Что такое хорошо ?
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему
В статье родители могут познакомиться, какие правила должны усвоить дошкольники, чтобы не испытывать сложностей при общении со взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiket.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила поведения человека в обществе создавались и проверялись веками. Они необходимы для того, чтобы человек мог жить среди людей, чувствуя себя свободно и комфортно, но при этом своими привычками не мешал жить другим людям. Тот, кто умеет, живя в обществе, договариваться, уступать друг другу, считается человеком с хорошими манерами. «Этикет» и «хорошие манеры» - это близкие понятия. Разница в том, что хорошие манеры – это соблюдение определённых правил поведения: как себя вести, чтобы с тобой было приятно общаться окружающим. А этикет рассказывает, какие именно манеры считаются хорошими в данном обществе, то есть какой стиль поведения и общения являются наиболее оптимальным, поскольку не мешает окружающим, не нарушает гармонию отношений между людьми. Показывая ребёнку на собственном примере, что такое хорошие манеры – в поведении за столом, в кинотеатре, кафе, в отношениях с родственниками и посторонними, - мы тем самым формируем его характер, прививаем ему «правильные» ценности, учим сглаживать конфликты и располагать к себе окружающих. Обучая детей этикету, важно не переусердствовать. С одной стороны ребёнку необходима дисциплина, с другой – важна свобода проявления собственной индивидуальности. Нормы, границы и правила – это права и обязанности ребёнка. Он должен понять: его собственные права (и правила) заканчиваются там, где начинаются свободы ( и правила) другого человека. Но есть также и общие нормы, границы и правила, предписанные данным обществом и адресованных каждому его члену. Детям дошкольного возраста легко привить правила этикета при соблюдении некоторых требований:
- предъявлять к ребёнку единые и понятные требования , которые должны соблюдаться всеми членами семьи;
- установить разумный баланс между правами и обязанностями ребёнка, его желаниями и интересами других людей;
- будьте конкретны и убедительны;
- давайте положительный пример:
- не поучайте и не отчитывайте ребёнка при посторонних.
Какие же правила этикета доступны дошкольнику?
Правила приёма пищи
- не набивать едой рот;
- пользоваться столовыми приборами, а не руками во время еды;
- пережевывать еду закрытым ртом и не разговаривать с едой во рту;
- кушать медленно, тщательно пережёвывать еду;
- не разрешайте ребёнку выковыривать еду из зубов за столом;
- важно пользоваться салфеткой во время еды;
- научить говорить спасибо за подачу еды;
- благодарить после окончания приёма пищи и сделать комплимент блюду (дома, в гостях, в общественном месте) и т. д.
Правила культуры поведения за столом
- на столе порядок, чистота и красивая сервировка;
- за стол садятся с чистыми руками и лицом;
- нельзя за столом кричать и много говорить, тем более, когда во рту есть пища;
- есть надо спокойно и не спеша, пользуясь столовыми приборами и салфетками;
- в конце застолья нужно обязательно поблагодарить за еду и совместную трапезу.
Правила этикета речевого
- Говорить людям при встрече слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер и другие.
- При окончании встречи говорить людям слова расставания: до свидания, до скорого свидания, до новой встречи.
- Благодарить добрым словом спасибо или благодарю людей, которые сделали для тебя что-то хорошее или оказали помощь.
- Обязательно говорить слово, пожалуйста, когда просишь людей о помощи, о том, чтобы тебе дали нужную вещь, купили игрушку или книжку.
- В ответ на слово спасибо можно сказать слово, пожалуйста.
- Говорить людям комплименты – добрые слова, в которых отмечаются их хорошие качества, достоинства, умения.
- Стараться не обижать людей злыми словами: ты – плохой; ты – злой; я тебя не люблю. О своей обиде лучше сказать: мне не нравится, что ты пожадничал; я не хочу, чтобы ты говорил неправду; мне не хочется сейчас с тобой играть.
- Не говорить обидных прозвищ, они уничтожают дружеские отношения.
- Надо обращаться к людям, называя их по именам. Так мы выделяем среди всех того человека, с которым говорим.
Правила поведения людей в самых разных местах и при самых разных обстоятельствах:
- при знакомстве;
- в момент приветствия и прощания;
- в общественных местах (транспорт, дорога, праздничные мероприятия, музей, кинотеатр, театр, цирк, поликлиника, библиотека, парикмахерская, ресторан и пр.);
- в телефонном разговоре;
- как вести себя в гостях;
- как принимать гостей;
- как вести себя за столом;
- как правильно составлять письма, отвечать на письма;
- общение с незнакомыми людьми, друзьями, старшими людьми;
- употребление вежливых слов (просьба, благодарность, сочувствие);
- выбор одежды и прически для разных мероприятий (dress code);
- соблюдение личной гигиены и забота о здоровье;
- отношение к материальным ценностям;
- понятие о вкусе, красоте, моде, стиле.
Как вести себя в гостях?
Дети живо реагируют на любое слово или поступок, они обижаются, ругаются со сверстниками, иногда кричат и плачут. Но хороший гость не станет этого делать: ссоры и капризы неприятны всем, а больше всего другу, у которого день рождение. Любишь его, желаешь ему счастья и радости - веди себя красиво, чтобы ничто не испортило праздника. Для создания хорошего настроения в компании желательно говорить друг другу комплименты - добрые и приятные слова о достоинствах других людей. Пусть наши дети учатся говорить их друг другу («Какой замечательный у тебя наряд!», «Как хорошо ты прочитал стихотворение!», «(Какую интересную игру ты придумала!» и т.п.).
Перед уходом гости обязательно благодарят хозяев дома. Обсудите с ребенком, почему это следует делать, за что и какими словами мы выражаем свою признательность. Собирая ребенка в гости, напоминайте ему основные правила поведения. Чтобы он не заскучал, превратите это обучение в игру. Например, кто больше вспомнит, что можно и что нельзя делать в гостях.
Правила гостевого этикета, которые должен знать ребёнок, который идёт в гости:
- без приглашения в гости не приходят;
- получив приглашение, надо подготовить подарок и цветы, нарядный костюм и обувь, придумать, с каким номером можно выступить на празднике (спеть песню, прочитать стихотворение, продемонстрировать фокус и т. д.);
- в гостях нельзя делать то, что может испортить праздник.
Правила поведения в общественном транспорте:
Прежде всего, надо отметить простоту и разумность правил поведения в общественном транспорте, главная цель которых – создать наилучшие условия проезда для всех и не мешать друг другу. Как и на улице, в транспорте нельзя кричать, громко разговаривать, сорить, ссориться с окружающими и грубить. При входе в салон следует пропустить тех, кому труднее войти: будущей маме, женщине с маленьким ребенком, пожилому человеку, инвалиду. В переполненном салоне не принято широко расставлять локти и колени, выставлять далеко перед собой ноги. После себя мы должны оставлять чистые сиденья, поэтому нельзя ставить на них грязные сумки и разрешать ребенку забираться с ногами. В транспорте, как и везде, воспитанный человек старается оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Принято уступать места беременным женщинам, детям дошкольного возраста, инвалидам и престарелым, а также любому человеку, которому трудно стоять. Желательно, чтобы мужчины уступали места женщинам, а дети дошкольного возраста - пожилым людям. Отказываться от предложенного места не стоит. За оказанный знак внимания нужно поблагодарить. Иногда ребенок стесняется сказать такие простые слова, как «садитесь, пожалуйста», если он предлагает место, или «спасибо», если предлагают ему. При произнесении этих слов надо улыбнуться и посмотреть в глаза тому, кому они сказаны.
Отправляясь в дальний путь на поезде или самолете, желательно обговорить с ребенком основные правила поведения в дальней дороге: не шуметь, не кричать, не капризничать, разговаривать не громко, здороваться с другими пассажирами и проводниками, отвечать на их вопросы, по окончании поездки попрощаться с ними и пожелать счастливого пути. Одежда должна быть аккуратной, красивой и удобной. Есть следует аккуратно, не торопясь, но быстро. Словом, в дальней дороге надо стараться быть привлекательным, приятным пассажиром и как можно меньше мешать другим.
Выдающийся педагог А.С.Макаренко писал о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитывайте ребенка только тогда, когда с ним разговаривайте, или поучайте его, или приказывайте ему. Вы воспитывайте его в каждый момент вашей жалкой жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговаривайте с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, как вы радуетесь, или печалитесь, - все это для ребенка имеет большое значение».
Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное – чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. Лучше лишний раз напомнить ребёнку, как нужно себя вести, чем кричать на него, что он не так поступил.
В дошкольном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попадать впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок, как справляется со своим поведением, чтобы оно не вызвало недоумение у окружающих.
Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО (ХОРОШИЕ И ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ)
Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения....