Предметно-развивающая среда
консультация по теме
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХАКАССКОГО ЯЗЫКА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_v_dou.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХАКАССКОГО ЯЗЫКА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Каждый день стараюсь не уйти от понимания того, что моя группа – это не масса детей, а каждый из них уникален в своей неповторимости!
Стараюсь, чтобы родители поняли, что ценю и уважаю личность каждого ребёнка. Для меня очень важно создать тёплые и доверительные взаимоотношения не только с детьми, но и с их родителями.
Я давно размышляла над этим вопросом и поняла, что доверительные отношения с родителями складываются только после того, как они видят искреннее, заботливое и справедливое отношение к их ребёнку. Да, я использую в своей работе различные современные методики развития детей, творчески подхожу к воспитанию и развитию ребёнка, но приоритетным считаю формирование нравственных основ через эффективное взаимодействие с родителями, обращение к семейным традициям.
Ведь семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Прежде всего, я пытаюсь донести до детей ценность семейных отношений и традиций.
Поэтому родители первые помощники в создании в групее предметно-развивающей среды.
Предметно-развивающая среда – это необходимый инструмент в организации педагогического процесса. Она стала неотъемлемой частью образования. Её необходимо организовать так, чтобы она помогала в работе с детьми, а не отвлекала от работы, чтобы она гармонично вписывалась в образовательный процесс, а не нарушала его.
Поиск новых педагогических технологий личностно-ориентированной педагогики и взаимодействия между педагогом и ребенком заставил по-новому посмотреть на функции предметной среды и определить место педагога и ребенка в этой среде.
Существуют следующие функции предметно-развивающей среды:
1. Организующая (как предметы расположены, в каком порядке, для какой цели).
2. Воспитывающая (воспитание отношения друг к другу педагога и ребенка, ребенка и ребенка, ребенка и материала, используемого в образовательной деятельности).
3. Развивающая (какие психические и познавательные процессы задействованы в образовательной деятельности, и как они развиваются при работе ребенка с материалами).
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Культура народа изучаемого языка:
1. Литература.
2. Музыка.
3. Обычаи и нравы.
Интеллектуальные способности:
1.Коммуникативные (хакасский язык, как средство общения).
2.Познавательные.
Психические процессы:
1. Память.
2.Мышление.
3.Внимание
Личностные качества:
1.Доброта.
2.Любовь к людям другого народа, другого языка.
Если среда носит название «предметно-развивающая», то понятно, что предметы, которые входят в нее не могут быть просто какими-то игрушками, кубиками, картинками. Они должны развивать что-то в детях. Что?
Это могут быть:
1. Представления о культуре хакасского языка:
а) литература (сказки, потешки, стихи, рассказы, скороговорки);
б) музыка (песни, танцы, музыкальные инструменты);
в) обычаи и нравы хакасов (образ жизни, работа, досуг, учеба, игры детей, спорт).
2. Интеллектуальные способности:
а) собственно хакасский язык, как средство общения;
б) познавательные (растительный и животный мир, птицы, насекомые, особенности климата, география).
3. Психические процессы:
а) память;
б) внимание;
в) мышление.
Развитие психических процессов поспособствует общему развитию ребенка, что окажет ему большую помощь при учебе в школе.
4. Личностные качества:
а) доброта друг к другу при выполнении заданий и пользовании материалами из среды (уступить, поблагодарить, одолжить);
б) любовь к людям другой страны, национальности, привычек, уклада жизни, принятия другого человека таким, какой он есть;
в) уважение к носителю другого языка, как к личности с его особенностями.
При построении предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие принципы:
1. Принцип эстетики.
2. Принцип интеграции с другими образовательными областями в ДОУ.
3. Принцип возрастного учета.
4. Принцип целесообразности.
5. Принцип дифференциации обучения и развития ребенка.
6. Принцип наглядности.
7. Принцип позитива.
Рассмотрим данные принципы по порядку.
1. Принцип эстетики.
Материалы, используемые в работе с детьми, должны иметь красивый внешний вид. Если педагог пытается развить у ребенка эстетический вкус, это невозможно сделать, если у материалов, с которыми он соприкасается в образовательной деятельности или в режимных моментах, будет неряшливый, некрасивый, убогий вид. Это не будет способствовать восприятию ребенком лексики, звуков. Информация на карточке или картинке, которая с трудом воспринимается зрительно и тактильно, не оправдывает своей цели ни обучающей, ни воспитывающей. Психологически это будет ребенка отталкивать от образовательного процесса.
2. Принцип интеграции с другими образовательными областями в ДОУ.
Взаимодействие между образовательными системами, программами в ДОУ находит свое широкое применение при построении предметно-развивающей среды. Педагог хакасского языка, продумывая работу с детьми, учитывает тематические особенности педагогического процесса. Такие темы, как «Моя семья», «Животные»,
«Погода», «Цвета», «Цифры», «Игрушки» отражаются в других образовательных областях таких, как «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Поэтому, педагог использует тематические карточки, игрушки, литературных персонажей хакасского фольклора, картинки, спортивную атрибутику, маски с животными, рамки-вкладыши, пазлы, строительные наборы, детскую посуду и так далее во взаимной работе с воспитателями, физинструктором, музыкальным руководителем.
Интеграция в использовании материалов среды (групповой и по изучению хакасского языка) способствует лучшему усвоению и развитию коммуникативных умений и навыков у детей. Образовательный процесс идет в одном русле, наблюдается некая общность в организации обучения детей.
3. Принцип возрастного учета.
В основном педагог хакасского языка занимается с группой детей одного возраста. Это дети старшей группы или подготовительной. Но в некоторых детских садах есть разновозрастные группы. Все это необходимо учитывать не только при построении образовательного процесса, но и при создании развивающей среды.
Работать с материалами среды должно быть интересно детям разных возрастов. Они должны соответствовать их уровню развития, восприятия и понимания.
Содержание некоторых тематических карточек смогут освоить только старшие дошкольники. Деткам младшего возраста нужно будет сопоставлять содержание карточки на родном языке, а затем на хакасском.
4. Принцип целесообразности.
Прежде чем вносить какой-то материал в развивающую среду, педагогу следует спросить себя: «Зачем этот материал нужен?», «Какая у него цель?», «Для какого возраста он белее необходим?», «Поможет ли эта карточка, игрушка в освоении хакасского языка?».
Если педагог не собирается обучать детей буквам хакасского алфавита, то зачем они тогда присутствуют в развивающей среде? У материалов должна быть своего рода гармоничность и взаимосвязь друг с другом и с общими целями обучения иностранному языку. Если эта связь не прослеживается, то какой смысл эти материалы держать?
5. Принцип дифференциации развития и обучения ребенка.
У каждого ребенка свой путь развития и обучения. Одни детки одарены в изучении иностранных языков, другим этот процесс дается сложнее. Поэтому в развивающей среде должны быть материалы и простые в использовании, и сложные по содержанию (особенно если группа разновозрастная).
6. Принцип наглядности.
У детей дошкольного возраста сильно развито зрительное восприятие предметов и явлений. То, что они могут созерцать своими глазками, намного более прочно усваивается мозгом. Поэтому наглядность нужно широко использовать в процессе изучения хакасского языка. Лучше всего, если наглядный материал будет:
1. Эстетичным;
2. Ярким по цветовой гамме;
3. Соответствующий тематике изучаемого материала;
4. Оригинальным по содержанию и оформлению.
7. Принцип позитива.
Все, что педагог делает с детьми, должно вызывать у ребенка только положительные эмоции. Невозможно общаться с ребенком, если у педагога грубый голос, неряшливый вид, грязь под ногтями, слишком серьезное выражение лица, отсутствует мимика, блеск в глазах. Такому педагогу (а он также является частью развивающей среды) будет нелегко не только обучать детей чему-то, но и вообще общаться с ними.
Если на карточке черного цвета изображен какой-нибудь страшный гоблин, это не вызовет положительных эмоций. Если на занятии нет атмосферы доброжелательности или присутствует авторитарный тип общения, он не будет играть в игру или петь хакасскую песенку с удовольствием.
Все содержание предметно-развивающей среды должно способствовать повышению интереса у ребенка к изучению хакасского языка, а не подавлять его стремления и действия.
Одним из ведущих принципов обновленного процесса воспитания является принцип культуросообразности. Это означает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с особенностями традиционной культуры нации. Поэтому обучение хакасскому языку занимает особое место в дошкольном образовании. Он не только знакомит с культурой республики изучаемого языка, но и путём сравнения оттеняет особенности национальной культуры. Иными словами, содействует воспитанию дошкольников в контексте диалога культур.
Хакасский язык, являясь существенным элементом культуры народа – носителя языка и средством его передачи другим, способствует приобщению детей к культуре страны изучаемого языка, ознакомлению с праздниками, традициями, литературными произведениями, символами государств, способствует формированию культуры общения, содействует общему развитию и воспитанию детей.
Исходя из вышесказанного, предлагаю в группах ДОУ «Уголки хакасского языка» расширить со следующими разделами:
· Символы Хакасии (флаг, герб, гимн)
· Клендарно-обрядовые праздники
· Литературные герои Хакассии
· Достопримечательности Хакасии
· Традиционные игрушки Хакасов ()
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении
Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....
Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких
особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...
Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе
В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...
Предметно-развивающая.игровая среда в средней группе в соответствиис ФГОС
По 5 областям.Содержание центров....