Роль семьи в становлении личности
статья на тему

Яземова Юлия Викторовна
Большое значене в становлении личности имеет семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_stanovlenii_lichnosti.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в становлении личности

Большое значение в становлении личности имеет семья. Правильное воспитание, хорошие взаимоотношения в семье, стремление родителей с раннего детства заметить, что интересует их ребенка и направить их по пути развития этих интересов, с учетом задатков способностей.

Благодаря наследственности передаются определенные задатки способностей. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относят особенности строения головного мозга, движения и органы чувств. Человеческий организм с рождения наделен свойствами нервной системы. Задатки представляют собой предпосылки и возможности развития способностей, но не гарантируют развитие и появление иных способностей.

Способности, возникая на основе задатков, развиваются в процессе и под влиянием деятельности, требующей от человека определенных способностей, а вот вне деятельности способности развиваться не могут.  Какими бы задатками человек не обладал, ему необходимо упорно трудиться, обучаться, чтобы соответствовать выбранному виду деятельности и стать талантливым. Основываясь на одних и тех же задатках могут развиваться разные способности, в зависимости от требований деятельности и характера, а особенно от воспитания и условий жизни в семье. Основой способности человека являются не сами задатки, а их развитие, т.е. не только безусловные рефлексы( природные особенности организма), но и системы условных рефлексов (то что было приобретено в процессе жизни).

Способности – это устойчивые индивидуально-психологические особенности личности, от них зависит успех в разных видах деятельности.

Анализируя роль семьи в жизни человека можно придти к выводу, что семья является социальным институтом, в котором рождается и формируется вступивший в жизнь человек. Немалую роль в воспитании и формировании привычек, взглядов, характера, в самовоспитании и внесемейном воспитании играет для человека общество. Но однако семья развивает хорошие качества и помогает исправить недостатки и пороки, поэтому для человека очень велика роль семьи в его жизни.

Важную роль в становлении личности играет семья. В семье человек делает первые шаги, познавая мир. На родителях лежит большая ответственность за формирование позитивных личностных взглядов на жизнь, на понимание нравственных ценностей. Родители учат тому, что хорошо, а что плохо и закладывают нравственный фундамент, окружающий мир влияет на развитие личности, но основы становления личности заключается в семье. Проанализировав произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума», где герой этого произведения Фамусов говорил: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца», можно сделать вывод о том, что ребенок который с детства находится в негативной обстановке, в ссорах, сам вбирает в себя плохие качества. А взяв другую семью, где царит любовь, взаимопонимание можно уверенно сказать, что ребенок  будет открыт миру и станет человеком с хорошими качествами.

Что же такое семья? Семья - это единство людей. Что их объединяет? Что служит основой отношений людей? Духовное или материальное? Зависит ли от этого, что будет главным для формирующейся личности? Ценностью семьи определяется ценность подрастающего человека.  Роль семьи в становлении личности может быть и положительной и отрицательной. Русские классики в своих произведениях часто раскрывали вопрос о влиянии семьи на развитие подрастающего человека отмечали, что роль семьи в становлении личности огромна. Именно семья принимает участие в становлении личности и открывает дорогу в жизнь.

Типы семейных взаимоотношений:  

1.  Невмешательство - пассивность родителей к воспитанию.

2. Сотрудничество – отношения в семье с общими задачами и целями  деятельности,  за счет этого преодолевается эгоизм.

3. Опека – система отношений, удовлетворение потребностей ребенка. Из-за чрезмерной опеки родителей у ребенка отсутствует самостоятельность.

4. Диктат – подавление одним членом семьи чувства собственного достоинства и инициативы   других его членов.

Стили воспитания:

1.  Ребенок предоставляется сам себе – попустительский.

2.  Родители ребенку навязывают свое мнение – авторитетный.

3.  Родители учитывают интересы ребенка – демократический.

То, что ребенок приобрел за годы жизни, находясь с родителями, это сохраняется на протяжении всей жизни. Важность воздействия семьи на личность ребенка, никак не сравнится ни с одним из институтов воспитания. Родители закладывают основы личностных качеств ребенка.

Типологий семей множество, так как они делятся на различные критерии (функции, традиции и численность).

По количеству детей:

1.  Многодетная (начиная от 5 детей)

2.  Малодетная (1-2 ребенка)

3.  Средне (3-4ребенка)

 По численности:

1.  Неполная семья – отсутствие ребенка или одного из родителей.

2.  Полная нуклеарная семья – родители и дети проживают все вместе.

3. Расширенная семья – проживают несколько поколений или родственники совместно с семьей.

Распределение ролей в семье:

1. Матриархальная – лидерство принимает на себя женщина, мать имеющая чаще большое количество детей;

2.  Эгалитарная (равенство);

3. Автономная – не требующая помощи от общества и государства, выполняющая все необходимые функции и самостоятельно добившаяся определенного положения в обществе. Семья способна приспособиться к любым условиям;

4. Партнерская – равенство меду партнерами, общие обязанности, отношения построены на доверии, уважении и любви;

5.  Патриархальная - живут много поколений, во главе семьи стоит муж.

Семью можно классифицировать:

1. Однородность социального положения супругов – гетерогенная и гомогенная;

2.  Степень формализации – юридическая и фактическая;

3.  Этапы жизненного цикла – молодая, зрелая;

4.  Тип поселения – сельская и городская;

Классифицируется по социальному положению родителей.

В основе внутрисемейных отношений лежит эмоциональная близость.

Подведя итог хочется сказать, что роль семьи в становлении личности не стоит недооценивать. Именно семья является фундаментом человека, семья служит примером нравов и поведения. Чтобы ребенок перенял хорошие качества и поступки по отношению к другим людям, необходимо не только на словах воспитывать ребенка, но и на деле  быть примером для подражания.

Эрик Эриксон в своей теории развития личности, говорит что развитие личности продолжается всю жизнь, где на смену одному благополучному разрешению внутренних противоречий приходит другое:

1. Детство (доверие или недоверие). Первая стадия развития охватывает первый год жизни человека, она соответствует оральной фазе классического психоанализа. В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительный – доверие, отрицательный - недоверие. Если ребенок получает ту заботу и внимание которое ему необходимо, родители выполняют все потребности и ребенок любим, то он будет доверять другим людям. А если ребенку не давать должного внимания и не заботиться о нем, он не будет доверять ни окружающим, ни всему миру и это повлияет на его развитие.

2. Достижение равновесия (нерешительность или самостоятельность).  Второй и третий год жизни охватывает вторая стадия. В этот период у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его психических и моторных способностей. Ребенок осваивает различные движения, приобретает множество других навыков, таких как бегать, лазать, толкать, смеяться, играться. Если родители разрешают ребенку делать то, что он хочет и не торопят его, у него вырабатывается ощущение, что он владеет самим собой, своими побуждениями и благодаря этому у него вырабатывается самостоятельность. Если торопить ребенка и заставлять его что-то делать или делать все за него, у ребенка развивается нерешительность и стыдливость.

3. Предприимчивость или чувство вины. Третья стадия приходится на возраст от четырех до пяти лет. Ребенок приобретает множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, фантазирует. Социальный параметр этой стадии развивается между чувством вины и предприимчивостью. От того как реагируют родители на  идеи детей зависит, какое из качеств перевесит в его характере.

4. Неполноценность или умелость. Четвертая стадия приходится на возраст от шести до одиннадцати лет (латентная фаза). В данный период любовь дочери к отцу и ревность к матери ( с сыновьями наоборот) еще находится в скрытом состоянии. У ребенка развивается способность к регламентированным занятиям, к разработке новых игр и к дедукции. Психосоциальный параметр этой стадии характеризуется либо чувством неполноценности, либо умелостью. Важную роль в его возрастных кризисах играет не только семья, но и общественные институты (школа).

5. Кризис подросткового возраста (путаница ролей или идентификация личности). Пятая стадия 12-18 лет ребенок сталкивается с пробуждением ревности и любви к родителям, это является немаловажной проблемой, которую необходимо решить. Подросток развивается психически и физиологически, к желаниям и ощущениям добавляются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни благодаря созреванию.

Новые особенности психики подростка это его интерес к тому что другие думают сами  о себе. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, общества, религии. Способен вырабатывать или перенимать мировоззрения и теории, которые противоречат и создают гармоничное целое. Подросток – нетерпеливый идеалист, считавший, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить в теории.

Перед подростком, умеющем обобщать, встает задача: объединять все, что он знает о себе самом, т.е. кем он является.  В этой стадии родители играют гораздо более косвенную роль. Если подросток с помощью родителей выработал самостоятельность, умелость и предприимчивость, доверие, то его шансы на собственную индивидуальность возрастают. Идентификация должна начинаться с момента рождения.

Если из-за тяжелого быта или неудач детства подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», он начинает проявлять неуверенность и путается в ролях, кто он такой и какой среде принадлежит. Обычно путаница наблюдается у малолетних преступников и у девочек, которые в подростковом возрасте были распущены, обладали фрагментным представлением о своей личности и свои половые связи не соотносят с системой ценностей и интеллектуальным уровнем.

Эриксон подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии не гарантирует от возникновения новых проблем на других этапах жизни.

6. Конфликты среднего возраста (одиночество или близость). Начало зрелости жизненного цикла это шестая стадия, т.е. период ухаживания и ранние годы семейной жизни (от конца юности до начала среднего возраста). Эриксон выявил в этой стадии параметр заключенный между положительным полюсом близости и отрицательным - одиночества. Близость – это не только физическая близость, но и способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Боязнь возникает, когда успех или провал зависит не от родителей, а от того, как прошел человек предыдущие стадии. Социальные условия могут облегчать или затруднять достижения близости (сексуальная и дружба), если не достичь близости, то человек будет одинок.

7. Самопоглощение или общечеловечность. Седьмая стадия – это зрелый возраст, период когда дети стали подростками, а родители связали себя с определенным родом занятий. Появляется новый параметр личности самопоглощение или общечеловечность. Эриксон называет общечеловечность способностью человека проявлять интерес к судьбам людей за пределами близкого круга,  размышлять о жизни будущего поколения. У кого не выработалось чувство сопричастности человечеству, тот сосредотачивается на себе и заботится он только о своих потребностях и о собственном комфорте.

8. Безнадежность или целостность. Последняя стадия это когда основная работа жизни закончилась и наступает время размышлений и забота о других. Ощущение осмысленности, целостности жизни возникает у тех, кто вспоминая прошлое, чувствует удовлетворение прожитой жизнью. А те, кто считает, что в жизни много упустил, жалеет о многом, понимает, что ничего не исправить, у такого человека появляется отчаянье.

Три фазы (социальное целое, адаптация, интеграция и индивидуализация) выступают как макрофазы развития личности, обозначаемые как три эпохи: детство, отрочество, юность. Именно поэтому ребенок становится зрелой самостоятельной личностью, готовой и дееспособной к воспитанию и воспроизводству нового поколения. А для стадии индивидуализации  выступает отрочество как эпоха противоречий и перелома.

Анализируя роль семьи в становлении личности, мы выявили что большое значение семья играет для личностных качеств ребенка, для его поэтапного развития.

Становление человека как социального существа и биологического вида идет в результате развития. Биологическое развитие и развитие в целом обусловливается фактором наследственности. Наследственность передает ребенку основные биологические признаки человека. От родителей наследственно передается ряд рефлексов, характер обмена веществ, тип нервной деятельности и анатомическое строение. По наследству не передаются приобретенные в течении всей жизни свойства и навыки, но каждый родившийся ребенок обладает большими задатками, но генов одаренности наука не выявила. Развитие и формирование ребенка зависит от социальной структуры общества, от заботы, усилий и желания родителей, от условий воспитания и обучения.

Врожденные особенности человека относятся к биологическому фактору. Особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внутренних и внешних причин называют врожденными особенностями. Кризисы возрастного развития воздействуют на личность человека. Изменения личности человека, которые появляются в период возрастных кризисов, могут оказаться отрицательными или аномальными. К биологическому фактору относится состояние здоровье, которое оказывает влияние на становление человека как личности. Успешному развитию способствует хорошее состояние здоровья.  Плохое здоровье замедляет процесс развития, который сказывается на психологии человека как личности.

Личность – субъект собственной жизнедеятельности, который строит свои витальные контакты с миром; субъект деятельности общения, субъект деятельности самосознания, «открытие» человеком собственного «Я» в процессе возрастного развития. Так характеризует личность В.А. Петровский – Доктор психологических наук, член – корреспондент РАО.

На этапе становления зрелой личности продолжаются процессы формирования осознанной самостоятельности, заложенный в подростковом возрасте. Личность переходит к освоению новых ролей профессионализма, готового к принятию решений, семейного человека, способного позаботиться о других и уметь брать на себя ответственность за воспитание детей. Взрослый период жизни человека является этапом формирования совершенствования личности и зрелости. Завершится он с углубленным развитием личностных качеств. Зрелый человек становится наставником для других, помогая им на пути личностного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Роль книги в становлении личности ребёнка»

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект «Роль книги в становлении личности ребёнка»....

«Роль игры в становлении личности ребенка»

Консультация для родителей...

Роль семьи в становлении личности ребенка

Своеобразным коллективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противополо...

Консультация "Роль отца в становлении личности ребенка"

Отец — это сложные умственные процессы, тонкая душевная организация и свои тараканы. Ни для кого не секрет, что с папой ребенок иначе общается и другими средствами добивается своего. И как сказал В.Л....

роль семьи в становлении личности ребенка

консультация для родителей...

Плакат "Роль семьи в становлении личности ребенка"

Кратко, наглядно, доступно изложены рекомендации для родителей по роли семьи в становлении личности ребенка...

Роль семьи в становлении личности ребенка

Плакат кратко, красочно, наглядно, демонстрирует роль семьи в становлении личности ребенка....