Воспитание любви к чтению
учебно-методический материал на тему
Методы, используемые в работе по воспитанию у детей интереса к книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_lyubvi_k_chteniyu.docx | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание любви к чтению»
В нашей жизни все с большей силой современные гаджеты заменяют чтение книг.
Наряду с этим, задумываясь о будущем ребенка, взрослые стремятся как можно раньше познакомить его с буквами и научить читать, полагая, что умение читать способствует интеллектуальному развитию, раннему накоплению знаний и будущему успешному определению жизненного пути человека.
Умение читать сформированное в дошкольном возрасте, постоянные упражнения в технике чтения, призывы, а то приказы самостоятельно читать книги дают обратные результаты. Необходимо не техническое, а психологическое формирование читателя в дошкольнике.
Общение ребенка с книгой нужно организовать как процесс, доставляющий удовольствие, вызывающий интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума и души.
Нужно показать ребенку смысл и назначение литературы, многообразие ее тем, мотивов, жанров, разнообразие книжной продукции; увлечь его процессом чтения, общения с книгой и постараться сделать так, что чтение постепенно становилось ведущей деятельностью. Развитие интересов книги должно стать приоритетом в развитие образования дошкольников.
Образовательная программа нашего ДОУ ставит перед педагогами следующие задачи:
2-3 года и 3-4 года
- Знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова
- Рассказывать народные и авторские сказки, художественные произведения
- Читать наизусть потешки, песенки, небольшие авторские стихи.
- Вызывать у детей интерес к книгам, их рассматриванию
4-5 лет
- Знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова
- Формировать интерес к книге и художественной литературе.
- Приобщать к ведущим темам детской литературы, связанными с жизнью детей.
- Ежедневно читать детям; рассматривать книги, иллюстрации; вести беседы о прочитанном (что понравилось, кто вызывает симпатию, самый интересный момент и т.д.)
5-6 лет и 6-8 лет
- Знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова
- Поддерживать и закреплять интерес к худ. литературе
- Обсуждать с детьми смысл прочитанного, воспринимать богатство литературного языка.
- Учить анализировать тексты на доступном уровне.
- Знакомить с жанровым разнообразием художественной литературы.
- Формировать потребность ежедневного обращения к художественной литературе.
- Воспитывать интерес к книге: систематически знакомить детей с авторами литературных произведений, обращать их внимание на оформление книги.
- Формировать навыки бережного отношения с книгой.
Методы и приемы, используемые с детьми в процессе ознакомления с художественной литературой.
1.Метод Моделирования
При ознакомлении детей со сказками, рассказами, стихами воспитатель уже с младшего возраста вместе с детьми их моделирует, что позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках. Так, при знакомстве детей с русскими народными сказками, используется модель "Волшебные кружочки". После рассказывания воспитателем сказки с использованием настольного или пальчикового театра, детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки воспитатель предлагает детям сесть за стол. Каждому ребенку раздается листок с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, превратив кружки в героев сказки. Воспитатель, напоминает содержание сказки и его героев, обсуждая с детьми их образы. Например, первый кружок превратим в репку. Репка какая? (большая желтая круглая). У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом. Пришел дед репку тащить. Дед какой? (старый, усатый). Нарисуйте во втором кружке усы. Это будет дед. Позвал дед бабку. Бабка какая? (старенькая, в платочке). Нарисуем в третьем кружке платочек, это будет бабка и т.д. Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей, отмечая их особенности, показывая каждый кружок. В последующей работе данные модели используются для рассказывания сказки детьми в совместной деятельности, а также в самостоятельной деятельности. Эти модели дети забирают домой, и рассказывают с помощью них сказку родителям. Также, для моделирования сказки, используем геометрические фигуры. Детям предлагается к каждому персонажу подобрать соответствующую геометрическую фигуру. Так, например, колобок - это маленький желтый кружок, медведь - коричневый большой кружок, лиса - оранжевый кружок и т.д. По выстроенной модели дети повторяют сказку. В группах среднего и старшего дошкольного возраста модели усложняются. Уже используются мнемодорожки и мнемотаблицы.
2.Проектный метод (проект "Откуда пришла книга").
3.Прием «вхождения в произведение» (Представьте, что мы оказались там. Что бы мы услышали, что увидели, что почувствовали, чем пахнет и т. д.) Так, при чтении произведения Братьев Гримм «Бременские музыканты» дети «чувствовали» запах сена, холод, слышали блеянье овечек.
4.Игра «Близкие слова» (подбор синонимов к словосочетаниям: пасмурные дни, настроение грустное, тучи серые, на улице холодно и др.)
5.Паузы во время чтения произведения (как вы думаете, что случилось дальше?);
- Кто больше найдет в произведении красивых слов?
- Почему мы так говорим? (хитрая, как лиса; неуклюжий, как медведь; колючий, как ежик; злой, как волк; трусливый, как заяц);
- Находим интересные и необычные слова в тексте, фразеологизмы;
- Оформление тематических выставок, посвященных творчеству одного из писателей, приуроченных к датам их рождения.
- Рассказы о биографии писателей (чем занимался в детстве и т.д.)
- Создание «книжкиной больницы»
- Выставки детского творчества по мотивам прочитанных произведений
Методы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок, историй.
Важно: Важно интонационно разнообразить чтение, уметь через эмоциональную окраску голоса передавать смысловое значение, свое отношение к изображенным событиям. Только выразительное чтение способствует полноценному восприятию произведения ребенком, побуждает его к рассуждениям, к оценке содержания, персонажей, их действий. Это следует поддержать беседой, вопросами о том, что понравилось, почему, что запомнилось и т. д. Такие беседы направляют внимание детей на осмысление содержания, поэтичности, красоты литературного языка, подводя к тому, что дети могут самостоятельно охарактеризовать образы, мотивированно оценить их, настроиться на сопереживание с героями, творчески отнестись к прочитанному [20].
Ребенка необходимо подготавливать к восприятию произведения. Для этого воспитатель проводит различные предваряющие беседы, в которых он обращается к личному опыту каждого слушателя, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. В предваряющей беседе, которую можно провести во время прогулки, на экскурсии, дети узнают о фактах, явлениях, событиях, положенных в основу сюжета произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к чтению
Консультация составлена на основе анкеты "Ребенок и книга"....
Практические рекомендации о воспитании любви к чтению от Ш.А. Амонашвили
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14311795","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","width":"400"}}]]...
Практические рекомендации о воспитании любви к чтению от Ш.А. Амонашвили
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14311916","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","width":"400"}}]]...
"Воспитание любви к чтению"
quot;Воспитание любви к чтению" доклад из опыта работы...
Консультация для родителей "Воспитание любви к чтению"
Консультация "Воспитание любви к чтению" поможет родителям не упустить важные моменты и вовремя принять верное решение в художественно-эстетическом развитии ребёнка....
Воспитание любви к чтению у старших дошкольников и их родителей.
Консультация для родителей....
Чтоб ребенок стал Читайкой. 7 секретов воспитания любви к чтению
Чтоб ребенок стал Читайкой. 7 секретов воспитания любви к чтению...