Экспериментальная деятельность дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО
статья на тему
Материал освещает тему эксперементальнй деятельности в дошкольных образовательных организациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_deyatelnost_doshkolnikov.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Заводских Кристина Валерьевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11»
Экспериментальная деятельность дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания. При этом в соответствии с ФГОС ДО, одним из направлений содержания образовательных областей является:
- Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации
- Формирование познавательных действий, становление сознания
- Развитие первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Воспитанники учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым, открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Реализация идеи и экспериментирования опирается на следующие принципы педагогической деятельности педагога:
- Опора на субъектный опыт дошкольника, который используется в качестве одного из источников обучения;
- Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков;
- Индивидуализация и дифференциация обучение предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;
- Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а так же создание целостности знаний об окружающем мире;
- Организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
- Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.
Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого - педагогических условий организаций учебного процесса:
- Материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;
- В ходе обучения должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;
- Активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- Деятельность должна быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;
- Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса познания, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая материал.
Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе свободного экспериментирования ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к пересмотру как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.
Таким образом экспериментальная деятельность дошкольников является составляющей частью реализации требований ФГОС ДО, способствующая формированию всесторонне развитой личности способной успешно социализироваться в будущей жизни.
Литература
- Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. − Волгоград: Перемена, 2012.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. − № 1.
- Фасий. И. М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования// Методические советы к программе «Детство». − СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по самообразованию "Детская опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"
В данной программе определены цели и задачи, направленные на создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,представлены используемые матер...
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...
«Развитие поисковой, экспериментальной деятельности дошкольников старшего возраста с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО» (из опыта работы).
Данная статья повествует о развитии поисковой, экспериментальной деятельности дошкольников старшего возраста с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО. В статье уделяется внимание познавательно-исследовательс...
Опыт работы «Экспериментальная деятельность дошкольников, в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
ВведениеФедеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к основной общеобразовательной программе дошкольного образования о...
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в условиях ФГОС
Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)Развивать умение д...
Опыт работы «Экспериментальная деятельность дошкольников, в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
laquo;Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой»Н.Н. ПоддьяковВведениеФедеральный государс...