ТРИЗ - технология в работе с дошкольниками
презентация к уроку (средняя группа) на тему

Маничева Галина Алексеевна

Исторические и теоретические основы развития ТРИЗ - технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 4.1triz_tehnologii_manicheva_g.a.ppt1.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 72» города Бийска Воспитатель: Маничева Г.А. Ноябрь, 2017г .

Слайд 2

Что такое Т еотия Р решения И зобретательских З адач? ТРИЗ – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

Слайд 3

Около 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер - создал очень интересную и весьма эффективную теорию – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998)

Слайд 4

Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Слайд 5

Основные функции ТРИЗ: 1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. 2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых) . 3. Развитие качеств творческой личности.

Слайд 6

Приведем пять принципов педагогической техники, сформулированные одним из ведущих теоретиков в области ТРИЗ-педагогики - Анатолием Гином, написавшим много работ по ТРИЗ-педагогике.

Слайд 7

1. Принцип свободы выбора. "В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора. С двумя важными условиями: выбранная деятельность должна быть безукоризненно нравственной, иначе строгий запрет, и право выбора должно уравновешиваться осознанной ответственностью за свой выбор.” Человек с большей охотой делает то, что сам предложил. 2. Принцип открытости. “Не только давать знания, но еще и показывать их границы, то есть задачи стимулирующие самостоятельное генерирование идей, постоянное втягивание ребенка в принятие решений, в обсуждение касающихся его проблем.

Слайд 8

3. Принцип деятельности. “Освоение учениками знаний, умений навыков преимущественно в форме деятельности”. Надо стимулировать детей решать огромное количество творческих задач, тогда количество перейдет в качество. 4. Принцип обратной связи. "Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи." 5.Принцип идеальности. "Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования”.

Слайд 9

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. На вопрос ребенка не стоит торопиться отвечать, необходимо предоставить ребенку возможность самому дойти до сути, до истины вопроса, наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать открытия.

Слайд 10

Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции и развить творческое воображение (РТВ); методология решения проблем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач (ОТСМ - общая теория сильного мышления); воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ). В основе ТРИЗ технологии лежат:

Слайд 11

Существуют методы и технологии разработанные на основе ТРИЗ Круги Луллия этот принцип, основанный на морфологическом анализе , используют педагоги для создания развивающих игр и головоломок для детей. Направлены на: закрепление и уточнение уже имеющихся знаний; развитие воображения, фантазии и творчества.

Слайд 12

Морфологический анализ Метод создан швейцарским астрофизиком Ф.Цвикки в 30-х годах ХХ века. Для работы используется морфологическая таблица: по вертикали горизонтали в клетках располагаются картинки или схемы каких либо объектов или их частей. Произвольно выбирая картинки, можно создавать фантастические объекты например, животное с головой зайца, туловищем крокодила, хвостом лисы и ногами жирафа.

Слайд 13

Метод фокальных объектов (МФО) создал профессор Берлинского университета Э. Кунце, в 50-е г.г. Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности. Метод фокальных объектов МФО Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект.

Слайд 14

Цель метода: Учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью превращения себя в кого-нибудь или во что-нибудь в проблемной ситуации. Ожидаемые результаты: Умение представить себя в качестве кого-либо или чего-либо в проблемной ситуации и составить рассказ о себе с точки зрения выбранного объекта. Метод Эмпатия (синектики)

Слайд 15

Суть методики - моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное). Это прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Методика моделирования маленькими человечками ММЧ

Слайд 16

Приемы разрешения противоречий — объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками. например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая растаяла); Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире. Игра «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо. Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная Приемы разрешения противореций

Слайд 17

Метод позволяющий снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей. Перед началом мозгового штурма четко ставится задача - вопрос. С детьми мозговой штурм может возникнуть незапланированно при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной, во время игры - занятия, при обсуждении поступка, случая из жизни или события из художественного произведения. Метод «Мозгового штурма» Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.

Слайд 18

- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. - ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. - ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы. Положительные стороны ТРИЗ :

Слайд 19

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. - М., 2007. - 400 с. ISBN 987-5-9614-0534-7 2. Гин А.А. ТРИЗ педагогика. Книга для умных родителей и учителей. — цифровая книга, 2015 г. 3. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников./ Учебное пособие, Ульяновск, 2003 г. Рекомендуемая литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ТРИЗ - технологии в работе с дошкольниками

Выступление и обобщение опыта на педчтениях об использовании Триз - технологии в работе с дошкольниками...

Использование ТРИЗ - технологии в работе с дошкольниками

Выступление и обобщение опыта на педчтениях об использовании Триз - технологии в работе с дошкольниками...

Мастер-класс для педагогов "Применение ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками".

Мастер-класс для педагогов "Применение ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками"....

Консультация для педагогов "Использование ТРИЗ-технологий в работе с дошкольниками

Консультация  по технологиям развивающего обучения (ТРИЗ), для педагогов в ДОУ...

Использование ТРИЗ технологии в работе с дошкольниками

Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером.Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происх...

«Использование методов и приёмов ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками». для школы молодого специалиста.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспита...

презентация об использовании ТРИЗ технологий в работе с дошкольниками

Типовые приёмы фантазирования при помощи волшебников...