Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования творчества детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Текст выступления
Наша деятельность с детьми позволяет сделать вывод, что информационно-коммуникативные технологии активно участвуют в формировании творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Мне, как психологу, было интересно, прежде всего, проследить взаимосвязь развития творчества и воображения у детей старшего дошкольного возраста, в том числе и через ИКТ.
Значение творческого воображения в этот период нельзя недооценивать, оно очень активно и помогает детям всесторонне развиваться, познавать окружающий мир и является основой наглядно-образного мышления. Также оно участвует в развитии памяти, речи и мышления в целом. И здесь большая роль отводится организации жизнедеятельности ребенка таким образом, чтобы условия и обстоятельства создавали благоприятные предпосылки для развития творчества.
Так какие же методы и приемы способствуют этому развитию?
-игра;
-проблемные ситуации, где требуется поиск решений;
-эксперимент;
-сказка;
-театрализованные инсценировки;
-творческий рассказ;
-продуктивная деятельность и т. д.
Главным и ведущим видом деятельности для развития творческого воображения, а также других познавательных процессов у дошкольников, является игровая деятельность. И одним из основных принципов, согласно общим положениям ФГОС, является «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».
Само слово игра уже совершенно иначе настраивает детей на восприятие образовательного процесса, создает мотивацию, познавательный интерес, желание участвовать, проявить себя наилучшим образом; настраивает на внимание даже тех деток, кто обычно непоседлив и их бывает сложно организовать.
Как пишет Выготский Л.С. «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но как творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка».
Поскольку, творческое воображение основывается на впечатлениях реальной жизни, на их яркости, эмоциональности, значимости, то в создании этих впечатлений у детей, при организации воспитательно-образовательного процесса, нам очень помогают различные средства ИКТ, такие как видео-, фото- презентации, обучающие видеоролики, музыкальное и звуковое сопровождение.
Также ИКТ применяется при организации продуктивной деятельности. Например, видеопрезентация различных приемов лепки, знакомство с народным творчеством. По конструированию, для наглядности в 3D, демонстрируются модели различных построек. На НОД по окружающему миру детям очень интересно было посмотреть проращивание зерна в ускоренном видео. В работе с детьми по ОБЖ, видеопрезентации также позволяют наглядно отразить, например, последствия небрежного обращения с огнем, объяснить детям правила поведения на железной дороге.
На непосредственно-образовательной деятельности совместно с информационно- коммуникативными технологиями мы применяем игры- путешествия. Например, на НОД по развитию речи, по ФЭМП, по окружающему миру, на продуктивных видах детской деятельности.
Для детей старшего возраста характерно проявление творческого воображения при взаимодействии с предметом. Например, на НОД по развитию речи,путешествие в страну Алфавитию на волшебном поезде, где дети знакомятся с разными звуками, выполняют различные задания в игровой форме, помогают главному герою, проходят «испытания», проявляя успешность. В игре предмет и вовсе может отсутствовать и при этом дети творчески могут представлять с ним некое действие по сценарию. Поэтому в старшей группе мы применяли игры-путешествия, где дети только представляли место и действие. Например, на НОД по окружающему миру, тема «Путешествие на весенний луг». После просмотра яркого с музыкой видеоролика о весне, детям предлагалось в форме релаксационного упражнения, при удобном положении под звуки природы совершить воображаемое путешествие на весенний луг под руководством воспитателя, который описывал происходящее путешествие и при этом каждый ребенок представлял что-то свое. Далее дети делились своими впечатлениями от путешествия в обсуждениях со сверстниками и с воспитателем и в продуктивной деятельности по замыслу отражали то, что они представляли.
В том числе, нами применяются разнообразные игры на взаимодействие между детьми, где они делятся на пары или команды и выполняют обучающие задания, проявляя творчество, индивидуальный подход.
Например, игровое упражнение «Зеркало», «Сервировка стола» -развитие памяти, внимания, воображения, мелкой моторики, быстроты движения. «Определи материал» -развитие внимания, мышления, памяти. «Изобрази животное»-развитие памяти, воображения,«Игра-соревнование» на закрепление понятий домашние и дикие животные - развитие памяти, мышления (НОД окр. мир.);«Игра-соревнование» на закрепление понятий высокий, низкий (ФЭМП).
Также предлагаем детям упражнения, где необходимо по замыслу выполнить задание с определенными условиями, или выложить из геометрических фигур гусеницу (счет до 10-ти) или домик для Маши и Медведя (понятия высокий, низкий)- развитие воображения, памяти, мышления.
При выполнении таких заданий дети сразу видят, оценивают и сравнивают результат и правильность своих действий с действиями других сверстников.
ИКТ активно развиваются и уже прочно вошли в нашу повседневную жизнь, поэтому мы также проводим необходимую работу с родителями, индивидуальные беседы консультации по рекомендациям относительно игр, развивающих воображение, внимание, память и мышление.
Несмотря на то, что мы только в начале пути по применению ИКТ, мы можем отметить, что применение данных технологий в виде презентаций, фото, видеороликов и музыкально-звукового сопровождения, положительно сказывается на формировании и развитии творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ д/с «СКАЗКА»
«Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования творчества детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
Гималиева В.Н.
Котельники,2016 г.
Текст выступления
Наша деятельность с детьми позволяет сделать вывод, что информационно-коммуникативные технологии активно участвуют в формировании творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Мне, как психологу, было интересно, прежде всего, проследить взаимосвязь развития творчества и воображения у детей старшего дошкольного возраста, в том числе и через ИКТ.
Значение творческого воображения в этот период нельзя недооценивать, оно очень активно и помогает детям всесторонне развиваться, познавать окружающий мир и является основой наглядно-образного мышления. Также оно участвует в развитии памяти, речи и мышления в целом. И здесь большая роль отводится организации жизнедеятельности ребенка таким образом, чтобы условия и обстоятельства создавали благоприятные предпосылки для развития творчества.
Так какие же методы и приемы способствуют этому развитию?
-игра;
-проблемные ситуации, где требуется поиск решений;
-эксперимент;
-сказка;
-театрализованные инсценировки;
-творческий рассказ;
-продуктивная деятельность и т. д.
Главным и ведущим видом деятельности для развития творческого воображения, а также других познавательных процессов у дошкольников, является игровая деятельность. И одним из основных принципов, согласно общим положениям ФГОС, является «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».
Само слово игра уже совершенно иначе настраивает детей на восприятие образовательного процесса, создает мотивацию, познавательный интерес, желание участвовать, проявить себя наилучшим образом; настраивает на внимание даже тех деток, кто обычно непоседлив и их бывает сложно организовать.
Как пишет Выготский Л.С. «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но как творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка».
Поскольку, творческое воображение основывается на впечатлениях реальной жизни, на их яркости, эмоциональности, значимости, то в создании этих впечатлений у детей, при организации воспитательно-образовательного процесса, нам очень помогают различные средства ИКТ, такие как видео-, фото- презентации, обучающие видеоролики, музыкальное и звуковое сопровождение.
Также ИКТ применяется при организации продуктивной деятельности. Например, видеопрезентация различных приемов лепки, знакомство с народным творчеством. По конструированию, для наглядности в 3D, демонстрируются модели различных построек. На НОД по окружающему миру детям очень интересно было посмотреть проращивание зерна в ускоренном видео. В работе с детьми по ОБЖ, видеопрезентации также позволяют наглядно отразить, например, последствия небрежного обращения с огнем, объяснить детям правила поведения на железной дороге.
На непосредственно-образовательной деятельности совместно с информационно- коммуникативными технологиями мы применяем игры- путешествия. Например, на НОД по развитию речи, по ФЭМП, по окружающему миру, на продуктивных видах детской деятельности.
Для детей старшего возраста характерно проявление творческого воображения при взаимодействии с предметом. Например, на НОД по развитию речи,путешествие в страну Алфавитию на волшебном поезде, где дети знакомятся с разными звуками, выполняют различные задания в игровой форме, помогают главному герою, проходят «испытания», проявляя успешность. В игре предмет и вовсе может отсутствовать и при этом дети творчески могут представлять с ним некое действие по сценарию. Поэтому в старшей группе мы применяли игры-путешествия, где дети только представляли место и действие. Например, на НОД по окружающему миру, тема «Путешествие на весенний луг». После просмотра яркого с музыкой видеоролика о весне, детям предлагалось в форме релаксационного упражнения, при удобном положении под звуки природы совершить воображаемое путешествие на весенний луг под руководством воспитателя, который описывал происходящее путешествие и при этом каждый ребенок представлял что-то свое. Далее дети делились своими впечатлениями от путешествия в обсуждениях со сверстниками и с воспитателем и в продуктивной деятельности по замыслу отражали то, что они представляли.
В том числе, нами применяются разнообразные игры на взаимодействие между детьми, где они делятся на пары или команды и выполняют обучающие задания, проявляя творчество, индивидуальный подход.
Например, игровое упражнение «Зеркало», «Сервировка стола» -развитие памяти, внимания, воображения, мелкой моторики, быстроты движения. «Определи материал» -развитие внимания, мышления, памяти. «Изобрази животное»-развитие памяти, воображения,«Игра-соревнование» на закрепление понятий домашние и дикие животные - развитие памяти, мышления (НОД окр. мир.);«Игра-соревнование» на закрепление понятий высокий, низкий (ФЭМП).
Также предлагаем детям упражнения, где необходимо по замыслу выполнить задание с определенными условиями, или выложить из геометрических фигур гусеницу (счет до 10-ти) или домик для Маши и Медведя (понятия высокий, низкий)- развитие воображения, памяти, мышления.
При выполнении таких заданий дети сразу видят, оценивают и сравнивают результат и правильность своих действий с действиями других сверстников.
ИКТ активно развиваются и уже прочно вошли в нашу повседневную жизнь, поэтому мы также проводим необходимую работу с родителями, индивидуальные беседы консультации по рекомендациям относительно игр, развивающих воображение, внимание, память и мышление.
Несмотря на то, что мы только в начале пути по применению ИКТ, мы можем отметить, что применение данных технологий в виде презентаций, фото, видеороликов и музыкально-звукового сопровождения, положительно сказывается на формировании и развитии творчества у детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс, который имеет цель формировать у педагогов представление об одном из видов декоративно-прикладного искусства - квиллинге , как средстве развития творчества детей старшего дошкольного воз...
Презентация "Сюжетно- ролевая игра-как средство формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста"
1.Актуальность выбранной темы2.Цель и задачи3.Методическая литература4."Диагностика уровня сформированности игровых навыков" Р.Р.Калининой5.Диагностика "Одень куклу" О.Е.Смирновой6.Педагогический мони...
Презентация : «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста".
Игра-ведущий вид деятельности детей,в ней формируются навыки межличностного общения....
Тема самообразования: " Устное народное творчество как средство формирования словаря детей старшего дошкольного возраста."
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушива...
Модель экологического содержания как средство формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о живой природе
Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако некоторые явления природы невозможно воспри...
Методический семинар по теме «Инновационные технологии как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (Выступление на РМО из опыта работы)
Данный материал может быть полезен для педагогов...
«Прозрачный мольберт как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»
Краткая презентация о работе воспитателя с детьми на прозрачном мольберте...