Доклад "Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в художественной деятельности"
материал по теме
Доклад для методического объединения педагогов ДОУ "Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в художественной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kommunikativnye_sposobnosti.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Касторенский детский сад «Сказка»
Касторенского района
Курской области
Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в художественной деятельности
(Методическое объединение педагогических
работников детский сад «Сказка»)
Воспитатель:
Семенова Т.Ю.
2014 г.
Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в художественной деятельности
Формирование способности к коммуникации, то есть общению, имеет важнейшее значение для социального и психологического развития ребенка. Оптимальные результаты отмечаются, когда обучение необходимым навыкам происходит в игровой форме.
Социальные психологи определяют дошкольный возраст как переломный в становлении коммуникативных навыков ребенка. В этот период ребенок начинает активно общаться со сверстниками, осваивает новые знания, сталкивается с различными моделями поведения.
Чтобы взаимодействие дошкольников происходило бесконфликтно и несло положительные эмоции, педагоги детского сада и сами родители должны отводить большую роль развитию у них коммуникативных способностей. Это позволит в дальнейшем облегчить адаптацию ребенка к школе, воспитать гармоничную личность.
Что дает развитие коммуникативных способностей
Ребенок дошкольного возраста, чьи навыки общения были умело скорректированы, обладает следующими качествами:
- активность;
- отзывчивость;
- общительность;
- адекватная самооценка;
- знание основных правил поведения;
- эмоциональная уравновешенность;
- умение вести диалог со сверстниками и взрослыми;
- умение избегать конфликтов;
- владение интонациями, мимикой, богатый словарный запас.
Методы развития коммуникативных способностей
Общение через игру. Ребенок дошкольного возраста в силу своих психологических особенностей лучше всего воспринимает новые знания и усваивает навыки, если они были поданы в игровой форме. Именно поэтому обучение приемам общения должно проводиться с использованием игр, направленных на развитие эмоций, формирование умений избегать конфликтных ситуаций.
Наибольший эффект достигается, если педагог или родители применяют различные пособия и атрибуты в сюжетно-ролевых играх (игрушки, мячики, ленты) и демонстрируют стиль правильного поведения на собственном примере.
Общение через музыку. Особенность музыки напрямую влиять на эмоциональное состояние человека может с успехом использоваться для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Музыкальное воспитание детей не только приобщает их к классическому искусству и формирует хороший вкус, но и способно значительно ускорить процесс закрепления навыков общения. Музыка может применяться фоном во время игр на развитие коммуникативных способностей у детей, или же прослушивание музыкального произведения становится главной целью занятия. К музыкотерапии также относятся пение, танцы, ритмика, обучение дошкольников игре на несложных музыкальных инструментах, дирижированию. Все эти действия сплачивают детский коллектив и повышают самооценку каждого отдельного ребенка.
Общение через театральную деятельность. Участие в театрализованных постановках успешно помогает дошкольникам преодолеть такие качества, как робость, застенчивость, неумение вести диалог со сверстниками, излишнюю агрессивность и эгоизм. Разыгрывание на сцене различных ситуаций развивает и закрепляет коммуникативные способности ребенка, прививает интерес к художественной литературе, обогащает словарный запас, учит невербальному общению. Театральное творчество корректирует эмоциональный фон дошкольника, на наглядном примере знакомит его с основными понятиями добра и зла, развивает фантазию и знакомит с многообразием окружающего мира.
Исследования показали, что дети 5-6 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. В то время как именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.
Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребёнка.
При разработке собственных занятий основной акцент педагоги нашей группы делают на развитие эмоциональной отзывчивости детей на различные средства художественной выразительности. Так, на занятиях и вне их обязательно должны быть созданы условия для художественного освоения ребёнком окружающей действительности. К ним относятся пение, пластические движения под музыку, речевая художественная деятельность, совместные детские импровизации, игра со словом и звуком. В этих условиях с изменением среды и форм общения у детей совершенствуются нормы поведения в обществе.
Большое внимание уделяется формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.
Проводиться также коррекционная работа, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Её основой стал синтез методов группового психотренинга и музыкально-творческой деятельности.
В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности используются:
- коммуникативные игры,
- беседы на различные темы,
- разыгрывание и решение “трудных ситуаций”,
- ритмические и интонационные игры со словом,
- музицирование, импровизации, танцы, хороводы,
- психогимнастические упражнения,
- психологические этюды,
- ауторелаксация,
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- обыгрывание эмоционального состояния
- подвижные игры.
При разработке комплекса занятий по развитию коммуникативных способностей мы обратили внимание на театральную деятельность, в ходе которой дети учатся – общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через музыкальную деятельность».
Музыка - это огромный мир удивительных звуков, способствующих развить природные задатки человека, это один из видов искусства, которым с...
«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности»
Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми.Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация». Термин «комму...
Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности
Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми....
« Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности»
Выступление на Семинар – практикум «Развитие коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста. На тему « Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в муз...
Консультация для воспитателей "Технология развития коммуникативных способностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Консультация для воспитателей "Технология развития коммуникативных способностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности"...
Перспективный план работы "Развитие творческих и коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность"
Представляю вашему вниманию перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами на 2 года к программе "Развитие творческих и коммуникативных способностей старших дош...
«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности»
Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация». Термин «коммуникация» по мнению , определяется, как «смысловой и идеально-содер...