"Комплекс игр и упражнений для коррекции проявлений поведенческих особенностей у дошкольников".
картотека на тему

Представленный комплекс игр, упражнений и этюдов, которые можно использовать  при работе с застенчивыми детьми, с детьми, у которых можно наблюдать склонность к агрессивным проявлениям, и другими трудностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya.docx70.25 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс игр и упражнений для коррекции проявлений поведенческих особенностей у дошкольников.

Беспокойный ребёнок.

Этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточенности.

«Азбука настроения»

Детям, сидящим за столом, раздается набор из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием. Детей просят по сигналу ведущего поднять карточку, на которой персонаж удивлен, обижен, радуется и т. д. Можно также попросить детей рассказать случаи из своей жизни, когда они испытывали такие же чувства. Азбука дана в приложении.

«Цветок»

Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.

выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы липа расслаблены.

«Первый снег»

Много дней шел мелкий холодный дождь. Дул противный ветер. В саду было уныло и грязно. Мальчика не выпускали на улицу.

Вот и сегодня мальчик проснулся и подумал, что опять не пойдет гулять. Он подошел к окну и замер от приятного изумления. Все было покрыто белым-белым снегом.

Утром глянул я чуть свет: Двор по-зимнему одет. Рапахнул я настежь двери, В сад гляжу, глазам не верю. Эй, Смотрите, чудеса — Опустились небеса! Было облако над нами, Оказалось под ногами.

(А. Гунули)

В саду стало чисто, просторно и красиво. Можно идти гулять. Скорее-скорее одеваться!

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: откинутая назад голова, приподнятве брови, на лице улыбка.

«Встреча с другом»

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ:  объятия, улыбки.

«Два клоуна»

Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми цветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им так смешно, что они, сидя на полу, громко хохочут. Немного успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.

выразительные движения: голова откинута, рот широко раскрыт, губы растянуты улыбкой, брови приподняты,  глаза слегка прищурены.

Мама послала сына в магазин: «Купи печенье и конфеты, — сказала она. — Мы попьем с тобой чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ   ДВИЖЕНИЯ:   походка   быстрый

шаг, иногда переходящий на подскоки, улыбка.

Упражнение на освоение и закрепление позы покоя

и расслабления мышц рук

 Поза покоя

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но не все пока умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая — Очень легкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряженье... И становится понятно — Расслабление приятно!

«Кулачки»

Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох-выдох!

Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем —

Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики:

 Отдыхают наши пальчики .

 «Олени»

Представим себе, что мы — олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох-выдох.

Посмотрите: мы — олени,

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени...

Руки не напряжены

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко,  ровно, глубоко.

Упражнения на расслабление мышц ног

Перед началом работы с этими упражнениями дети должны освоить упражнения на расслабление мышц рук. Неплохо, если ребенок повторит эти упражнения. Повторение может быть закончено стихами:

Руки не напряжены,

А расслаблены.

Наши руки так стараются,

Пусть и ноги расслабляются!

«Пружинки»

Давай представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох-выдох!

Упираются в ботинки?

Что за странные пружинки

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

 Крепче, крепче нажимай...

Нет пружинок — отдыхай!

Руки не напряжены,

Ноги не напряжены

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

— Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

«Загораем»

Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Поднимаем ноги, держим . Ноги напряглись. Здесь можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы. Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох-выдох!

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим•••

Держим...

 Напрягаем. .

Загораем!

Опускаем (ноги резко опустить на пол).

Ноги не напряжены,

А расслаблены.

Упражнения на расслабление мышц

рук, ног и корпуса

 Упражнение «Штанга»

Будем заниматься спортом. Встань. Представь, что ты поднимаешь тяжелую штангу. Наклонись, возьми ее. Сожми кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали,  бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль  туловища).   Они   расслаблены, ненапряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох-выдох!

Мы готовимся к рекорду,

 Будем заниматься спортом

(наклониться вперед).

Штангу с пола поднимаем

(выпрямиться, руки вверх).

Крепко держим...

И бросаем!

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

Нам становится понятно:

Расслабление приятно.

«Кораблик»

Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох выдох!

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног.

После обучения расслаблению ног мы рекомендуем еще раз повторить позу покоя.

Снова руки на колени,

А теперь немного лени...

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело...

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко...

Упражнения на расслабление мышц шеи

 Любопытная Варвара

а) Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернемся в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох-выдох!

Любопытная Варвара

Смотрит влево...

Смотрит вправо...

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а расслаблена.

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямились. Легко стало, свободно дышится. Вдох-выдох!

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно

— Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

в) А сейчас медленно опускаем голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох-выдох!

А теперь посмотрим вниз

 — Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно

— Расслабление приятно!

 Шея не напряжена

И расслаблена.

Следующие группы упражнений будут направлены на расслабление мышц лица и речевого аппарата. Расслабление этих мышц важно не только для снятия общего возбуждения, но и они важны также для формирования четкой, спокойной речи ребенка, поэтому мы рекомендуем использовать эти упражнения и при работе с детьми с нарушенной речью. Принцип контраста с напряжением сохраняется и на этом этапе, причем снова напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным, чтобы именно оно зафиксировалось в сознании ребенка.

Эти группы упражнений содержат также и расслабление по представлению. Оно заключается в воздействии на детей только словом. Когда ребенок, отличающийся повышенной эмоциональностью, научится мышечному расслаблению, появится возможность снятия эмоционального напряжения путем внушения. Дети легко поддаются внушению, которое проводится как игра «Волшебный сон». Ребенок находится в позе покоя, глаза закрыты, он внимательно слушает ведущего и выполняет особые «команды» — специальные формулы внушения в стихах.

Путем внушения углубляется и закрепляется состояние спокойствия и мышечного расслабления, которое вызывается у детей по представлению.

 Упражнения на расслабление речевого аппарата (губ, нижней челюсти)

 «Хоботок»

Вытянуть губы «хоботком» (как при артикуляции звука «у»). Напряглись губы. Опускаем хоботок. Теперь губы стали мягкими, ненапряженными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены).

«Рот на замочке»

Поджимаем губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрываем рот на замочек. Сильно-сильно сжимаем губы. Им становится неприятно. Отпускаем губы. Вот какими мягкими и ненапряженными они стали.

 

 «Орешек»

Представьте, что вы разгрызаете твердый орешек. Крепко сожмите зубы. Челюсти напряглись, стали, как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти — легко стало, рот приоткрылся, все в нем расслаблено.

Зубы крепче мы сожмем,

 А потом их разожмем,

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется.

 «Волшебный сон»

Ребенок находится в позе покоя. Взрослый дает ему следующую установку: сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Ты не заснешь по-настоящему, будешь все слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не «проснешься» Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание: наступает «волшебный сон».

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают

Отдыхают     засыпают     (2 раза)

Шея не напряжена

И расслаблена...

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется (2 раза).

Дышится легко... ровно... глубоко...

Длительная пауза,

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться!

Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать.

Стихотворная формула читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку. Это упражнение можно проводить перед дневным или ночным сном ребенка, для снятия накопившейся усталости и напряжения.

Для профилактики агрессивных проявлений

«подари камешек»

Дети встают в круг. Ведущий предлагает детям взять из коробки разноцветные камешки и подарить их тому, кому они захотят, но обязательно со словами: «Я дарю тебе камешки, потому что ты самый...» (называется положительное качество ребенка).

Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.

«Сороконожка»

Игра проводится под музыку, ритм музыки меняется от быстрого к медленному и наоборот.

Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной «ножке», проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих — не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости. Очень хорошо!

«Волшебный шарик»

Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик — «болтик» — и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения».

«Все наоборот»

«Выполним упражнение, в котором играющим нужно будет не повторять движения взрослого, а делать все наоборот Если он поднимает руку, вы должны ее опустить. Он разведет ладони — вы сложите. Он махнет рукой вправо — вы немедленно влево. Он откроет книгу — вы закроете. А теперь без слов». Взрослый закрывает глаза... Кладет руку в карман... Сжимает пальцы рук... Идет вперед... Поворачивает направо... Ответ на любое движение всегда противоположен; по направлению и скорости. Выполняющий неправильно упражнение выходит из игры.

«Ласковые слова»

«Давайте, ребята, встанем в круг и будем передавать друг другу вот этот красивый шарик. Пока шарик у вас в руках: вы можете придумать ласковое слово и вместе с шариком передать его своему соседу, а он — своему и так — по кругу». Спросите детей, что приятнее получать — обидные или ласковые слова.

«Ласковые лапки»

Эта игра снимает напряжение, снижает агрессивность. Взрослый кладет на стол 6—7 мелких предметов: кусочек меxa, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенок закатывает рукава по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ребенка ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Можно поменяться с ребенком ролями.

 «Волшебные клубочки»

Ребята, смотрите, как много у нас разноцветных клубочков, какие они все красивые. Это волшебные клубочки, тоже помогут избавиться нам от гнева. Каждый берет в по клубочку, распускает кончик нитки, чем гнев сильнее, тем кончик длиннее, и начинает быстро сматывать клубок. Молодцы!»

 «Единство»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Постоять так тихо, пытаясь почувствовать единство маленького коллектива.

«Давайте с Вами поздороваемся»

При помощи рукопожатий. Сидя в кругу, все держатся за руки, поочередно пожимая их, смотрят друг на друга.

«Котик»

Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:

  • нежится на солнышке (лежит на коврике);
  • потягивается;
  • умывается;
  • царапает лапками с коготками коврик и т.д.

В качестве музыкального сопровождения можно воспользоваться записями аудиокассеты.

Игры и упражнения для детей склонных

к агрессивным проявлениям

Совместные настольные игры

Для работы с агрессивными детьми могут с успехом использоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей  «Конструктора».  По ходу игры

взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.

В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.

 « Взаимоотношения »        

Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком».

Стоит небольшой старинный

Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь,

То поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая-седая старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

— Входи, не стесняйся, дружок. —

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если,

Но если, но если

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка,

А выйдет Баба-Яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

После стихотворения идет обсуждение с детьми, подводится итог, что результат зависит от характера, способа выполнения, намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. Обсудите с ребенком, почему во второй части стихотворения к ребенку вышла не добрая старушка, а Баба-Яга.

 «Кулачок»

Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.

Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.

 «Карикатура»

В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующем занятии «предметом» обсуждения может стать другой ребенок. Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность «посмотреть на себя со стороны».

 «Лепим сказку»

Детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней должно быть достаточно много героев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. Для реализации этого упражнения хорошо подходит сказка «Три медведя».

Работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака». Разминая пластилин, ребенок направляет на него свою энергию, расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности.

 «Клеевой дождик»

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

  1. Подняться и сойти со стула.
  2. Проползти под столами.
  3. Обогнуть «широкое озеро».
  4. Пробраться через «дремучий лес».
  5. Прятаться от «диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.

Упражнение способствует развитию сплоченности группы.

«Строители»

Каждому ребенку предлагается построить себе дом и рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате: маленький стол, стулья, мячи, кегли и т. д. Каждому строителю задаются вопросы:

  • Удобно ли тебе будет жить в этом доме?
  • Где ты разместишь приехавших к тебе гостей?
  • Кто будет жить в этом доме кроме тебя? Можно спросить детей группы, подходит ли домик

его строителю. После беседы возможна перестройка дома с помощью других детей. Игра сближает детей в группе, способствует эмоциональному и моторному самовыражению.

 Кукла «Бобо»

Вы, наверное, замечали, что агрессия у ребенка постепенно накапливается, и, когда ему удается выплеснуть ее, он снова становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку возможность выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла «Бобо». Эта кукла не продается, но вы можете очень легко сделать ее сами, например, из подушки: пришейте к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделайте «лицо» — и кукла готова. Можно сделать ее более плотной. Для этого сшейте чехол продолговатой формы, также прикрепите к нему «ручки», «ножки» и «лицо», набейте плотно ватой или песком и зашейте. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

Иногда и взрослому хочется пнуть такую куклу. Не стесняйтесь, сделайте это и вы сами увидите, насколько быстро проходят негативные, агрессивные чувства.

 «Связующая нить»

Дети сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувства ценности других и самоценности.

Разыгрывание ситуаций

Вы уже, наверное, привыкли, что почти каждый раздел этой книги мы заканчиваем игрой «Разыгрывание ситуаций», и уже хорошо знаете приемы, которые используются в этой игре («зеркало», «обмен ролями» и т. п.). Поэтому сейчас мы не будем повторяться и ограничимся лишь описанием самих ситуаций:

  • Ты вышел во двор и увидел,  что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.
  • Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси её.
  • Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться  с ним.
  • Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка пожалей его.

Игры и упражнения для преодоления замкнутости

Незнайка

Каждый ребенок — Незнайка. Ведущий (взрослый) задает детям различные вопросы, а они только пожимают плечами, разводят руками.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: приподнятые брови, опущенные уголки рта, приподнятые на миг плечи, руки слегка разводятся в стороны, ладони раскрыты.

После игры определяется лучший Незнайка. Эта игра способствует развитию выразительности жестов. Замкнутый ребенок может более легко вступить в контакт, используя неречевые формы общения, которые помогут ему свободнее и выразительнее высказать свою мысль.

Изобрази пословицу

Дети разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа задумывает какую-либо пословицу и изображает ее с помощью мимики и жестов. Пословицы выбираются достаточно простые, знакомые всем детям. Вторая группа угадывает, какая пословица изображается.

Эта игра также способствует развитию умения использовать не только речевые формы общения.

Назови свои сильные стороны

Каждый ребенок в течение нескольких минут должен рассказывать о своих сильных сторонах — о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно, чтобы ребенок говорил прямо, не умаляя своих достоинств. Старайтесь, чтобы он как можно меньше использовал засоряющие язык слова, например, «ну», «вот», «если» и т. п.

Упражнение развивает умение думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других.

Близнецы

Обыгрывается сюжет, когда все вокруг стали абсолютно одинаковыми. Одинаково думают, одеваются

и т. п. После игры проводится обсуждение, понравилось ли быть всем одинаковыми, в чем были трудности.

Упражнение помогает осознать и принять индивидуальные особенности себя и других людей.

Закончи предложение. 

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу... Я умею... Я смогу... Я добьюсь...

Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.

Это упражнение способствует повышению уверенности в себе, в своих силах.

Совместный рисунок «Как мы боремся с трудностями»

Не нужно бояться ошибок, неудач. Мы с вами растем, развиваемся. Каждый день ставит перед нами новые задачи, с которыми нам нужно справиться, каждый день мы учимся делать что-то новое. А на новой дороге не обойтись без ошибок и неудач. Не бойтесь их! Трудности, с которыми мы справляемся, делают нас сильнее, умнее, увереннее в себе. Главное — не расстраиваться, не опускать руки, не обвинять себя и окружающих в том, что не повезло. Нужно терпеливо исправлять ошибки, преодолевать трудности. Давайте подумаем вместе, что значит «на ошибках учатся»? Наши ошибки помогают нам понять, что было сделано не так, и в следующий раз поступить так, чтобы добиться успеха. Если трудно, непонятно, попросите о помощи других ребят или взрослого человека. Может быть, они уже сталкивались с такой ситуацией, и у них есть опыт выхода из нее, который они могут вам передать.

После беседы обговорите вместе с детьми различные способы преодоления трудностей, пусть они попробуют придумать их сами, вспомнят примеры, как они или их друзья преодолевали различные жизненные препятствия.

После беседы предложите детям нарисовать эти способы. Совместное рисование на эту тему, помимо развития уверенности в себе, поможет замкнутому ребенку вступить в контакт с другими детьми, приоткрыть сверстникам свой внутренний мир.

Разыгрывание ситуаций

Игра «Разыгрывание ситуаций» может использоваться для коррекции практически всех нарушений в сфере общения у детей. Вы уже, наверное, не раз встречались с этой игрой при работе с нашей книгой. Поэтому мы не будем еще раз подробно останавливаться на описании коррекционных приемов («зеркало», «обмен ролями» и т. п.), их вы сможете найти в других разделах. Сюжеты для разыгрывания, так же, как и при коррекции других нарушений, могут быть придуманы самими детьми или можно использовать реальные ситуации, которые вызвали затруднения у вашего ребенка. А мы предлагаем вам проиграть следующие сценки:

  • два незнакомых ребенка вышли погулять во двор, там, кроме них, никого нет;
  • два незнакомых ребенка встречаются у качелей, оба хотят покачаться;
  • ребенок   гулял   во   дворе   —   видит другого, незнакомого, который громко плачет.

Разыгрывание ситуаций помогает ребенку отработать определенные навыки поведения. Это своеобразная «репетиция поведения», которая снимает некоторые трудности, возникающие у ребенка в процессе общения с детьми и взрослыми.

Совместные настольные игры

Для работы с замкнутыми детьми с успехом можно использовать различные настольные игры, которые есть дома. Однако есть особенность проведения этих игр — в них обязательно должно играть одновременно несколько детей. Мы рассмотрим их на примере игры «Мозаика в парах».

Дети делятся на пары. Каждая пара получает по мозаике, детали которой делятся между двумя детьми поровну. Задача: как можно быстрее собрать общую картинку, организовать в паре совместные действия.

В настольных играх отрабатываются навыки совместной игры с правилами.

«Маленький скульптор»

Упражнение выполняется в парах. Дается задание начать лепить из пластелина какую-нибудь фигуру, лучше что-то" фантастическое. Через определенное время дети меняются фигурами, и теперь каждый должен долепить фигуру партнера. После выполнения задания дети обмениваются замечаниями, правильно ли понят их замысел, что они сами хотели бы слепить.

Эта игра развивает и закрепляет навык понимания и развития замысла другого человека.

 Рисунок «Я в будущем»

Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спросите, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой, с одноклассниками, с друзьями.

Упражнение позволяет осознать возможность преодоления

замкнутости, дать ребенку перспективу на  будущее  и уверенность в своих силах.

Игры и упражнения для преодоления застенчивости

«Веселая зарядка»

        

Взрослый рассказывает, дети показывают. Для того, чтобы машина заработала, надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину (дети «спят»). Тело устает за день, и ему нужен отдых — сон. Но впереди новый день и впереди много, очень много интересных дел и приключений. Надо подготовить себя к ним. Включить, завести свое тело. Скорее прыгнем на пол! Каждый из вас — хозяин своего тела. Вы — проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки. Или мы упавшие на спинку божьи коровки? Удастся ли, перевернуться без посторонней помощи? А теперь мы — крадущиеся в зарослях тигры. Станем тростником на ветру и возьмем себе его гибкость. А теперь вздохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть-чуть и полетим. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы — маятники. Тяжелые бронзовые маятники в старинных часах. Покачаемся из стороны в сторону — и нам на все хватит времени. А теперь запустим самолет. Крутим его пропеллер изо всей силы. Изогнемся, как лук индейца, и станем такими же упругими. Какая из наших двух ног сегодня выше подпрыгнет — левая или правая? Побей собственный рекорд, присядь на один раз больше, чем вчера. Ты — победитель! Весь день станет нашим! Впрочем, можно и не делать зарядку, а ползать целый день, как старая больная черепаха.

Эта игра также способствует раскрепощению застенчивых детей. Ее можно использовать как в группе, так и индивидуально. Можно предложить «Веселую зарядку» ребенку в качестве утренней гимнастики, давая ему тем самым заряд бодрости на целый день. При проведении зарядки желательно использовать  веселую,  энергичную музыку.

«Колдун»

Колдун заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты, их характеризующие, показывает настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает.

Эта игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.

Расскажи стихи руками

Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.

Игра-фантазия

Дети выступают в роли того фантастического героя, которого придумали дома. На первом этапе дети придумывают сказку для своих героев, в которой оговаривается участие каждого героя в общей игре. На втором этапе идет собственно разыгрывание сказки. Игра направлена на предоставление каждому ребенку своей собственной, особой  модели поведения.

Как поступить?

Для этой игры вам потребуется несколько сюжетных картинок конфликтного содержания. Например, такие:

а)        Все сажают овощи, цветы, деревья, а один ребенок
сидит без дела.

б)        Дети собирают урожай, Одна девочка набрала так
много фруктов, что не может удержать их в
руках.

в)        Двое детей едят что-то вкусное, а третий нет.

г)        Дети играют, а у одного ребенка нет игрушек.

д)        Ребенок плачет.

Эти картинки лежат на столе изображением вниз. Игру можно начать стихами, загадкой или пословицей. Например:

Одному не под силу — зови товарищей.

Все силы отдай, а друга в беде выручай.

Дети должны, взяв картинку, подобрать свой выход из ситуации. Предложенные ситуации и выходы из них можно разыграть.

Эта игра учит детей быть внимательными, заботиться друг о друге.

Сказка

Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина — морская, сказка о девочке, которая живет в море.

Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но и развитию умения говорить о себе без стеснения, оценке своих лучших сторон, а также преодолению страха перед группой и установлению в ней доброжелательной атмосферы.

Рисунок «Какой я есть и каким бы я хотел быть»

Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке — таким, какой он сейчас, на втором — таким, каким бы он хотел быть. Работа с рисунками строится на сравнении их особенностей. Сравниваются цвета, которые использовал ребенок в каждом рисунке, поза, настроение, в котором он изображен, окружающая обстановка.

В психологии считается, что различия между этими рисунками отражают самооценку ребенка. В рисунках некоторых детей наблюдается совпадение между «реальным» и «идеальным» Я. Ребенок не видит

расхождения между двумя Я, считает, что нет необходимости что-то в себе менять. Такие дети обычно характеризуются несколько завышенной самооценкой.

В рисунках других детей наблюдается расхождение между двумя Я, но оно не очень большое. Обычно у таких детей самооценка адекватная.

Дети с заниженной самооценкой рисуют себя одним цветом, часто темным, маленького размера, рисунок грязный, неаккуратный. При рисовании идеального Я используется большее количество цветов, ребенок рисует себя в яркой одежде с элементами, подчеркивающими внешнюю красоту, в ситуациях выполнения положительных поступков.

После рисования проводится обсуждение. Оговаривается рисунок каждого ребенка, если рисование проходит в группе. В заключение ребенок должен сам сформулировать для себя, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.

 Разыгрывание ситуаций

Для разыгрывания можно предложить застенчивому ребенку следующие ситуации:

  • ты  пришел  в  новую  группу детского сада, познакомься с детьми и расскажи о себе;
  • ты потерял свою игрушку, подойди к детям и спроси, не видели ли они ее;
  • несколько детей играют во дворе, присоединись к ним;
  • к маме с папой пришли гости,  покажи им свою комнату и свои игрушки.

 Окажи внимание другому

Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т. п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я...» (повторяет сказанное ему, а затем он подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я...»).

Игра учит детей выражать свое положительное отношение к другим людям, учит оказывать и принимать знаки внимания.

Игры и упражнения для детей склонных

к конфликтным ситуациям

«Спина к спине»

Дети садятся спиной друг к другу. Задача — договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся впечатлениями и своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно?», «Не хотелось ли что-нибудь изменить?» Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь.

Возможен и такой вариант этого упражнения, когда спина к спине сидят взрослый и ребенок.

Эта игра направлена на то, чтобы развить умение детей договариваться друг с другом и показать, как важно для этого видеть своего собеседника.

«На кого я похож»

Дети садятся в круг. Выбирается один ребенок, а все остальные отвечают на вопросы взрослого: «На какое животное он похож?», «На какую птицу?», «На какое дерево?», «На какой цветок?» и т.п. Свои варианты может предлагать и сам ребенок, и так далее по кругу.

Эта игра направлена на то, чтобы помочь ребенку лучше осознать себя и черты своего характера. Для лучшего понимания можно попросить детей ответить на вопрос, почему ребенок похож на то или иное животное, птицу, дерево и т. п.

Рисунок «Мои друзья»

Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его, кто здесь нарисован, почему он нарисовал именно этих детей? Рисунок может дать также информацию об отношениях вашего ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур и т. п. Интересными могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями. Например, если кто-то из ребят нарисован в виде ели, это можно интерпретировать, как то, что с ним у вашего ребенка напряженные отношения, может быть, он даже испытывает некоторый страх при общении с ним, потому что этот ребенок «колется».

В качестве варианта этого упражнения можно использовать рисунок «Наша группа», который может быть хорошим диагностическим показателем взаимоотношений детей внутри группы.

Сказка наоборот

Известная детям сказка разыгрывается в двух частях:

  1. я часть — с привычными образами сказочных героев;
  2. я часть — черты характера сказочных героев меняются на противоположные.

Каждый ребенок играет одного и того же персонажа и в первой, и во второй части игры.

После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы для беседы:

  • Кого легче играть (доброго или злого, хитрого или честного)?
  • Как в жизни люди относятся к разным характерам?
  • Трудно ли переключаться с одного характера на другой? ^

—        Бывают ли в жизни такие ситуаций?

Эта игра направлена на расширение понятия о разных стилях поведения и осознание наиболее оптимального.

 

Ролевая гимнастика

А) Рассказать известное стихотворение следующим образом:

- шепотом;

- с пулеметной скоростью;

- со скоростью улитки;

- как робот;

- как иностранец.

Б) Походить как:

- младенец;

- глубокий старик;

- лев.

В) Улыбнуться как:

- кот на солнышке;

- само солнышко.

Г) Посидеть как:

- пчела на цветке;

- наездник на лошади;

- Карабас-Барабас.

Д) Попрыгать как:

- кузнечик;

- козлик;

- кенгуру.

Е) Нахмуриться как:

- осенняя туча;

- рассерженная мама;

- разъяренный лев.

Эта игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление, она способствует расширению поведенческого репертуара ребёнка.

Рисуем сказочных героев

Детям предлагается нарисовать различных сказочных героев: добрых и злых, сильных и слабых, умных и глупых, хороших и плохих. После рисования обратите внимание ребенка на особенности рисунка: каким цветом какие герои нарисованы, в какой они позе, какое у них выражение лица. Можно спросить детей, какие герои им больше нравятся и почему; на каких героев они хотели бы быть похожи; что нужно сделать сказочному герою, чтобы стать таким, какой нравится ребенку и т. п.

Сказка по кругу

Дети выбирают основную тему своей сказки. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку», сочиняют истории. Первый ребенок начинает ее, говоря первое предложение, второй продолжает и т. д. В конце проводится обсуждение, понравилась ли детям эта сказка, что они чувствовали, говоря по кругу; что они делали, если хотелось поправить другого ребенка и т. п.

Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать свои мысли, учит адекватным способам взаимодействия-взаимопомощи, умению спокойно выслушивать собеседника.

Сначала большинству детей бывает трудно включаться в процесс рассказывания сказки, они постоянно оглядываются на взрослого. Но, по мере развития сюжета, эти трудности обычно проходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР

Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР...

Программа упражнений по коррекции поведенческих расстройств

В настоящее время очень много детей с поведенческими расстройствами: гиперактивные дети. Часто можно заметить приступы агрессии, секундные эмоциональные вспышки ярости. Упражнения помогают настроить в...

Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития

ВведениеАктуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррел...

Упражнения для коррекции и развития памяти старших дошкольников

Примерные задания для работ дома по коррекции и развитию памяти детей подготовительных групп....

ЭФФЕКТИВНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Целью данного доклада является ответ на вопрос эффективно ли использовать   индивидуально-ориентированные упражнения при коррекции просодической стороны речи старших дошкольников с общи...

Учет типа темперамента как проявления индивидуальных особенностей ребенка дошкольника

Работая с детьми дошкольного возраста , необходимо учитывать тип темпераменте каждого ребенка. Игнорирование свойств темперамента может привести к развитию у дошкольников отрицательных черт характера....

Комплекс игр и упражнений для развития логического мышления у старших дошкольников

Комплекс игр и упражнений  для развития логического  мышления у старших дошкольниковГодунова Ирина Юрьевна, воспитатель МДОУ д/с №124 г. Саратов«Назови одним словом»Пед...