«Развитие дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».
статья (старшая группа)
Дружба - это своеобразный моральный опыт ребенка, содействующий развитию позитивных чувств, образованию нравственных привычек, формированию устойчивых форм поведения, который приобретается прежде всего в совместных играх со сверстниками.
. Долгое время мы работаем по теме «Развитие дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_druzheskih_otnosheniy.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».
Автор: воспитатель высшей категории Е.А. Кузнецова.
Дружба - это своеобразный моральный опыт ребенка, содействующий развитию позитивных чувств, образованию нравственных привычек, формированию устойчивых форм поведения, который приобретается прежде всего в совместных играх со сверстниками.
. Долгое время мы работаем по теме «Развитие дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».
. Проблема межличностных отношений дошкольников на сегодняшний день очень актуальна. ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155) на первый план ставит социально- коммуникативное развитие детей: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Современные дети отличаются эмоциональной бедностью и равнодушием к окружающим людям, не умеют общаться, сопереживать другим. Зло, насилие, которое они видят на экране телевизора, компьютерные игры делают их более жестокими и агрессивными, закрывают живое общение виртуальными персонажами. Растет число детей, которые не умеют договариваться, не проявляют сочувствия к другим людям, конфликтуют с детьми, становятся эгоистами. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития живое общение и игра.
Игра, как важнейший вид детской деятельности- своеобразный способ усвоения общественного опыта. Именно в игре возникают первые дружеские связи и нам, взрослым, важно не упустить момент для формирования определенных нравственных качеств ребенка: взаимопонимания, уступчивости, взаимопомощи.
В качестве цели педагогической деятельности выступает создание условий для повышения уровня сформированности дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в игровую деятельность.
Наша работа началась с разработки программы «Дружная семейка», цель которой построение отношений «педагог- дети- родители»
Ежедневно наблюдая за детьми и обнаружив, что не все знают имена вновь прибывших детей, сосредоточены только на себе, мы подобрали коммуникативные игры, направленные на презентацию ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, действиям и поступкам, а через это на улучшение отношений между детьми в группе: «Давайте познакомимся», «Угадай, о ком идет речь». Возникла проблема - дети не всегда понимали настроение, эмоциональное состояние сверстников. Сразу оформили экран настроения «В гости к гномику», разыгрывали этюды: «Запомни и покажи мое настроение», «Зеркало».
Обратили внимание, что дети играют рядом иногда даже в похожие игрушки, но не объединяются в игре. Была организована и проведена совместная игровая деятельность «Вместе играть веселее», где решали различные ситуации, разыгрывали этюды «Шторм», «Злой дракон», в которых нельзя было спастись в одиночку.
Наблюдая частые ссоры детей, грубое обращение, нежелание договариваться друг с другом использовали коммуникативные игры «Выбросим грубые слова», «Добрые пожелания», «Умеем ли мы быть вежливыми», «Разговор по телефону», которые включали во все виды деятельности, в режимные моменты, на прогулке. Чтобы самостоятельно уладить возникший конфликт после ссоры была сшита игрушка - Мирилка. Незатейливые стишки дети учили дома и в детском саду, после чего легко и самостоятельно могли помириться. В беседе «Дружба начинается с улыбки» предлагали поделиться своей самой доброй улыбкой с помощью волшебного зеркальца.
Развивающую предметно- пространственную среду мы организовали так, чтобы она побуждала детей на познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу. Были оформлены двух, трех, четырех - створчатые разноцветные ширмы, ширма- трансформер, которые дети использовали для организации различных сюжетно- ролевых игр, сшиты элементы костюмов и аксессуары к ним, подобраны разнообразные куски ткани для организации игровых полей. Чтобы развить в детях чувство эмпатии, была организована Каркушина почта. Дети получали письма от Каркуши и спешили делать добрые дела. Оформлен лепбук «Все о дружбе», играя в который дети закрепляют все полученные знания и умения. На веранде и участке детского сада создана игровая социально- коммуникативная зона «Игроград». Здесь дети берут на себя роль хозяев и проводят игры с нашими гостями по различным тематикам «Правила дорожного движения», «Путешествия» и другие. Приятно видеть, как доброжелательно ребята встречают друзей из других групп, стараются, чтобы им было интересно и весело.
Эффективным средством развития доброжелательных отношений между детьми в группе являются театрально- речевые игры по русским народным сказкам. Увидев утром необычную коробку и обнаружив в ней пальчиковый театр «Репка», дети с удовольствием разыгрывали знакомый сюжет, играя пришли к пониманию, что сообща можно решить любую проблему, друзья всегда придут на помощь. В играх «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя», дети не только выполняли взятые на себя роли, но и сопереживали героям, поддерживали своих товарищей.
В своей работе широко используем проектный метод. Наши дети любознательны, у них множество интересов, исходя из этого, разрабатываются краткосрочные проекты на интересующие их темы «Я и мои друзья», «Секреты дружбы».
Один из ребятишек нашей группы очень увлечен динозаврами, ежедневно приносил пакет с игрушками, но играл в одиночку, ни с кем не делился. Однажды утром приходит мама мальчика и говорит, что все игрушки пропали во время прогулки. Дети решили помочь Юре, на другой же день кто-то принес энциклопедию о динозаврах, кто-то книгу «Как слепить динозавра», кто-то игрушку животного. Так был разработан и реализован проект «Удивительный мир динозавров». Мы смотрели познавательные фильмы, совместно с родителями дети готовили доклады и рисовали или лепили древних животных, даже был показан спектакль «Дружба динозавров». Юра построил машину времени, и мы отправились в путешествие на древнюю планету. Самое главное, что никто- ни дети, ни взрослые не остались равнодушными, поддержали ребенка в данной ситуации, приобрели новые знания, умения и друзей.
Работу с родителями мы начали с анкетирования, по результатам которого узнали, что выбранная тема актуальна. Взрослые зачастую пытаются сами определить, с кем ребенку лучше дружить или играть, отчего ребенок замыкается в себе и предпочитает игры в одиночестве. Проводили тренинги на сплочение коллектива родителей, где пытались создать условия для доверительных взаимоотношений. Были подготовлены памятки и буклеты «Учимся дружить», «Смотрим, слушаем читаем о дружбе», родители участвовали в совместных акциях «Смайлик дружбы», «Подарок другу».
Во время экскурсии на почту мама - почтальон помогла нам отправить посылку заболевшему товарищу.
Родители весь год участвовали в наших мероприятиях, выступали в разных ролях на праздниках. Были организованы и проведены: круглый стол «Игра дошкольников в условиях семейного воспитания», педагогическая гостиная «Традиции дружной семьи», мастер- классы «Куклы учат дружить», КВН «Мы все о дружбе знаем». Проводили конкурсы совместного творчества детей и родителей «Портрет друга», «Дерево ласковых имен», оформили книжки - малышки «О добре и дружбе».
В нашей группе есть ребятишки с ОВЗ. Нельзя недооценивать значимость инклюзии для развития этих детей. По мнению родителей «…Один день в коллективе здоровых, позитивно настроенных сверстников, дает для развития ребенка гораздо больше, чем месяц коррекционной работы». Поэтому, мы активно общаемся с детьми из других групп нашего детского сада. К одним детям мы ходим в гости, и там с удовольствием играем в самые разные игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые. Дети из соседней группы приходят к нам, так сложилось, что ребята любят вместе рисовать. Но когда к нам на музыкальное занятие приходят девочки, чтобы станцевать парный танец с мальчишками - это просто праздник. Ну кто будет валяться на полу или бегать по залу, когда рядом красивая соседка?
Беседы на тему «Когда мы были маленькими» подвели нас к тому, что надо познакомиться с малышами детского сада. Общаясь с ними, дети стали понимать свою значимость, сформировалась позиция взрослого, ребятишки стали более внимательными и ответственными, что подкрепляет формирование школьной готовности. Если сначала только несколько старших ребят ходили к малышам, то их эмоциональные рассказы постепенно вовлекли всех детей в эти мероприятия. Подарки для малышей готовили все, а кто пойдет собирать малышей на прогулку, в какие игры лучше поиграть, какой спектакль показать, дети договаривались между собой, или спрашивали совета у взрослых.
Мы старались объяснить ребятишкам, что, подружившись в детстве, можно пронести это чувство через всю жизнь. Стали традицией встречи с нашими выпускниками, дружба которых началась в детском саду. Школьники- наши постоянные помощники. Они не только знакомят детей с правилами школьной жизни, читают книги, играют с детьми, но и участвуют в жизни детского сада: ведут лыжную секцию, принимают участие в мероприятиях (день дошкольного работника, общегородской урок «День воды», интерактивное шоу «Школа магии», летний праздник «День Нептуна», мастер- класс для педагогов.
Подводя итог, можно отметить, что проделанная работа способствует формированию у старших дошкольников таких положительных качеств, как организованность, самостоятельность, активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное, умение дружить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...
Опыт работы «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления...
Презентация "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыс...
Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
В наше время, в век «компьютеров» математикав той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспита...
Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных пред...
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только ...