Совместная деятельность педагогов и семьи как фактор профилактики дезадаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ
проект (младшая группа) на тему

Иргашева Анастасия Александровна

Адаптационный период- серьёзное испытание для детей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций, расстройства сна и аппетита.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx290.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Детский сад № 11»

Совместная деятельность педагогов и семьи как фактор профилактики

дезадаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ


воспитатель высшей категории

 Иванова Анастасия Александровна

г. Троицк 2014.

Наименование:Совместная деятельность педагогов и семьи как фактор профилактики дезадоптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.

  • Проект ориентирован на использование при работе МБДОУ «Детский сад № 11» программы «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы и др., соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной общеразвивающей программы дошкольного образования

Вид проекта:

  • целевой творческий практико-ориентированный;
  • кратковременный;
  • индивидуальный, групповой;
  • открытый.

Тип проекта:

  • детско-взрослый;
  • ребенок- субъект проектирования;
  • открытый – в МБДОУ и за его пределами.

Продолжительность: 6 месяцев

Срок реализации: 6 месяцев (с сентября по февраль)

Участники проекта:

  • дети раннего возраста (2-3года);
  • специалисты: педагог-психолог, музыкальный руководитель, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, старший воспитатель, воспитатели, инструктор по физической культуре;
  •  родители воспитанников, опекуны, бабушки, дедушки, братья, сестры.

Интегрируемые  образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Актуальность проекта.

По данным официальной статистики, распространённость патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличиваются на 4-5%.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10 % старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания, поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этих заболеваний и найти пути их устранения.

Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Они помечают, что именно в этом возрасте отрицательное воздействие адаптации на организм ребенка усиливается, потому, что разлучаясь с матерью, многие дети уже более осознанно переживают эмоциональный стресс со всеми его отрицательными последствиями.

Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломко привычных форм жизни.

Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.

Научные исследования показали, что характер адаптации ребенка 2 и 3 года жизни является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка не только в детском саду, но и в школе. Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.

Для того чтобы облегчить период адаптации мною был разработан проект «Совместная деятельность педагогов и семьи как фактор профилактики дезадоптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ».

Адаптационный период- серьёзное испытание для детей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций, расстройства сна и аппетита.

Цель программы: создание условий для снижения периода адаптации детей раннего возраста  к условиям ДОУ  и развития эмоциональных отношений  между родителями и детьми.

Задачи программы:

  • повысить психолого-педагогическую компетентность  родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста;
  • развить социальные  и коммутативные умения (самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям), у детей раннего возраста путем взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • установит и развить отношения партнерства и сотрудничества родителей с детьми.

Структура и содержание программы

I блок. Организационный.

Цели: сбор информации, первичное знакомство с  детьми раннего возраста и их родителями.

На этом этапе в работу включены заведующий, старший воспитатель, воспитатели группы раннего возраста, психолог медицинская сестра.

II блок. Консультационно-просветительский.

Цели: знакомство, установления контакта с родителями участвующими в работе адаптационного клуба; психолого- педагогическое просвещение родителей  по вопросам воспитания развития детей раннего возраста; помощь в организации образовательного процесса  в домашних условиях с  учетом возрастных особенностей, интересов , желаний детей раннего возраста.

На данном этапе ответственным выступает педагог-психолог.

IIIблок. Практический.

Цели: организация взаимодействия с родителями и педагогов в реализации программы по профилактике  дезадаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ; развитие социальных и коммутативных умений у детей ( путем взаимодействия со сверстниками и взрослыми); познавательной активности детей раннего возраста( чрез знакомство с природными материалами и другими видами совместной деятельности);двигательной активности ( крупных движений, мелкой моторики); эмоциональной сферы (посредствам совместной деятельности с родителями, тактильного контакта, сопереживания героям сказок и др.).

Предполагаемые результаты для детей:

  • адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ проходит в легкой и средней степени;
  • снижение эмоционального напряжения у детей раннего возраста по поводу расставания с родителями и пребывания в новой обстановке;
  • проявления у детей внутреннего комфорта или эмоциональной удовлетворенности: активные и любознательные ко всему окружающему, у них возникает привязанность к педагогу, желание играть со сверстниками, взаимодействовать с игрушками и предметами окружающей среды;
  • наблюдения у детей адекватного поведения-способности легко и точно выполнять требования среды.

Предполагаемые результаты для родителей:

  • овладения некоторыми приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста;
  • умение замечать и принимать индивидуальные проявления  ребенка раннего возраста;
  • умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности;
  • расширение знаний, касающихся  игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.

Структура адаптационных встреч

Основные этапы встречи

Время

Виды деятельности

Повторяемость

  1. Организационная часть

10-15 мин (пока собираются участники встречи)

Свободная игра для детей. Свободное общение родителей

Каждую встречу

  1. Ритуал приветствия

1,5-2 мин

Приветствие. Пальчиковая гимнастика. Игры с дидактическими игрушками.

Каждую встречу

  1. Творческий

7 мин

Продуктивные виды деятельности: рисование. Лепка, аппликация.

Меняются каждые четыре встречи

  1. Музыкально ритмическая часть

7 мин

Музыкально-ритмические упражнения:  игры с ручками, ножками, имитационные игры, полоса препятствий, игры на коленях.

Меняются каждые четыре встречи

  1. Сказочный

7 мин

Сказка, показанная родителями

Один раз в три встречи

  1. Ритуал прощания

1 мин

Прощание

Каждую встречу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность педагогов и семьи как фактор профилактики дезадаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ.

Адаптационный период- серьёзное испытание для детей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций, р...

Программа профилактики дезадаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Посмотреть и скачать презентацию можно по ссылке https://prezi.com/mww9hvvlw9cc/presentation/...

Программа профилактики дезадаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Материал изложен в форме презентации.Скачать презентацию проекта можно по ссылке https://prezi.com/mww9hvvlw9cc/presentation/?webgl=0...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагогов с детьми 2-3 лет второй группы раннего возраста

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми  2-3 лет второй группы раннего возраста «Пчёлки» комбинированной направленности муниципального автономного дошкольно...

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми 2-3 лет второй группы раннего возраста

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми 2-3 лет второй группы раннего возраста...

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми 2-3 лет второй группы раннего возраста.

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми 2-3 лет второй группы раннего возраста "Пчёлки"Срок реализации программы:2020-2021 уч.год...