
Реалии нашей жизни таковы, что нам уже никуда не деться от всё более широкого распространения и необходимости использования информационных технологий в нашей работе. В связи с этим, первоочередной задачей педагогов становится повышение эффективности педагогического процесса за счёт использования ИКТ.
Мы считаем, что есть смысл научиться его грамотно и, главное, эффективно использовать для развития и обучения детей в соответствии с поставленными целями.
Компьютер, мультимедийные средства станут мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Совет нам всем: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения…» Чарльз Дарвин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме «УДЕ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят познавательный интерес к окружа...
«Использование мультимедийного сопровождения в коррекционно-педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения»
Презентация предназначена для педагогов ис пользующих в своей работе компьютерные технологии, интерактивное оборудование, надеемся, что данная презентация будем вам интересна...
Статья "Использование мультимедийных технологий в воспитательно-образовательном процессе"
Широкое развитие информационных технологий и их проникновение во все сферы жизни общества является тенденцией мирового развития. Использование современных технологий в образовательных программах...
Текст к презентации: "Использование мультимедийного сопровождения в воспитательно-образовательном процессе ДО".
Использование мультимедийного сопровождения в воспитательно-образовательном процессе ДО. Слайд№.1...
Мастер-класс Использование кинезиологических упражнений в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС
Цель мастер-класса: Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадицио...
Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» в соответствии с ФГОС
Целью мастер-класса является обмен и распространение педагогических знаний и опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи: Показать и раскр...
Мастер-класс«Использование кинезиологических упражнений в воспитательно –образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС»
Цель: Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных ме...